Для цитирования: Короневский, Виктор Ильич. Идея «белорусского святого» в XIX – начале XX века: Альтернативы и противоречия, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. Pp. 130-144. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.209
For citation: Koronevskii, Viktor Iliich. The idea of a «Belarusian Saint» in the 19th – early 20th centuries: Alternatives and contradictions, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. Pp. 130-144. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.209
Название статьи | Идея «белорусского святого» в XIX – начале XX века: Альтернативы и противоречия | ||||||||
Авторы | Короневский, Виктор Ильич – лаборант-исследователь, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Orc ID 0000-0001-5910-6799, SPIN-код 7281-7930, Author ID 1139793; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | Miscellanea / Смесь | ||||||||
Год | 2022 | Номер журнала | 2 | Страницы | 130-144 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 94(476); ББК 63.3(4Беи) | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.209 | ||||
Аннотация |
Исследование выполнено в рамках гранта Российского научного фонда (проект № 21-48-04402): «RSF-DFG: Cвятые и герои: От христианизации к национализму. Символ, образ, память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы)». Статья посвящена проблеме зарождения и становления идеи о святом покровителе белорусских территорий и белорусского народа в период до 1914 г. В первую очередь анализируется история «белорусской» составляющей культа св. Евфросинии Полоцкой. В белорусском контексте она появляется еще в 1663 г. в стихотворениях Симеона Полоцкого. В дальнейшем идея о «святом покровителе Белоруссии» актуализируется только в 1830-е, а затем в начале 1870-х гг. До 1890-х гг. она фиксируется ситуативно: в особенно важные для местного православия периоды представители духовенства и интеллигенции Полоцка и Витебска позиционируют как покровительницу Полоцкой землио и Белорусского края Св. Евросинию. На рубеже XIX–XX вв. идея об общебелорусском культе святой становится более популярной, а в качестве объекта покровительства преподобной все чаще начинает называться не только Белорусский край, но и белорусский народ. Апогея идея достигает в 1910 г., когда было громко заявлено, что Евфросиния Полоцкая – покровительница белорусской ветви «триединого русского народа». Помимо этого, рассматривается бытование идеи «белорусского святого» в среде деятелей белорусского национального движения в начале XX в. В качестве святых ими позиционировались традиционно почитаемые в регионе польские католические святые, и, в первую |
||||||||
Ключевые слова | Беларусь, святость, национализм, православие, католицизм, Полоцк, Евфросиния Полоцкая, Андрей Боболя, Иосафат Кунцевич, Симеон Полоцкий, этничность, идентичность | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Белы, Алесь. Хронiка Белай Русi: Нарыс гiсторыi адной геаграфiчнай назвы. Мiнск: Энцыклапедыкс, 2000. 238 с. Горизонтов, Леонид Ефремович. «Большая русская нация» в имперской и региональной стратегии самодержавия // Пространство власти: исторический опыт России и вызовы современности. Москва: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 129–150. Долбилов, Михаил Дмитриевич. Русский край, чужая вера: этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. Москва: Новое литературное обозрение, 2010. 1000 с. Лiнднэр, Райнэр. Гiсторыкi i ўлада. Нацыятворчы працэс i гiстарычная палiтiка ў Беларусi XIX–XX ст. Мінск Санкт-Пецярбург: Неўскі прасцяг, 2005. (Бібліятэка часопіса «Беларускі гістарычны агляд». Серыя «Альбарутэніка»). 538 с. Мыслiвец, Галiна Міхайлаўна. Традыцыя шанавання Еўфрасiннi Полацкай: Генезіс, развіццё, сучаснасць: Дыс. … канд. гiст. навук. Мiнск, 2015. 160 с. + дадатак. Родэвальд, Штэфан. «Пра Полацкую Венецыю»: Калектыўныя дзеяннi сацыяльных груп горада памiж Усходняй i Цэнтральнай Еўропай (Сярэднявечча, раннi Новы час, XIX ст. – да 1914 г.). Мiнск: Лiмарыус, 2020. 632 с. Родэвальд, Штэфан. Пра ўшанаванне Язафата Кунцэвiча ў XVII ст. // Беларускi Гiстарычны Агляд. 2009. Т. 16. С. 345–372. Сталюнас, Дарюс. Польша или Русь? Литва в составе Российской империи. Москва: Новое литературное обозрение, 2022. 376 с. Щавинская, Лариса Леонидовна. Начало белорусского движения у католиков: «Kantyczka» 1914 г. // Этнокультурная идентичность народов Украины, Белоруссии и Польши: Механизмы формирования и способы проявления. Москва: Институт славяноведения РАН, 2011. С. 234–256. Щавинская, Лариса Леонидовна. Печатные издания начала XX в. для белорусов римско-католиков в контексте развития национального самосознания // Современные проблемы книжной культуры: Основные тенденции и перспективы развития. Материалы XIV Белорусско-Российского научного семинара-конференции. Москва, 2021. С. 533–539. Янушкевiч, Язэп. Апостал Палесся. Святы Андрэй Баболя ў паэмах Янкi Купалы. Мiнск: Про Хрысто, 2013. 56 с. Fukushima, Chiho. Uniate Martyr Josaphat and His Role as a Confessionalizing, Integrating, and Nationalizing Influence // Entangled Interactions Between Religion and National Consciousness in Central and Eastern Europe. Boston, 2020. P. 1–28. Jobst, Kerstin. Transnational and Trans-Denominational Aspects of the Veneration of Josaphat Kuntsevych // Journal of Ukranian studies. 2012. № 37. P. 1–17. Łatyszonek, Oleg. Od Rusinów Białych do Białorusinów: U źródeł białoruskiej idei narodowej. Białystok: Uniwersytet w Białymstoku, 2006. 388 s. |
Метки: историография, идентичность, XIX век, этничность, MISCELLANEA / СМЕСЬ, исследования средневековья, история Белоруссии, история православной церкви, XX век, история культуры, КОРОНЕВСКИЙ В. И.