Найдёнова, Дарья Вадимовна. Реликвии и особенности почитания св. Христофора на Руси

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Найдёнова, Дарья Вадимовна. Реликвии и особенности почитания св. Христофора на Руси // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2024. № 1. С. 197-213. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.110

For citation: Naydenova, Darya Vadimovna. Relics and Specifics of Worship of St. Christopher in Russia, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2024. № 1. Pp. 197-213. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.110

Название статьи Реликвии и особенности почитания св. Христофора на Руси
Авторы Найдёнова, Дарья Вадимовна ― соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Orc ID 0000-0002-2267-7931, ScopusID 57204182045; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Miscellanea / Смесь
Год  2024 Номер журнала 1 Страницы 197-213
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 94; ББК 63.3(0); Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.110
Аннотация

Зооморфная иконография св. Христофора сегодня все чаще привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на широкий корпус искусствоведческой литературы, проблема бытования культа и реликвий св. Христофора на Руси практически не рассмотрена. Анализ письменных источников позволяет говорить о широком распространении реликвий св. Христофора на Руси начиная с XVII века. Частицы его мощей, заключенные в драгоценные раки и реликварии, со временем разошлись по всей стране. Одна из крупных святынь – честная глава св. Христофора, по форме напоминающая голову собаки, хранилась в Успенском соборе Московского Кремля и, как сообщают источники, была задействована в торжественном Чине омовения святых мощей. Зооморфная иконография мученика могла сложиться не только на основании житийных повествований св. Христофора, описывающих его с головой «аки песья», но и в связи с пребыванием в сердце Москвы – Московском Кремле – его значимой реликвии. Вместе с тем, на Руси специфический образ св. Христофора в качестве врачевателя особенно остро воспринимался в «контексте» народной культуры. Почитание мученика актуализировалось на фоне трагических событий в истории Руси, связанных с моровыми поветриями, вызывающими большую смертность не только среди людей, но и животных.

Ключевые слова св. Христофор, мощи, реликвии, честная глава, Московский Кремль, зооморфная иконография
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Акопян, Заруи Аветисовна. Образ св. Христофора в раннесредневековой скульптуре Армении (VII век) // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 74. Византия в контексте мировой культуры. Материалы конференции, посвящённой памяти А. В. Банк (1906–1984) / Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 119–132.

Александр (Мусин), дьякон. Святые мощи в Древней Руси: литургические аспекты истории почитания // Восточнохристианские реликвии / Ред.-сост. А. М. Лидов. Москва: Прогресс-Традиция, 2003. С. 363–386.

Виноградов, Андрей Юрьевич. День освящения храма в традиции восточной церкви (IV–XIII века): Стратегии выбора // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. Выпуск 73 (1–2). Москва, 2012. С.154–177.

Гнутова, Светлана Михайловна; Щедрина, Ксения Андреевна. Кийский крест, крестный монастырь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Редактор-составитель А.М. Лидов. Москва: Индрик, 2006. С. 681–705.

Журавлева, Ирина Алексеевна. Об одной группе серебряных ковчегов-мощевиков конца XVI – первой трети XVII века // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции / Отв. ред. Л. И. Лифшиц. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин. 1997. С. 391–412.

Куколевская, Ольга Святославовна. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря: В 2 т. Т. 2. Москва: Северный паломник, 2008. 429 с.

Лосева, Ольга Викторовна. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII – первой трети XV веков. Москва: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 472 с.

Найденова, Дарья Вадимовна. Зооморфный образ св. Христофора на северных алтарных дверях второй половины XVI – начала XVIII в. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып.2. / Под ред. А.В. Захаровой. Санкт-Петербург, 2012. С. 195–200.

Никифорова, Александра Юрьевна. Египетский след в Иерусалимском тропологии Sin. gr. ΝΕ/ΜΓ 56+5 // Вестник СПбГУ. Серия 13: Востоковедение и африканистик. 2016. № 4. С. 40-54. DOI: 10.21638/11701/spbu13.2016.405

Фонкич, Борис Львович. Чудотворные иконы и священные реликвии Христианского востока в Москве в середине XVII века // Очерки феодальной России. 2001. Вып. 5. С.70–97.

Хелу, Нада Фараджала. Раннехристианский мозаичный пол церкви Кабр-Хирам (Финикия) // Византийский временник. 1991. Т.52. С.192–200.

Черная, Людмила Алексеевна. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. Москва: Языки русской культуры, 1999. 281 с.

Юрьева, Татьяна Владимировна. Почитание св. Христофора и его отражение в ярославском круге памятников // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 334–339.

Domaćinović, Petra. Rapske viteške igre // Ethnologica Dalmatica. 2019. Vol. 26. P. 51–66.

Hill, Stephen. Matronianus, Comes Isauriae: An Inscription from an Early Byzantine Basilica at Yanıkhan, Rough Cilicia // Anatolian Studies. 1985. Vol. 35. P. 93–97.

Hill, Stephen. The Early Byzantine Churches of Cilicia and Isauria. Aldershot: Variorum, 1996. 280 p.

Regan, Krešimir; Nadilo, Branko. Stare crkve otoka Raba // Građevinar. 2009. Vol. 61. № 10. P. 969–981.

Woods, David. St. Christopher, Bishop Peter of Attalia, and the Cohors Marmaritarum: A Fresh Examination // Vigiliae Christianae. 1994. Vol. 48. № 2. P. 170–186.

 

Метки: почитание святых, мученичество, MISCELLANEA / СМЕСЬ, исторические источники, история церкви, история культуры, НАЙДЁНОВА Д.В.

  • Просмотров: 21