Турыгина, Наталья Валерьевна. Почитание образа Остробрамской иконы Божией матери в контексте литовской идентичности

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Турыгина, Наталья Валерьевна. Почитание образа Остробрамской иконы Божией матери в контексте литовской идентичности // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 1. С. 68-80. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.106

For citation: Turygina, Natalia Valerievna. The veneration of the Ostrobram icon of the Mother of God in the context of Lithuanian identity, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 1. Pp. 68-80. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.106

Название статьи Почитание образа Остробрамской иконы Божией матери в контексте литовской идентичности
Авторы Турыгина, Наталья Валерьевна — кандидат исторических наук, старший преподаватель, СанктПетербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Orc ID 0000-0003-0332-0096, Researcher ID F-4297-2011; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
В рубрике Commentarii / Статьи
Год  2023 Номер журнала 1 Страницы 68-80
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 94(474.5)+ 94(438); ББК 63.3(4)5+63.3(4Лит)+63.3(4Пол) Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.106
Аннотация

Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 21-48-04402 «Святые и герои: От христианизации к национализму: Символ. Образ. Память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы).

История создания и почитания образа Остробрамской Богоматери изучается как отражение процессов становления литовской национальной идентичности в своей динамике на протяжении нескольких веков. Автором проведен анализ преломления в истории иконы основных этнических маркеров, к которым относятся: территория, конфессиональная принадлежность, язык, историческая память, представления о прошлом и будущем. Теории происхождения образа и споры о его конфессиональной принадлежности привели к мысли о формировании межконфессионального диалога и единства в многообразии как маркера приграничья и фронтирной зоны. В рамках Речи Посполитой, объединившей Великое Княжество Литовское и Королевство Польское, Острая Брама воспринималась как «Strażniczką Kresów», или охранительница восточных пределов. Сохранившиеся исторические песни, псалмы и гимны, посвященные Деве Марии в Вильно, подчеркивают региональную идентичность. Однако одновременно мощные интеграционные процессы в Речи Посполитой привели к утверждению польскости, что нашло отражение и в художественной литературе, где вплоть до 1920–1930-х годов Остробрамский образ позиционировался как неотъемлемый символ не только польской культуры, но и польской истории и государственности. Как показало проведенное исследование, только в период интербеллума усилившиеся стремления к укоренению местного населения, использованию национального языка и политические процессы литовского национального возрождения привели к трансформации представлений об образе, который постепенно становится символом литовскости, а не польскости. Тем не менее остается открытым вопрос, стала ли Остробрамская Богородица не просто хранительницей местной самобытной культуры и традиций, но государственным символом Литвы как нации.

Ключевые слова этничность, идентичность, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, литовскость, польскость, нациестроительство, конструктивизм, Остробрамская икона, Вильнюс, Вильно, культ Девы Марии, региональная история, межкультурная коммуникация, диалогизм, историческая память
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Бендин, Александр Юрьевич. Роль М. Н. Муравьева в русско-польском споре об идентичности Северо- Западного края Российской империи // Русский Сборник. Т. XV. Москва, 2013. С. 247–272.

Бриедис, Лаймонас. Вильнюс город странников = Vilnius savas ir svetimas / Пер. с англ. Таисии Орал. Москва: ИД Высшая школа экономики, 2020. 334 с.

Брубейкер, Роджерс. Этничность без групп / Пер. с англ. Ирины Борисовой. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.

Долбилов, Михаил Дмитриевич. Русский край, чужая вера: Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. Москва: Новое литературное обозрение, 2010. 999 с.

Западные окраины Российской империи. Москва: Новое литературное обозрение, 2007. 605 с.

Комзолова, Анна Альфредисовна. Политика самодержавия в Северо-Западном крае в эпоху Великих реформ. Москва: Наука, 2005. 380 с.

Ходасевич, Владислав Фелицианович. Пушкин и поэты его времени: В 3 т. Т. 2: Статьи, рецензии, заметки, 1925–1934 гг. / Под ред. Роберта Хьюза. Berkeley: Berkeley Slavic Specialties, 2001. (Modern Russian literature and culture: studies and texts, Vol. 43). 597 с.

Bumlauskas, Аlfredas. Lietuvos tūkstantmetis: Dvi atmestos alternatyvos [The Millennium of Lithuania: Two Eliminated Alternatives] // Lietuvos Istorijos studijos. 2009. No. 23. P. 127–158.

Kałamajska-Saeed, Maria. Ostra Brama w Wilnie. Warszawa: Państwowe Wydawn. Naukowe, 1990. 282 s.

Merkys, Vytautas. Simonas Daukantas. Vilnius: Vyturys, 1991. 212 p.

Sabaliauskaitė, Kristina. Silva Rerum I, Silva Rerum II, and Silva Rerum III — Between Fact and Fic­tion Recreating the Early Modern Culture of the Polish Lithuanian Commonwealth in Contemporary Literature // The Polish Review. 2015. Vol. 60. No. 1. Р. 39–62.

Sinnig, Claudia. Klio, Muse der Geschichte: Litauische Lyrik unter doppelter Besatzung, 1939–1942 // Ost­europa. 2008. Vol. 58. No. 6: Geschichtspolitik und Gegenerinnerung: Krieg, Gewaltund Trauma im Osten Europas. P. 373–415.

Snyder, Timothy. The Reconstruction of Nations: Poland, Ukraine, Lithuania, Belarus, 1569–1999. New Haven & London: Yale University Press, 2003. 367 p.

Venclova, Tomas. Vilnius: Vadovas po miestą. Vilnius: R. Paknio l-kla, 2001. 215 p.

Žukas, Saulius. Simonas Daukantas. Kaunas: Šviesa, 1988. 182 p.

 

Метки: идентичность, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Прибалтика, этничность, почитание святых, историческая память, Литва, нациестроительство, COMMENTARII / CТАТЬИ, история культуры, региональные исследования, пути межкультурной коммуникации

  • Просмотров: 80