Mikhailova, Yu. He Sighed from His Heart and Began to Gather Soldiers”: Emotions in Russian Political Narratives

Дата изменения
Дата публикации:

Метки: Древняя Русь, Летописание, Владимир Мономах, история эмоций, эмоциональное сообщество, компаративистика, СТАТЬИ / COMMENTARII, МИХАЙЛОВА Ю.

Название статьи «He Sighed from His Heart and Began to Gather Soldiers»: Emotions in Rusian Political Narratives [“Воздохнув от сердца и нача скупати воя”: Эмоции в древнерусских летописях]
Авторы Михайлова, Юлия Александровна — преподаватель, Институт горного дела и технологий Нью-Мексико, Нью-Мексико, США, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Scopus ID 55825232500
В рубрике Commentarii / Статьи
Год 2016 Номер журнала 2 Страницы 17-29
Тип статьи Научная статья Индекс УДК, ББК УДК 94(3) ББК 63.3.(2)41 DOI 10.21638/11701/spbu19.2016.202
Аннотация

В статье рассматривается лексика, которую древнерусские летописцы употребляют для описания эмоциональных состояний, и демонстрируется ее близость аналогичной латинской и старофранцузской лексике. В текстах XI–XII вв., которые можно определить как «политические нарративные источники» (летописи, хроники, записи судебных диспутов между членами социальной верхушки и т. п.), регулярно встречается один и тот же, относительно ограниченный, набор эмоций, общий для Руси и Запада. Помимо анализа лексики, статья затрагивает вопрос о политических и социальных функциях публичной демонстрации эмоциональных состояний. Вопрос этот, всесторонне изученный применительно к различным периодам западноевропейского Средневековья, в первый раз рассматривается на древнерусском материале. Автор прилагает к междукняжеским отношениям понятие «правил игры (Spielregeln)», предложенное немецким ученым Гердом Альтхоффом и оказавшее большое влияние на западную медиевистику. «Правила игры» представляли систему имплицитных, подразумеваемых норм, которые регулировали общественные отношения в те периоды, когда не существовало развитого писаного права и разветвленного государственного аппарата. Они выражались через ритуализированное поведение, включавшее в себя как вербальные, так и невербальные способы коммуникации. Эти формы ритуализированного поведения, или поведенческие стереотипы, зачастую заключались в публичном выражении эмоций. Так, русские и западные летописцы считали нужным сообщать своим читателям о слезах и тяжелых вздохах, которые испускали описываемые ими персонажи, или о том, как весело им было на пиру или на охоте. Западные медиевисты показали, что подобные сообщения несли в себе определенную политическую нагрузку. В статье рассматриваются параллели между функциями, которые выполняли описания эмоций в западных и древнерусских источниках, и высказывается предположение, что русские князья и члены верхних общественных слоев Западной Европы руководствовались сходными «правилами игры».

Вслед напечатанному (SSBP. 2017. № 2 (22). С. 177–178)

Ключевые слова Древняя Русь, летописание, Владимир Мономах, история эмоций, эмоциональное сообщество, компаративистика
Полный текст статьи Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Грушевский, Михаил Сергеевич. История Украины-Руси. Т. 2. Лвiв: Навуково товариство имени Шевченка, 1905. 602 c.

    Литвина, Анна Федоровна; Успенский, Федор Борисович. О возможных мотивах одного политического убийства (XI в.) // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXVIII Международной научной конференции. Москва: Аквилон, 2016. С. 35–40.

    Лукин, Павел Владимирович. Праздник, пир и вече: К вопросу об архаических чертах общественного строя восточных и западных славян // Одиссей: человек в истории. 2006. Феодализм перед судом историков. Москва: Институт всеобщей истории РАН, 2008. С. 134–150.

    Назаренко, Александр Васильевич. Родовой сюзеренитет Рюриковичей над Русью (Х–ХI вв.) // Древнейшие государства на территории СССР. 1985 год. Москва: Наука, 1986. С. 149–157.

