Мартынова, Дарья Олеговна. Изобретая национальное: Искусство Эстонии 1880–2000-х годов

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Мартынова, Дарья Олеговна. Изобретая национальное: Искусство Эстонии 1880–2000-х годов // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. С. 144-159. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.210

For citation: Martynova, Daria Olegovna. Inventing the National: The Art of Estonia in the 1880s-2000s, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. Pp. 144-159. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.210

Название статьи Изобретая национальное: Искусство Эстонии 1880–2000-х годов
Авторы Мартынова, Дарья Олеговна — ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, Orc ID 0000-0003-0426-6458, Researcher ID AAK-1891-2020; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Miscellanea / Смесь
Год  2022 Номер журнала 2 Страницы 144-159
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК  УДК 7.036; ББК 63.3 (4Эст)+85.103 Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.210
Аннотация

Автор рассматривает визуальные стратегии репрезентации концепции «национального» в искусстве Эстонии в конце XIX – начале XXI века. Анализируя социокультурные дискурсы в эстонском искусстве, автор приходит к выводу, что изначальный «кризис идентичности» эстонцев, связанный с балтийско-скандинавским, балтийско-немецким и советским периодами, лег в основу художественных стратегий и практик всего эстонского искусства. Попытки выявить специфические эстонские черты в искусстве и культуре приводили к тому, что художники отвергали часть исторического и культурного опыта нации. Так, в начале ХХ века «Молодая Эстония» отказывалась от линии «национального романтизма» Кристьяна Рауда, а в 1990-е годы молодые художники (Лийна Сийб и Маре Тралла) отрицали советское прошлое, создавая ироничные, отталкивающие произведения на эту тему. Это привело к тому, что последние двадцать лет музейные и кураторские стратегии в странах Балтии направлены на активные поиски собственной идентичности, национального и этнического своеобразия. Однако амбивалентность восприятия «национального» отражается и в выставках современной Эстонии: задавая вопрос о сугубо «национальном» в искусстве, кураторы встают в определенный теоретический и визуальный тупик, так как невозможно отделить эстонское искусство любого периода от иностранных дискурсов и советского дискурса. Как итог, выявление «специфически эстонского», «балтийского» культурного самосознания, то есть национальных особенностей визуальных образов затруднено. В связи с этим концепт так называемого «национального» до сих пор остро стоит в современном искусстве Эстонии.

Ключевые слова эстонское искусство, историография эстонского искусства, национальный романтизм, «Молодая Эстония», Кристьян Рауд, Маре Тралла, этничность, идентичность, искусство
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Аннист, Аугуст Яанович. Эстонская эпическая традиция и эпос «Калевипоэг» (О происхождении и развитии эстонско-финских преданий о Калеве и Калевипоэге) // Советская этнография. 1965. № 1. С. 51–59.

Батыршина, Ольга Фаридтовна. Кристиан Рауд, Оскар Каллис и группа Vikerla как ключевые фигуры эстонского национал-романтизма // Кронос: Общественные науки. 2019. № 3 (17). С. 4–8.

Филюшкин, Александр Ильич. «Милитаризированное средневековье» как фактор национального строительства (пример Эстонии) // Новое прошлое. 2016. № 3. C. 50–67.

Ямпольский, Михаил Бениаминович. От эпоса к гротеску // Искусство кино. 1984. № 9. С. 42–48.

Abel, Tiina. Nikolai Triik – symbol of hybrid Estonian modernism // Estonian art. 2015. № 14/2. Режим доступа: https://www.estonianart.ee/art/nikolai-triik-symbol-of-hybrid-estonian-modernism/ (последнее посещение – 10 февраля 2022 г.).

Epner, Eero. Dealing with yourself through others. Interview with Liina Siib // Estonian Art. 2011. № 1. Режим доступа: http://www.estonianart.ee/art/dealing-with-yourself-through-others/ (последнее посеще­ние – 11 марта 2022 г.).

Estonian folktales II. Animal tales // Folklore. 2020. Режим доступа: https://www.folklore.ee/era/pub/files/ EMj2020_engsummary.pdf (последнее посещение – 28 января 2022 г.).

Hain, Juri. ANK 64 // Kunst 50. 1977. № 1. P. 44.

Faxneld, Per. Satanic feminism: Lucifer as the liberator of woman in nineteenth century culture. Oxford: Oxford University Press, 2017. 576 p.

