Короневский, Виктор Ильич. Идея «белорусского святого» в XIX – начале XX века: Альтернативы и противоречия

Дата публикации:

Для цитирования: Короневский, Виктор Ильич. Идея «белорусского святого» в XIX – начале XX века: Альтернативы и противоречия, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. Pp. 130-144. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.209

For citation: Koronevskii, Viktor Iliich. The idea of a «Belarusian Saint» in the 19th – early 20th centuries: Alternatives and contradictions, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. Pp. 130-144. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.209

Название статьи Идея «белорусского святого» в XIX – начале XX века: Альтернативы и противоречия
Авторы Короневский, Виктор Ильич – лаборант-исследователь, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Orc ID 0000-0001-5910-6799, SPIN-код 7281-7930, Author ID 1139793; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Miscellanea / Смесь
Год  2022 Номер журнала 2 Страницы 130-144
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 94(476); ББК 63.3(4Беи) Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.209 
Аннотация

Исследование выполнено в рамках гранта Российского научного фонда (проект № 21-48-04402): «RSF-DFG: Cвятые и герои: От христианизации к национализму. Символ, образ, память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы)».

Статья посвящена проблеме зарождения и становления идеи о святом покровителе белорусских территорий и белорусского народа в период до 1914 г. В первую очередь анализируется история «белорусской» составляющей культа св. Евфросинии Полоцкой. В белорусском контексте она появляется еще в 1663 г. в стихотворениях Симеона Полоцкого. В дальнейшем идея о «святом покровителе Белоруссии» актуализируется только в 1830-е, а затем в начале 1870-х гг. До 1890-х гг. она фиксируется ситуативно: в особенно важные для местного православия периоды представители духовенства и интеллигенции Полоцка и Витебска позиционируют как покровительницу Полоцкой землио и Белорусского края Св. Евросинию. На рубеже XIX–XX вв. идея об общебелорусском культе святой становится более популярной, а в качестве объекта покровительства преподобной все чаще начинает называться не только Белорусский край, но и белорусский народ. Апогея идея достигает в 1910 г., когда было громко заявлено, что Евфросиния Полоцкая – покровительница белорусской ветви «триединого русского народа». Помимо этого, рассматривается бытование идеи «белорусского святого» в среде деятелей белорусского национального движения в начале XX в. В качестве святых ими позиционировались традиционно почитаемые в регионе польские католические святые, и, в первую
очередь, св. Андрей Боболя, в то время как образ св. Евфросинии не играл в их нарративе заметной роли. Выделяется общее и особенное в процессах зарождения и развития двух «проектов» белорусских святых, их соотношение друг с другом.

Ключевые слова Беларусь, святость, национализм, православие, католицизм, Полоцк, Евфросиния Полоцкая, Андрей Боболя, Иосафат Кунцевич, Симеон Полоцкий, этничность, идентичность
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Белы, Алесь. Хронiка Белай Русi: Нарыс гiсторыi адной геаграфiчнай назвы. Мiнск: Энцыклапедыкс, 2000. 238 с.

Горизонтов, Леонид Ефремович. «Большая русская нация» в имперской и региональной стратегии самодержавия // Пространство власти: исторический опыт России и вызовы современности. Москва: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 129–150.

Долбилов, Михаил Дмитриевич. Русский край, чужая вера: этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. Москва: Новое литературное обозрение, 2010. 1000 с.

Лiнднэр, Райнэр. Гiсторыкi i ўлада. Нацыятворчы працэс i гiстарычная палiтiка ў Беларусi XIX–XX ст. Мінск Санкт-Пецярбург: Неўскі прасцяг, 2005. (Бібліятэка часопіса «Беларускі гістарычны агляд». Серыя «Альбарутэніка»). 538 с.

Мыслiвец, Галiна Міхайлаўна. Традыцыя шанавання Еўфрасiннi Полацкай: Генезіс, развіццё, сучас­насць: Дыс. … канд. гiст. навук. Мiнск, 2015. 160 с. + дадатак.

Родэвальд, Штэфан. «Пра Полацкую Венецыю»: Калектыўныя дзеяннi сацыяльных груп горада памiж Усходняй i Цэнтральнай Еўропай (Сярэднявечча, раннi Новы час, XIX ст. – да 1914 г.). Мiнск: Лiмарыус, 2020. 632 с.

Родэвальд, Штэфан. Пра ўшанаванне Язафата Кунцэвiча ў XVII ст. // Беларускi Гiстарычны Агляд. 2009. Т. 16. С. 345–372.

Сталюнас, Дарюс. Польша или Русь? Литва в составе Российской империи. Москва: Новое литера­турное обозрение, 2022. 376 с.

Щавинская, Лариса Леонидовна. Начало белорусского движения у католиков: «Kantyczka» 1914 г. // Этнокультурная идентичность народов Украины, Белоруссии и Польши: Механизмы формирования и способы проявления. Москва: Институт славяноведения РАН, 2011. С. 234–256.

Щавинская, Лариса Леонидовна. Печатные издания начала XX в. для белорусов римско-католиков в контексте развития национального самосознания // Современные проблемы книжной культуры: Основные тенденции и перспективы развития. Материалы XIV Белорусско-Российского научного семинара-конференции. Москва, 2021. С. 533–539.

Янушкевiч, Язэп. Апостал Палесся. Святы Андрэй Баболя ў паэмах Янкi Купалы. Мiнск: Про Хрысто, 2013. 56 с.

Fukushima, Chiho. Uniate Martyr Josaphat and His Role as a Confessionalizing, Integrating, and Nationalizing Influence // Entangled Interactions Between Religion and National Consciousness in Central and Eastern Europe. Boston, 2020. P. 1–28.

Jobst, Kerstin. Transnational and Trans-Denominational Aspects of the Veneration of Josaphat Kuntsevych // Journal of Ukranian studies. 2012. № 37. P. 1–17.

Łatyszonek, Oleg. Od Rusinów Białych do Białorusinów: U źródeł białoruskiej idei narodowej. Białystok: Uniwersytet w Białymstoku, 2006. 388 s.

 

Метки: историография, идентичность, XIX век, этничность, MISCELLANEA / СМЕСЬ, исследования средневековья, история Белоруссии, история православной церкви, XX век, история культуры, КОРОНЕВСКИЙ В. И.

  • Просмотров: 102