Название статьи | Эмоции как объект толкования в славянских народных рассказах о вещих снах | ||||||||
Авторы | Лазарева, Анна Андреевна — аспирант, Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | Commentarii / Статьи | ||||||||
Год | 2016 | Номер журнала | 2 | Страницы | 30-46 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 398.7, ББК 82.3 (2) | DOI | 10.21638/11701/spbu19.2016.203 | ||||
Аннотация | Работа посвящена изучению народной традиции толкования снов у восточных славян. Эмоции, возникающие у человека во время сна, являются одним из объектов интерпретации (см., например, толкования «радость — к горю», «слезы — к радости»). Однако исследователи «народного сонника» (Н. И. Толстой, С. Небжеговска и др.) не рассматривали подробно проблему толкования эмоций сновидца, занимаясь визуальными образами сновидений и их символикой. На примере нарративов о вещих снах, записанных в Полтавской области (г. Миргород, с. Любивщина, с. Зубовка), в статье изучаются механизмы толкования эмоциональных снов. Эти рассказы можно разделить на две группы: 1) нарративы, в которых испытанные во сне чувства предвещают противоположные эмоции в дневной жизни (радость ― к слезам, слезы ― к радости); 2) нарративы, в которых эмоции получают буквальное толкование (например, «неприятные чувства во сне ― к чему-то неприятному в жизни» или более конкретно: «чувство стыда во сне предвещает позор, чувство утраты ― смерть кого-то из близких»). Сравнивая обе группы рассказов, можно сделать вывод, что в первом случае интерпретируются не столько эмоции, сколько действия, направленные на их выражение: плач, смех, танцы, пение. Сновидец может и не ощущать соответствующих этим действиям эмоций (в особенности это касается снов о выражении радости), либо видеть кого-то другого смеющимся, танцующим, поющим (в этом случае сон истолковывается по той же модели, только прогноз сна будет не для сновидца, а для человека, которого он видел во сне). Буквальное толкование испытанных во сне эмоций связано с понятием «тревожных снов». Сны, вызывающие неприятные эмоции (тревогу, растерянность, страх, неудовлетворенность, отвращение), интерпретировались опрошенными как «плохие», даже если сюжет сна предвещал «что-то хорошее» согласно «устному соннику» и мнению других собеседников (во время группового интервью). Испытанные во сне неприятные чувства создают у людей установку на негативное истолкование сна, в результате чего сновидец склонен обращать внимание на «нехорошие», с точки зрения «сонника», образы сна и игнорировать благоприятные знаки. | ||||||||
Ключевые слова | восточные славяне, народная культура, символика сновидений, устный сонник, личные приметы, повторяющиеся сны, эмоции | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|
Метки: восточные славяне, народная культура, символика сновидений, устный сонник, личные приметы, повторяющиеся сны, эмоции