Kart, Summatavet. Rahvaesteetika – nahtavaks kujustatud mote ja kogemus // Mäetagused. 2010. № 44. Р. 7–28.

Kivimaa, Katrin. Introducing sexual difference into Estonian art: Feminist tendencies during the 1990s // n. paradoxa. 2001. № 14. P. 14–29.

Kivimaa, Katrin. Mare Tralla. Stories of a ‘disgusting girl’: Cyberfeminist and trans/national, techno-laughter in Mare Tralla’s art // Estonian Artists. 3d ed. / Ed. by A. Trossek. Tallinn: Estonian Centre for Contemporary Art, 2007. P. 16–25.

Kivimaa, Katrin. Serving national culture? changing ideologies of art history writing in Post-Soviet Estonia // Mind and matter–selected papers of the Nordik: Conference for art historians / Ed. by J. Vakkari. Helsinki: Society of Art History in Finland, 2009. P. 243–253.

Kivimaa, Katrin. Re-thinking art history: Feminist art writing in Post-Soviet Estonia // The history of art history in Central, Eastern and South-Eastern Europe: Conference materials (Torun, 14–16 Sep 2010) / Eds. J. Malinowski et al. Torun: Nicolaus Copernicus University, 2012. Р. 255–260.

Kodres, Krista. Our own Estonian art history: Changing geographies of art-historical narrative // Kunstiteaduslikke Uurimusi. 2010. № 19 (3–4). Р. 11–25.

Kodres, Krista, Mickunaite, Giedre, Pelše Stella. Cultures of interruption. Art history in the Baltic States: Estonia, Latvia, and Lithuania // Art history and visual studies in Europe: Transnational discourses and national frameworks / Eds. M. Rampley, Th. Lenain, H. Locher, A. Pinotti, Ch. Schoell-Glass, C. J. M. Zijlmans. Boston: Brill, 2012. Р. 249–250.

Masso, Iivi. Freedom Euphoria or Post-Communist Hangover? // Nosy Nineties. Problems, themesand mean­ings in Estonian art of the 1990s / Eds. by S. Helme, J. Saar. Tallinn: CCA, 2001. P. 23–34.

Olesk, Sirje, Laak, Marin. Noor-Eesti rollist eesti kirjandus- ja kultuuriloos // Methis. Studia Humaniora Estonica. 2008. № 1–2. Р. 7–12.

Petre, Auguste. The Value of Wilderness // Estonian Art. 2018. № 2. Режим доступа: https://www.estonianart. ee/art/the-value-of-wilderness/ (последнее посещение – 20 декабря 2021 г.).

Pushaw, Bart. Artistic alliances and revolutionary rivalries in the Baltic art world, 1890–1914 // International journal for history, culture and modernity. 2016. № 1 (4). Р. 42–72.

Saar, Johannes. From plough to stove Jaan Koort one hundred years later // Estonian Art. 2009. № 1. P. 41–43.

Schwab, Michael. Art and identity: The soviet woman in Estonian art // Estonian Art. 2010. № 1. P. 18–21.

Taidre, Elnara. Jüri Arrak: Interpreting visual archetypes in Estonia // MoMA Journal. Post notes on art in a global context. 2021. Режим доступа: https://post.moma.org/juri-arrak-interpreting-visual-archetypes-in-estonia/ последнее посещение – 12 января 2022 г.).

Talvistu, Tiiu. Noor-Eesti ja kunstnikud // Methis. Studia Humaniora Estonica. 2008. № 1–2. Р. 229–241.

Verschik, Anna. The Language Situation in Estonia // Journal of Baltic Studies. 2005. № 3 (36). P. 283–316.

Viiroja, Lehti. Kristjan Raud 1865-1943. Looming ja mötteavaldused. Tallinn: Eesti NSV Kunst, 1981. 242 р.

Vint, Tõnis. «Nooruse» rohelises auditooriumis: Mõtteid, arvamusi, poleemikat // Noorus. 1968. № 8. P. 6–7.

 

Метки: идентичность, XIX век, Прибалтика, историческая память, MISCELLANEA / СМЕСЬ, XX век, искусство, Эстония, пути межкультурной коммуникации, МАРТЫНОВА Д. О.

  • Просмотров: 113