Ссылка для цитирования: Бушкович, Пол. Перворимский контекст послания Филофея: Православие и католичество в России XV–XVI веков // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 2. С. 14-28. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.202
For citation: Bushkovitch, Paul. The First Rome context of Filifei’s epistle: Orthodoxy and catholicism in Russia in 15th – 16th сenturies, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 2. Pp. 14-28. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.202
Название статьи | Перворимский контекст послания Филофея: Православие и католичество в России XV–XVI веков | ||||||||
Авторы |
Бушкович, Пол — доктор истории, профессор отделения истории Йельского университета, Нью Хэйвен, США, Scopus ID 26631885900; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
||||||||
В рубрике | Commentatii / Статьи | ||||||||
Год | 2023 | Номер журнала | 2 | Страницы | 14-28 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 93/94+930.85; ББК 63.3(2)+63.3(0)4 | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/spbu19.2003.202 | ||||
Аннотация |
Статья представляет собой попытку реконструкции одной из важнейших составляющих культурно-исторического ландшафта России XV–XVI вв., имеющей первостепенное значение для понимания сути идей инока псковского Елеазарова монастыря Филофея, автора теории «Москва — Третий Рим». Согласно общепринятой точке зрения отношения между Русью и Западом после Ферраро-Флорентийчкого собора стали непримиримо враждебными, а восприятие католицизма, «Первого Рима» — однозначно негативным. Культурные контакты если и сохранялись, то лишь вопреки конфессиональным различиям. Однако ситуация конца XV – начала XVI столетий демонстрирует более гибкое и прагматичное отношение русской интеллектуальной и политической элиты: общество и церковь оставались верны православному учению, не уступая в догматических и канонических вопросах — таких, как filioque, причащении опресноками или церковном верховенстве папы, но были вполне готовы усваивать западный опыт. Даже такие видные представители церковной иерархии, как Авраамий Суздальский, Геннадий Новгородский и митрополит Макарий признавали, что кое-чему у католиков можно поучиться. На этом фоне позиция Филофея, считавшего все исходящее из западной церкви кознями дьявола, представляется значительно более категоричной и нетерпимой. По мнению автора статьи, это различие в восприятии «Первого Рима» является одной из причин слабого интереса современников псковского старца к идее Третьего Рима. Объяснение такой позиции Филофея он видит, с одной стороны, в специфике пограничного положения Пскова, в силу чего градус враждебности к Западу здесь был явно выше, а с другой — в том, что теория инока Елеазарова монастыря была исключительно богословской и не имела отношения к внешней политике, строению Русского государства или восприятию западной культуры. |
||||||||
Ключевые слова | Рим, Москва — Третий Рим, Филофей, православие, католицизм, папство, Ферраро-Флорентийский собор, антилатинская полемика | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Абеленцева, Ольга Алексеевна. Митрополит Иона и установление автокефалии русской церкви. Москва; Санкт-Петербург: АльянС-Архео, 2009. 468 с. Гардзанити, Марчелло. Библия и экзегеза в России начала XVI века: Новая интерпретация Послания старца псковского Елеазаровского монастыря Филофея дьяку Мисюрю Григорьевичу Мунехину // Славяноведение. 2003. № 2. С. 24–35. Гольдберг, Александр Львович. Три «послания Филофея»: (Опыт текстологического анализа) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 23. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1974. С. 68–97. Журова, Людмила Ивановна. Авторский текст Максима Грека: Рукописная и литературная традиции: В 2 ч. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН, 2008–2011. Ч. 1. 2008. 494 с.; Ч. 2. 2011. 303 с. Журова, Людмила Ивановна. Антилатинские сочинения Максима Грека // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 52. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2002. С. 192 –224. Зонова, Ольга Владимировна. Первая встреча двух культур // Россия и Италия. Вып. 4: Встреча культур. Москва: Международные отношения, 2000. 283 с. Иванов, Алексей Иванович. Максим Грек и Савонарола // Богословские труды. 1974. Сборник 12. С. 184–208. Казакова, Наталья Александровна. «Исхождение» Авраамия Суздальского (списки и редакции) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 33. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1979. С. 59–60. Казакова, Наталья Александровна. Дмитрий Герасимов и русско-европейские культурные связи в первой трети XVI в. // Проблемы истории международных отношений. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1972. С. 248–266. Корогодина, Мария Владимировна. Принятие в православие в XIV–XV в.: Письменная традиция и практика // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 1. С. 98–107. Матасова, Татьяна Александровна. Софья Палеолог. Москва: Молодая гвардия, 2016. 