    Althoff, Gerd.Spielregeln der Politik im Mittelalter. Kommunikation in Frieden und Fehde. Darmstadt: Primus Verlag, 1997.360 p.

    Bloch, Marc. La sociéte féodale: La formation des liens de dépendance. Paris: Editions Albin Michel, 1949. 287 p.

    Bynum, Caroline. Jesus as Mother and Abbot as Mother: Some Themes in Twelfth-Century Cistercian Writing //Jesus as Mother: Studies in the Spirituality of the High Middle Ages. Berkeley: University of California Press, 1982. P. 110–169.

    Cheyette, Frederick; Chickering, Howell. Love, Anger, and Peace: Social Practice and Poetic Play in the Ending of Yvain //Speculum. 2005. Vol.80. P. 75–117.

    Débax, Hélène. La féodalité languedocienne aux Xie – XIIe siècles: serments, sommages et fiefs dans le Languedoc des Trencavel. Toulouse: Presses universitaires du Mirail, 2003.407 p.

    Franklin, Simon; Shepard, Jonathan.The Emergence of Rus’, 750–1200. New York: Longman Publ., 1996. 472 p.

    Habermas, Jürgen.The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge, MA: MIT Press, 1991.301 p.

    Heal, Felicity. Hospitality in Early Modern England. Oxford: Clarendon Press, 1990. 476 p.

    Hinterberger, Martin.Emotions in Byzantium // A Companion to Byzantium. Malden MA: Wiley-Blackwell Publ., 2010. P. 123–134.

    Hyams, Paul.Was There Really Such a Thing as Feud in the High Middle Ages? // Vengeance in the Middle Ages: Emotion, Religion and Feud. Farnham, U. K.: Ashgate Publ., 2010.P. 151–166.

    Jones, George. The Ethos of the Song of Roland. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1963. 453 p.

    Jordan Fantosme’s Chronicle. New York: Oxford University Press, 1981. 214 p.

    McSheffrey, Shannon. Marriage, Sex and Civic Culture in Late Medieval London. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2006. 304 p.

    Mikhailova, Yulia. «Christians and Pagans» in the Chronicles of Pre-Mongolian Rus: Beyond the Dichotomy of «Good Us» and «Bad Them // Geschichte der Slavia Asiatica: Quellenkundliche Probleme. Leipzig: Leipziger Universitätsverlag, 2013. P. 50–79.

    Miller, William Ian. Humiliation: And Other Essays on Honor, Social Discomfort, and Violence. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1995. 270 p.

    Rees, Davies. «The Medieval State: The Tyranny of a Concept?» // Journal of Historical Sociology. (2003). Vol. 16. P. 280–300.

    Roche, Thomas.The Way Vengeance Comes: Rancorous Deeds and Words in the World of Orderic Vitalis //Feud, Violence and Practice: Essays in Medieval Studies in Honor of Stephen D. White. Burlington, VT: Ashgate Publ., 2010. P. 115–136.

    Rosenwein, Barbara.Emotional Communities in the Early Middle Ages. Ithaca, New York: Cornell University Press, 2007. 228 p.

    Rosenwein, Barbara.Eros and Clio: Emotional Paradigms in Medieval Historiography // Mediävistik im 21. Jahrhundert: Staat und Perspektiven der internationalen und interdisziplinaren Mittelalterforschung.Munich: Fink Publ., 2003. P. 427–441.

    Rosenwein, Barbara.Even the Devil (Sometimes) Has Feelings // The Haskins Society Journal. 2005. Vol. 14. P. 1–14.

    Stuard, Susan.Women in Medieval Society.Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2012.

    White, Stephen. The Politics of Anger // Anger’s Past: The Social Uses of an Emotion in the Middle Ages. Ithaca: Cornell University Press, 1998. P. 127–152.

 

Печать Электронная почта

  • Просмотров: 557