Лазарева, А. А. Эмоции как объект толкования в славянских народных рассказах о вещих снах

Дата изменения
Дата публикации:

Метки: Commentarii / Статьи, восточные славяне, народная культура, символика сновидений, устный сонник, личные приметы, повторяющиеся сны, эмоции

Название статьи Эмоции как объект толкования в славянских народных рассказах о вещих снах
Авторы Лазарева, Анна Андреевна — аспирант, Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В рубрике Commentarii / Статьи
Год 2016 Номер журнала 2 Страницы 30-46
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 398.7, ББК 82.3 (2) DOI 10.21638/11701/spbu19.2016.203
Аннотация Работа посвящена изучению народной традиции толкования снов у восточных славян. Эмоции, возникающие у человека во время сна, являются одним из объектов интерпретации (см., например, толкования «радость — к горю», «слезы — к радости»). Однако исследователи «народного сонника» (Н. И. Толстой, С. Небжеговска и др.) не рассматривали подробно проблему толкования эмоций сновидца, занимаясь визуальными образами сновидений и их символикой. На примере нарративов о вещих снах, записанных в Полтавской области (г. Миргород, с. Любивщина, с. Зубовка), в статье изучаются механизмы толкования эмоциональных снов. Эти рассказы можно разделить на две группы: 1) нарративы, в которых испытанные во сне чувства предвещают противоположные эмоции в дневной жизни (радость ― к слезам, слезы ― к радости); 2) нарративы, в которых эмоции получают буквальное толкование (например, «неприятные чувства во сне ― к чему-то неприятному в жизни» или более конкретно: «чувство стыда во сне предвещает позор, чувство утраты ― смерть кого-то из близких»). Сравнивая обе группы рассказов, можно сделать вывод, что в первом случае интерпретируются не столько эмоции, сколько действия, направленные на их выражение: плач, смех, танцы, пение. Сновидец может и не ощущать соответствующих этим действиям эмоций (в особенности это касается снов о выражении радости), либо видеть кого-то другого смеющимся, танцующим, поющим (в этом случае сон истолковывается по той же модели, только прогноз сна будет не для сновидца, а для человека, которого он видел во сне). Буквальное толкование испытанных во сне эмоций связано с понятием «тревожных снов». Сны, вызывающие неприятные эмоции (тревогу, растерянность, страх, неудовлетворенность, отвращение), интерпретировались опрошенными как «плохие», даже если сюжет сна предвещал «что-то хорошее» согласно «устному соннику» и мнению других собеседников (во время группового интервью). Испытанные во сне неприятные чувства создают у людей установку на негативное истолкование сна, в результате чего сновидец склонен обращать внимание на «нехорошие», с точки зрения «сонника», образы сна и игнорировать благоприятные знаки.
Ключевые слова восточные славяне, народная культура, символика сновидений, устный сонник, личные приметы, повторяющиеся сны, эмоции
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Артемидор. Сонник. Санкт-Петербург: Кристалл, 1999. 448 с.

    Гура, Александр Викторович. Снотолковательная традиция полесского села Речица // Сны и видения в народной культуре / Сост. О. Б. Христофорова. Москва: РГГУ, 2002. С. 70–93.

    Гура, Александр Викторович. Сонник // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под общей ред. Н. И. Толстого. Т. 5. Москва: Международные отношения, 2012. С. 122–125.

    Лазарева, Анна Андреевна. Белый конь и черный мустанг: образ лошади в рассказах о вещих снах // Традиционная культура. 2016. №4 (64). С. 159–171.

    Лазарева, Анна Андреевна. Выпавший зуб, упавший потолок и другие онирические сюжеты в рамках традиционных моделей толкования сновидений // Этнографическое обозрение. 2016. № 1. С. 89–103.

    Лурье, Михаил Лазаревич; Черешня, Адель Валерьевна.Крестьянские рассказы о сбывающихся снах // Традиция в фольклоре и литературе: статьи, публикации, методические разработки преподавателей и учеников Академической гимназии СПбГУ / Ред.-сост. М. Л. Лурье. Санкт-Петербург, 2000. С. 275–310.

    Лурье, Михаил Лазаревич. Вещие сны и их толкование (На материале современной русской крестьянской традиции) // Сны и видения в народной культуре / Сост. О. Б. Христофорова. Москва: РГГУ, 2002. С. 26–43.

    Ляцкий, Евгений Александрович. Материалы для народного снотолкователя (Минской губернии) // Этнографическое обозрение. 1898. № 1. С. 139–149.

    Небжеговска, Станислава.Сонник как жанр польского фольклора // Славяноведение. 1994. № 5. С. 67–74.

    Неклюдов, Сергей Юрьевич; Христофорова, Ольга Борисовна. Предисловие // Сны и видения в народной культуре / Сост. О. Б. Христофорова. Москва: РГГУ, 2002. С. 5–8.

    Никифоровский, Николай Яковлевич.Материалы для народного снотолкователя. (Витебской губернии) // Этнографическое обозрение. 1898. № 1. С. 133–139.

    Романов, Евдоким Романович. Опыт белорусского народного снотолкователя // Этнографическое обозрение. 1889. № 3. С. 54–72.

    Толстой, Никита Ильич.Славянские народные толкования снов и их мифологическая основа // Сон — семиотическое окно: сновидение и событие, сновидение и искусство, сновидение и текст. Москва: Издательство Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, 1993. С. 80–93.

    Трушкина, Наталия Юрьевна.Рассказы о снах // Сны и видения в народной культуре / Сост. О. Б. Христофорова. Москва: РГГУ, 2002. С. 143–170.

    Фрейд, Зигмунд. Толкование сновидений. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004. 508 с.

    Якушкина, Екатерина Ивановна.Народный сонник из Каргополья // Живая старина. 1999. № 2. С. 29–30.

 

Печать Электронная почта

  • Просмотров: 711