Журавель, Ольга Дмитриевна. Мессианство в идеологических построениях старообрядцев

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Журавель, Ольга Дмитриевна. Мессианство в идеологических построениях старообрядцев // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 2. С. 53-66. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.204

For citation: Zhuravel, Olga Dmitrievna. Messianism in the ideological constructions of the Old Believers, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 2. Pp. 53-66. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.204

Название статьи Мессианство в идеологических построениях старообрядцев
Авторы

Журавель, Ольга Дмитриевна — доктор филологических наук, профессор, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия; старший научный сотрудник, лаборатория эдиционной археографии Уральского гуманитарного института, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, Orc ID 0000-0003-0535-7765, SPIN-код 1526-5859, Scopus ID 57194714365; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В рубрике Commentatii / Статьи
Год  2023 Номер журнала 2 Страницы 53-66
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 279.99+2-475.5+821.161.1; ББК 86.372.81+83.3(2=411.2)4 Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2003.204
Аннотация

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 22-28-01617 «Противостояние “кромешному миру” в творчестве проповедников конца XVII – начала XVIII века: авторская аксиология, механизмы воздействия».

В статье рассматривается восприятие концепции «Москва — Третий Рим» несколькими поколениями старообрядческих идеологов. Осмысление теории в старообрядчестве представляет собой важный этап ее бытования. Автор отмечает актуализацию разных аспектов концепции на разных этапах истории старообрядчества. Если эсхатологический аспект был наиболее важен для раннего этапа движения, то идея провиденциального значения Руси как вселенского центра православия оказывается продуктивной в творчестве старообрядцев второго поколения. Центральное внимание в статье уделяется отражению доктрины и связанного с ней комплекса идей в литературной культуре Выговского старообрядческого центра (первая четверть XVIII века). Основным материалом для исследования послужили неопубликованные и малоизученные проповеди лидера Выга Андрея Денисова. В его творчестве идея Руси как третьего и последнего Рима обретает свое развитие. Эволюция теории связана не только с осознанием падения «Третьего Рима»: в сочинениях Андрея Денисова утверждается мысль о том, что именно старообрядческая церковь в образе Выговской пустыни является последним прибежищем истинной веры. Мотив бегства церкви в поисках чистоты веры, известный по «Слову об обидах Церкви», трактуется как трансляция святости из Древней Руси в старообрядчество. При этом формируется важная для старообрядческой сотериологии мифологема передачи благодати от истоков христианства через посредство Святой Руси. Поскольку Выговская литературная школа развивалась на основе современных риторических стратегий, материал статьи демонстрирует то, как сочетались древние духовные и литературные традиции с культурными новациями в эпоху перехода от Средневековья к Новому времени.

Ключевые слова Москва—Третий Рим, старообрядчество, Выг, Андрей Денисов, проповедь, эсхатология
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Бубнов, Николай Юрьевич. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. Санкт-Петербург: Библиотека Российской Академии наук, 1995. 435 с.

Гольдберг, Александр Львович. Три «послания Филофея» (Опыт текстологического анализа) // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 29. Ленинград: Наука, 1974. С. 68–97.

Гурьянова, Наталья Сергеевна. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск: Наука, 1988. 188 с.

Гурьянова, Наталья Сергеевна. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения Российской Академии наук, 2007. 379 с.

Гурьянова, Наталья Сергеевна; Крамми, Роберт O. Историческая схема в сочинениях писателей выговской литературной школы // Старообрядчество в России (XVII–XVIII вв.). Москва: «Археографический центр», 1994. С. 120–138.

Журавель, Ольга Дмитриевна. Литературное творчество старообрядцев XVIII – начала XXI вв.: Темы, проблемы, поэтика. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. 442 с.

Журова, Людмила Ивановна. Авторский текст Максима Грека: Рукописная и литературная традиции. Часть 2. Сочинения. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2011. 302 с.

Зеньковский, Сергей Александрович. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. Репринт. Москва: «Церковь», 1995. 528 с.

Зеньковский, Сергей Александрович. Русское старообрядчество: В 2-х томах. Москва: Институт ДИ-ДИК; Квадрига, 2009. 688 с.

Иванов, Александр Иванович. Максим Грек и Савонарола // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 23. Ленинград: Наука, 1968. С. 117–226.

Кореневский, Андрей Витальевич. Кем и когда была «изобретена» теория «Москва—Третий Рим»? // Ab Imperio. 2001. № 1–2. С. 87–124.

Кореневский, Андрей Витальевич. Идеологема отложенного спроса, или Сколько раз «изобретали» теорию «Москва—Третий Рим»? // Исторический курьер. 2021. № 6 (20). С. 9–28. DOI 10.31518/2618-9100-2021-6-1

Миллер, Татьяна Адольфовна. Мефодий Олимпский и традиция платоновского диалога // Античность и Византия. Москва: Наука, 1975. С. 175–194.

Опарина, Татьяна Анатольевна. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение Российской Академии наук, 1998. 431 с.

Плюханова, Мария Борисовна. Новый Иерусалим в «италийской пустыни»: Сказания о перенесении дома Богородицы в Лорето // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва: Индрик, 2009. С. 419–444.

Синицына, Нина Васильевна. Третий Рим. Истоки и эволюция средневековой концепции. Москва: Индрик, 1998. 416 с.

Титова, Любовь Васильевна. Послание дьякона Федора сыну Максиму — литературный и полемический памятник раннего старообрядчества. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2003. 311 с.

Федотов, Георгий Петрович. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). Москва: Прогресс, Гнозис, 1991. 192 с.

Флоровский, Георгий. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 600 с.

Юхименко, Елена Михайловна. Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература: В 2 т. Москва: «Языки славянской культуры», 2002. Т. I. 544 с.; Т. II. 480 с.

Юхименко, Елена Михайловна. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства: В 2 т. Т. I. Москва: Языки славянской культуры, 2008. 688 с.

Crummey, Robert O. The Old Believers and the world of antichrist. The Vyg Community and the Russian State 1694–1855. Madison, Milwaukee and London, 1970. 258 p.

Zenkovsky, Sergey Aleksandrovich. The ideological World of the Denisov Brothers. Harvard Slavic Studies. 1957. Vol. III. P. 49–66.

 

Метки: византийское культурное влияние, Средневековье, XVIII век, летописи, византинистика, исследования средневековья, исторические источники, COMMENTARII / CТАТЬИ, история культуры, ЖУРАВЕЛЬ О. Д

  • Просмотров: 120