Ссылка для цитирования: Турыгина, Наталья Валерьевна. Почитание образа Остробрамской иконы Божией матери в контексте литовской идентичности // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 1. С. 68-80. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.106
For citation: Turygina, Natalia Valerievna. The veneration of the Ostrobram icon of the Mother of God in the context of Lithuanian identity, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 1. Pp. 68-80. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.106
Название статьи | Почитание образа Остробрамской иконы Божией матери в контексте литовской идентичности | ||||||||
Авторы | Турыгина, Наталья Валерьевна — кандидат исторических наук, старший преподаватель, СанктПетербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Orc ID 0000-0003-0332-0096, Researcher ID F-4297-2011; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | Commentarii / Статьи | ||||||||
Год | 2023 | Номер журнала | 1 | Страницы | 68-80 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 94(474.5)+ 94(438); ББК 63.3(4)5+63.3(4Лит)+63.3(4Пол) | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.106 | ||||
Аннотация |
Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 21-48-04402 «Святые и герои: От христианизации к национализму: Символ. Образ. Память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы). История создания и почитания образа Остробрамской Богоматери изучается как отражение процессов становления литовской национальной идентичности в своей динамике на протяжении нескольких веков. Автором проведен анализ преломления в истории иконы основных этнических маркеров, к которым относятся: территория, конфессиональная принадлежность, язык, историческая память, представления о прошлом и будущем. Теории происхождения образа и споры о его конфессиональной принадлежности привели к мысли о формировании межконфессионального диалога и единства в многообразии как маркера приграничья и фронтирной зоны. В рамках Речи Посполитой, объединившей Великое Княжество Литовское и Королевство Польское, Острая Брама воспринималась как «Strażniczką Kresów», или охранительница восточных пределов. Сохранившиеся исторические песни, псалмы и гимны, посвященные Деве Марии в Вильно, подчеркивают региональную идентичность. Однако одновременно мощные интеграционные процессы в Речи Посполитой привели к утверждению польскости, что нашло отражение и в художественной литературе, где вплоть до 1920–1930-х годов Остробрамский образ позиционировался как неотъемлемый символ не только польской культуры, но и польской истории и государственности. Как показало проведенное исследование, только в период интербеллума усилившиеся стремления к укоренению местного населения, использованию национального языка и политические процессы литовского национального возрождения привели к трансформации представлений об образе, который постепенно становится символом литовскости, а не польскости. Тем не менее остается открытым вопрос, стала ли Остробрамская Богородица не просто хранительницей местной самобытной культуры и традиций, но государственным символом Литвы как нации. |
||||||||
Ключевые слова | этничность, идентичность, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, литовскость, польскость, нациестроительство, конструктивизм, Остробрамская икона, Вильнюс, Вильно, культ Девы Марии, региональная история, межкультурная коммуникация, диалогизм, историческая память | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Бендин, Александр Юрьевич. Роль М. Н. Муравьева в русско-польском споре об идентичности Северо- Западного края Российской империи // Русский Сборник. Т. XV. Москва, 2013. С. 247–272. Бриедис, Лаймонас. Вильнюс город странников = Vilnius savas ir svetimas / Пер. с англ. Таисии Орал. Москва: ИД Высшая школа экономики, 2020. 334 с. Брубейкер, Роджерс. Этничность без групп / Пер. с англ. Ирины Борисовой. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с. Долбилов, Михаил Дмитриевич. Русский край, чужая вера: Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. Москва: Новое литературное обозрение, 2010. 999 с. Западные окраины Российской империи. Москва: Новое литературное обозрение, 2007. 605 с. Комзолова, Анна Альфредисовна. Политика самодержавия в Северо-Западном крае в эпоху Великих реформ. Москва: Наука, 2005. 380 с. Ходасевич, Владислав Фелицианович. Пушкин и поэты его времени: В 3 т. Т. 2: Статьи, рецензии, заметки, 1925–1934 гг. / Под ред. Роберта Хьюза. Berkeley: Berkeley Slavic Specialties, 2001. (Modern Russian literature and culture: studies and texts, Vol. 43). 597 с. Bumlauskas, Аlfredas. Lietuvos tūkstantmetis: Dvi atmestos alternatyvos [The Millennium of Lithuania: Two Eliminated Alternatives] // Lietuvos Istorijos studijos. 2009. No. 23. P. 127–158. Kałamajska-Saeed, Maria. Ostra Brama w Wilnie. Warszawa: Państwowe Wydawn. Naukowe, 1990. 282 s. Merkys, Vytautas. Simonas Daukantas. Vilnius: Vyturys, 1991. 212 p. Sabaliauskaitė, Kristina. Silva Rerum I, Silva Rerum II, and Silva Rerum III — Between Fact and Fiction Recreating the Early Modern Culture of the Polish Lithuanian Commonwealth in Contemporary Literature // The Polish Review. 2015. Vol. 60. No. 1. Р. 39–62. Sinnig, Claudia. Klio, Muse der Geschichte: Litauische Lyrik unter doppelter Besatzung, 1939–1942 // Osteuropa. 2008. Vol. 58. No. 6: Geschichtspolitik und Gegenerinnerung: Krieg, Gewaltund Trauma im Osten Europas. P. 373–415. Snyder, Timothy. The Reconstruction of Nations: Poland, Ukraine, Lithuania, Belarus, 1569–1999. New Haven & London: Yale University Press, 2003. 367 p. Venclova, Tomas. Vilnius: Vadovas po miestą. Vilnius: R. Paknio l-kla, 2001. 215 p. Žukas, Saulius. Simonas Daukantas. Kaunas: Šviesa, 1988. 182 p. |
Метки: идентичность, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Прибалтика, этничность, почитание святых, историческая память, Литва, нациестроительство, COMMENTARII / CТАТЬИ, история культуры, региональные исследования, пути межкультурной коммуникации