Стефанович, Петр Сергеевич. Место Руси / России в эсхатологических концепциях в Московском государстве конца XVI – середины XVII века

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Стефанович, Петр Сергеевич. Место Руси / России в эсхатологических концепциях в Московском государстве конца XVI – середины XVII века // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 2. С. 29-52. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.203

For citation: Stefanovich, Petr Sergeevich. The Place of Rus’ / Russia in the eschatological concepts in Muscovite state of the late 16th – mid 17th centuries, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 2. Pp. 29-52. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.203

Название статьи Место Руси / России в эсхатологических концепциях в Московском государстве конца XVI – середины XVII века
Авторы

Стефанович, Петр Сергеевич — доктор исторических наук, профессор РАН, профессор, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики»; ведущий научный сотрудник, Институт российской истории РАН, Москва, Россия, Orc ID 0000-0002-3444-6188, Researcher ID K-5076-2015, Scopus ID 37095980800; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В рубрике Commentatii / Статьи
Год  2023 Номер журнала 2 Страницы 29-52
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 902.2; ББК 63.4(2) Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2003.203
Аннотация

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-42050 «Петр I и российская культурная идентичность конца XVII – первой трети XVIII в.».

В статье рассматривается, как эсхатологические модели, известные в литературе Московского государства конца XVI – середины XVII в., определяли место Руси / России в мире и мировой истории. Исходной для анализа является модель богоизбранной исключительности Московского царства, которую нередко называют особой московской мифологией. Эсхатологические идеи, прежде всего, идея «Москва—Третий Рим», развитая псковским монахом Филофеем в 1520-х гг., были необходимым элементом модели, создававшей образ «светлой России» (или «святой Руси»), хранительницы истинной веры вплоть до Конца света. В первой половине XVII в. в Московское государство проникают эсхатологические идеи, сформулированные авторами из православной руси Речи Посполитой. Их произведения были адаптированы в Московском государстве посредством, главным образом, двух полемических сборников, изданных в Москве, — «Кирилловой книги» (1644 г.) и «Книги о вере» (1648 г.). Как показывается в статье, в эсхатологических схемах, изложенных в них, русь понималась как народ, который имел древние корни и особую провиденциальную судьбу, не связанную напрямую с какими-либо политическими формами и границами. В то же время, в 1640–1650-е гг. в Москве распространились пророчества греко-византийского происхождения, где России отводилось важное место «вселенской империи», призванной возродить «Ромейско-эллинскую империю» (Византию). Новые представления коренным образом отличались и от идеи «Москва—Третий Рим», и от всей московской мифологии исключительности. Как заключает автор, важнейшие события русской истории — присоединение Украины в 1654 г. и церковный Раскол — были связаны с распространением этих новых представлений.

Ключевые слова история идей, эсхатология, русская идентичность, Московское царство
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Антонов, Дмитрий Игоревич. Смута в культуре средневековой Руси: Эволюция древнерусских мифо­логем в книжности начала XVII века. Москва: РГГУ, 2009. 424 с.

Белякова, Елена Владимировна; Мошкова, Людмила Владимировна; Опарина, Татьяна Анатольевна. Кормчая книга: От рукописной традиции к печатному изданию. Москва; Санкт-Петербург: Институт российской истории РАН; РГАДА; Центр гуманитарных инициатив, 2017. 496 с.

Бибиков, Михаил Вадимович; Родионов, Олег Алексеевич; Чеснокова, Надежда Петровна. Визан­тийские традиции и славянские тексты поствизантийского периода. Москва: ИВИ РАН, 2015. 312 с.

Гурьянова, Наталья Сергеевна. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии. Ново­сибирск: СО РАН, 2007. 379 с.

Гурьянова, Наталья Сергеевна. Об эсхатологии и религиозности населения России в XVII веке // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20. № 8. С. 23–33.

Дмитриев, Михаил Владимирович. Парадоксы «Святой Руси». «Святая Русь» и «русское» в куль­туре Московского государства 16–17 вв. и фольклоре 18–19 вв. // Cahires du monde russe. 2012. T. 53. Vol. 2/3. P. 319–331.

Ерусалимский, Константин Юрьевич. Третий Рим: Взлет и закат апокалиптического мифа // Mare nostrum. Вып. 2: Море истории. Москва, 2021. С. 119–167.

Зеньковский, Сергей Александрович. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века // Зеньковский, Сергей Александрович. Русское старообрядчество: В 2 томах. Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С. 41–354.

Карбасова, Татьяна Борисовна. Кирилл Новоезерский: История почитания: Исследование и тексты. Москва; Санкт-Петербург: Альянс-архео, 2011. 560 с.

Кириллин, Владимир Михайлович. «Повесть о новгородском белом клобуке»: Время происхождения и соотношение первых редакций // Герменевтика древнерусской литературы. Вып. 11. Москва: Языки славянской культуры; Прогресс-традиция, 2004. С. 393–437.