299 с. Новикова, Ольга Львовна. Формирование и рукописная традиция «Флорентинского цикла» во второй половине XV – первой половине XVII в. // Очерки феодальной России. Вып. 14. Москва; Санкт-Петербург: АльянС-Архео, 2010. С. 3–208. Опарина, Татьяна Анатольевна. Изменение чинов принятия западных христиан в русской церковной традиции // Белякова Е. В., Мошкова Л. В., Опарина Т. А. Кормчая книга: От рукописной традиции к первому печатному изданию. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2017. С. 323–333. Плюханова, Мария Борисовна. Роль греко-итальянских униатов в становлении религиозных и политических идей на Руси конца XV – начала XVI в. // «Друг — зеркало для друга...»: Российско-итальянские общественные и культурные связи, X–XX вв. Москва: Институт российской истории РАН, 2013. С.19–45. Подъяпольский, Сергей Сергеевич. Историко-архитектурные исследования. Москва: Индрик, 2006. 319 с. Ромодановская, Варвара Андреевна. Маккавейские книги в Великих Минеях Четиих: Опыт текстологического исследования // Источники по истории России: Проблемы общественной мысли и культуры. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН, 2019. С. 3–18. Ромодановская, Варвара Андреевна. Русский библейский кодекс XV века и его латинский оригинал: Проблемы текстологии // Acta linguistica petropolitana. 2011. № 7/1. С. 632–642. Ромоли, Франческа. «Trattato contra i astrologi» Джироламо Савонаролы и «Слово противу тщащихся звездозрением предрицати о будущих и о самовластии человеком» Максима Грека: Опыт сопоставительного анализа // Wiener Slavistisches Jahrbuch. 2015. Vol. 3. Р. 1–17. Ромоли, Франческа. Антимагометанские статьи в Triumphus crucis Савонаролы и в первом Собрании сочинений Максима Грека: Некоторые текстуальные совпадения // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 65. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. С. 84–100. Селарт, Анти. Иоганн Бланкенфельд и Мисюрь Мунехин: К истории ливонско-русских отношений в 1520-е годы // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2011. № 1 (9). С. 157–170. Синицына, Нина Васильевна. Третий Рим. Истоки и эволюция средневековой концепции. Москва: Индрик, 1998. 416 с. Синицына, Нина Васильевна. Новые данные об итальянском периоде жизни преподобного Максима Грека // Вестник церковной истории. 2006. № 1. С. 193–199. Скржинская, Елена Чеславовна. Русь, Италия и Византия в Средневековье. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. 283 с. Стефанович, Петр Сергеевич. Инок Филофей и Российское царство // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2023. № 1 (93). С. 133–140. Хорошкевич, Анна Леонидовна. Первоначальная редакция «Хождения на Флорентийский собор» // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 25. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1970. С. 60–72. Хорошкевич, Анна Леонидовна. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI в. Москва: Наука, 1980. 293 с. Bushkovitch, Paul. Maksim the Greek: New directions // Canadian-American Slavic Studies. 2023. Vol. 57. P. 1–16. Gill, Joseph. The Council of Florence. Cambridge: Cambridge University Press, 1959. XVIII, 452 р. Melichar, Petra. Empresses of Late Byzantium: Foreign brides, mediators, and pious women. Berlin: Peter Lang, 2019. 497 p. Newbigin, Nerida. Greasing the Wheels of Heaven: Recycling, innovation and the question of «Brunelleschi’s» stage machinery // I Tatti Studies. 2008. Vol. 11. P. 201–241. Newbigin, Nerida. Feste d’Oltrarno: Plays in churches in Fifteenth-century Florence. 2 vols. Firenze: L. S. Olschki, 1996. 794 p. Philippides, Marios; Hanak, Walter K. Cardinal Isidore (c. 1390–1462): A Late Byzantine scholar, warlord, and prelate. Abingdon; New York: Routledge, 2018. XII, 421 p. Rauch, Georg. Stadt und Bistum Dorpat zum Ende der Ordenszeit // Rauch G. Aus der baltischen Geschichte. Hannover; Döhren: Hirschheydt, 1980. P. 72–146. Romoli, Francesca. Massimo il Greco e gli ordini religiosi dell’Occidente. Firenze, 2021. 248 p. Ronchey, Silvia. Malatesta/Paleologhi: Un’alleanza dinastica per rifondare Bisanzio nel quindicesimo secolo // Byzantinische Zeitschrift. 2000. Vol. 93. No 2. P. 522–567. Stallini, Sophie. Le théâtre sacré à Florence au XV-e siècle: Une histoire sociale des formes. Paris: Press Sorbonne Nouvelle, 2011. 323 p. Thomson, Francis. J. The Slavonic Translation of the Old Testament // Interpretation of the Bible. Lubljana; Sheffield: Sheffield Academic Press, 1998. 1909 р. Tomelleri, Vittorio Springfield. Il Salterio commentato di Brunone di Würzburg in area slavo-orientale. Fra traduzione e tradizione (con un’appendice di testi) // Slavistische Beiträge. Vol. 430. München, 2004. 343 p. Ventrone, Paola. Teatro civile e sacra rappresentazione a Firenze nel Rinascimento. Firenze: Le Lettere, 2016. XVI, 536 p. Wimmer, Elke. Novgorod — ein Tor zum Western? Die Übersetzungstätigkeit am Hofe des Novgoroder Erzbischofs Gennadij in ihren historischen Kontext (um 1500). Hamburg: Kovač, 2005. 229 p. |
Метки: Религиоведение, византийское культурное влияние, Византия, Средневековье, исследования средневековья, исторические источники, XVI век, XV век