Лебедева, Ирина Николаевна. Поздние греческие хроники и их русские и восточные переводы. Ленин­град: Наука, 1968. 140 с.

Лурье, Вадим Михайлович. Три эсхатологии. Русская эсхатология до и после великого Раскола // Мир Православия: Сборник научных статей. Вып. 3. Волгоград: ВолГУ, 2000. С. 150–178.

Неменский, Олег Борисович. Представление славянской общности в «Палинодии» Захарии Копыстен­ского // Славянский мир в Третьем тысячелетии. Славянская идентичность — новые факторы консо­лидации: Сборник статей. Москва: Институт славяноведения РАН, 2008. С. 120–127.

Опарина, Татьяна Анатольевна. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосибирск: Наука, 1998. 413 с.

Опарина, Татьяна Анатольевна. Образ «третьей части звезд небесных» в русской публицистике XVII в. // Славяноведение. 2003. № 2. С. 70–78.

Опарина, Татьяна Анатольевна. Тема крещения Руси в «Палинодии» Захарии Копыстенского и ее рецепции в России в первой половине XVII века // Київська Академія. 2007. № 4. С. 30–58.

Савельева, Наталья Вячеславовна. Неизвестный западнорусский автор иеромонах Гедеон, игумен Бизюкова монастыря, и московское книгопечатание середины XVII века // Книжная старина. Вып. 2. Санкт-Петербург, 2011. С. 82–131.

Синицына, Нина Васильевна. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. (XV–XVI вв.). Москва: Индрик, 1998. 416 с.

Сперанский, Михаил Несторович. Повести и сказания о взятии Царьграда турками (1453) в русской письменности XVI–XVII веков // Труды отдела древнерусской литературы. 1954. Т. 10. С. 136–165; 1956. Т. 12. С. 188–225.

Стефанович, Петр Сергеевич. «Славянороссийский народ» в исторической литературе Украины и России XVII – первой половины XVIII в. // Slověne. 2020. Vol. 9. № 2. C. 417–447.

Стефанович, Петр Сергеевич. Русская / российская идентичность раннего старообрядчества: От «свет­лой России» к «преславнейшей и всесчастливой Российской империи» (середина XVII – первая треть XVIII в.) // Cahiers du monde russe. 2021. T. 62. Vol. 1. P. 105–136.

Уо, Даниель Кларк [Waugh, Daniel Clarke]. «Одоление на Турское царство» — памятник антитурецкой публицистики XVII в. // Труды отдела древнерусской литературы. 1977. Т. 33. С. 88–107.

Чеснокова, Надежда Петровна. Христианский Восток и Россия: Политическое и культурное взаимо­действие в середине XVII века (По документам Российского государственного архива древних актов). Москва: Индрик, 2011. 288 с.

Чеснокова, Надежда Петровна. Толкование предсказания о Константинополе газского митрополита Паисия Лигарида // Диалог со временем. 2022. Вып. 80. С. 339–353.

Шамин, Степан Михайлович. Иностранные «памфлеты» и «курьезы» в России XVI – начала XVIII сто­летия. Москва: Весь Мир, 2020. 392 с.

Юрганов, Андрей Львович. Категории русской средневековой культуры. Москва: МИРОС, 1998. 448 с.

Вrüning, Alfons. Confessionalization in the Slavia Orthodoxa (Belorussia, Ukraine, Russia)? Potential and Limits of a Western Historiographical Concept // Religion and the Conceptual Boundary in Central and Eastern Europe: Encounters of Faiths. Ed. Bremer, Thomas S. London: Palgrave Macmillan, 2008. Pp. 66–97.

McGinn, Bernard. Antichrist: Two Thousand Years of the Human Fascination with Evil. San Francisco, CA: Harper SanFrancisco, 1994. XIII, 369 p.

Pissis, Nikolas. Russland in den politischen Vorstellungen der griechischen Kulturwelt 1645–1725. Göttin­gen: V&R unipress GmbH, 2020. (Kultur- und Sozialgeschichte Osteuropas / Cultural and Social History of Eastern Europe. Bd. 10). 502 s.

Podskalsky, Gerhard. Byzantinische Reichseschatologie: Die Periodisierung der Weltgeschichte in den vier Grossreichen (Daniel 2 und 7) und dem Tausendjärigen Friedensreiche (Apok. 20). Eine motivgeschichtliche Untersuchung. München: Wilhem Fink, 1972. XII, 114 p.

Rowland, Daniel B. God, Tsar, and People: The political culture of Early Modern Russia. Ithaca, NY: Cornell University Press, Northern Illinois University Press, 2020. XXII, 397 p.

 

Метки: византийское культурное влияние, Средневековье, византинистика, исследования средневековья, исторические источники, XVI век, COMMENTARII / CТАТЬИ, XVII век, пути межкультурной коммуникации, СТЕФАНОВИЧ П. С.

  • Просмотров: 59