Ссылка для цитирования: Мартынова, Дарья Олеговна. Изобретая национальное: Искусство Эстонии 1880–2000-х годов // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. С. 144-159. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.210
For citation: Martynova, Daria Olegovna. Inventing the National: The Art of Estonia in the 1880s-2000s, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. Pp. 144-159. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.210
Название статьи | Изобретая национальное: Искусство Эстонии 1880–2000-х годов | ||||||||
Авторы | Мартынова, Дарья Олеговна — ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, Orc ID 0000-0003-0426-6458, Researcher ID AAK-1891-2020; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | Miscellanea / Смесь | ||||||||
Год | 2022 | Номер журнала | 2 | Страницы | 144-159 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 7.036; ББК 63.3 (4Эст)+85.103 | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.210 | ||||
Аннотация |
Автор рассматривает визуальные стратегии репрезентации концепции «национального» в искусстве Эстонии в конце XIX – начале XXI века. Анализируя социокультурные дискурсы в эстонском искусстве, автор приходит к выводу, что изначальный «кризис идентичности» эстонцев, связанный с балтийско-скандинавским, балтийско-немецким и советским периодами, лег в основу художественных стратегий и практик всего эстонского искусства. Попытки выявить специфические эстонские черты в искусстве и культуре приводили к тому, что художники отвергали часть исторического и культурного опыта нации. Так, в начале ХХ века «Молодая Эстония» отказывалась от линии «национального романтизма» Кристьяна Рауда, а в 1990-е годы молодые художники (Лийна Сийб и Маре Тралла) отрицали советское прошлое, создавая ироничные, отталкивающие произведения на эту тему. Это привело к тому, что последние двадцать лет музейные и кураторские стратегии в странах Балтии направлены на активные поиски собственной идентичности, национального и этнического своеобразия. Однако амбивалентность восприятия «национального» отражается и в выставках современной Эстонии: задавая вопрос о сугубо «национальном» в искусстве, кураторы встают в определенный теоретический и визуальный тупик, так как невозможно отделить эстонское искусство любого периода от иностранных дискурсов и советского дискурса. Как итог, выявление «специфически эстонского», «балтийского» культурного самосознания, то есть национальных особенностей визуальных образов затруднено. В связи с этим концепт так называемого «национального» до сих пор остро стоит в современном искусстве Эстонии. |
||||||||
Ключевые слова | эстонское искусство, историография эстонского искусства, национальный романтизм, «Молодая Эстония», Кристьян Рауд, Маре Тралла, этничность, идентичность, искусство | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Аннист, Аугуст Яанович. Эстонская эпическая традиция и эпос «Калевипоэг» (О происхождении и развитии эстонско-финских преданий о Калеве и Калевипоэге) // Советская этнография. 1965. № 1. С. 51–59. Батыршина, Ольга Фаридтовна. Кристиан Рауд, Оскар Каллис и группа Vikerla как ключевые фигуры эстонского национал-романтизма // Кронос: Общественные науки. 2019. № 3 (17). С. 4–8. Филюшкин, Александр Ильич. «Милитаризированное средневековье» как фактор национального строительства (пример Эстонии) // Новое прошлое. 2016. № 3. C. 50–67. Ямпольский, Михаил Бениаминович. От эпоса к гротеску // Искусство кино. 1984. № 9. С. 42–48. Abel, Tiina. Nikolai Triik – symbol of hybrid Estonian modernism // Estonian art. 2015. № 14/2. Режим доступа: https://www.estonianart.ee/art/nikolai-triik-symbol-of-hybrid-estonian-modernism/ (последнее посещение – 10 февраля 2022 г.). Epner, Eero. Dealing with yourself through others. Interview with Liina Siib // Estonian Art. 2011. № 1. Режим доступа: http://www.estonianart.ee/art/dealing-with-yourself-through-others/ (последнее посещение – 11 марта 2022 г.). Estonian folktales II. Animal tales // Folklore. 2020. Режим доступа: https://www.folklore.ee/era/pub/files/ EMj2020_engsummary.pdf (последнее посещение – 28 января 2022 г.). Hain, Juri. ANK 64 // Kunst 50. 1977. № 1. P. 44. Faxneld, Per. Satanic feminism: Lucifer as the liberator of woman in nineteenth century culture. Oxford: Oxford University Press, 2017. 576 p. Kart, Summatavet. Rahvaesteetika – nahtavaks kujustatud mote ja kogemus // Mäetagused. 2010. № 44. Р. 7–28. Kivimaa, Katrin. Introducing sexual difference into Estonian art: Feminist tendencies during the 1990s // n. paradoxa. 2001. № 14. P. 14–29. Kivimaa, Katrin. Mare Tralla. Stories of a ‘disgusting girl’: Cyberfeminist and trans/national, techno-laughter in Mare Tralla’s art // Estonian Artists. 3d ed. / Ed. by A. Trossek. Tallinn: Estonian Centre for Contemporary Art, 2007. P. 16–25. Kivimaa, Katrin. Serving national culture? changing ideologies of art history writing in Post-Soviet Estonia // Mind and matter–selected papers of the Nordik: Conference for art historians / Ed. by J. Vakkari. Helsinki: Society of Art History in Finland, 2009. P. 243–253. Kivimaa, Katrin. Re-thinking art history: Feminist art writing in Post-Soviet Estonia // The history of art history in Central, Eastern and South-Eastern Europe: Conference materials (Torun, 14–16 Sep 2010) / Eds. J. Malinowski et al. Torun: Nicolaus Copernicus University, 2012. Р. 255–260. Kodres, Krista. Our own Estonian art history: Changing geographies of art-historical narrative // Kunstiteaduslikke Uurimusi. 2010. № 19 (3–4). Р. 11–25. Kodres, Krista, Mickunaite, Giedre, Pelše Stella. Cultures of interruption. Art history in the Baltic States: Estonia, Latvia, and Lithuania // Art history and visual studies in Europe: Transnational discourses and national frameworks / Eds. M. Rampley, Th. Lenain, H. Locher, A. Pinotti, Ch. Schoell-Glass, C. J. M. Zijlmans. Boston: Brill, 2012. Р. 249–250. Masso, Iivi. Freedom Euphoria or Post-Communist Hangover? // Nosy Nineties. Problems, themesand meanings in Estonian art of the 1990s / Eds. by S. Helme, J. Saar. Tallinn: CCA, 2001. P. 23–34. Olesk, Sirje, Laak, Marin. Noor-Eesti rollist eesti kirjandus- ja kultuuriloos // Methis. Studia Humaniora Estonica. 2008. № 1–2. Р. 7–12. Petre, Auguste. The Value of Wilderness // Estonian Art. 2018. № 2. Режим доступа: https://www.estonianart. ee/art/the-value-of-wilderness/ (последнее посещение – 20 декабря 2021 г.). Pushaw, Bart. Artistic alliances and revolutionary rivalries in the Baltic art world, 1890–1914 // International journal for history, culture and modernity. 2016. № 1 (4). Р. 42–72. Saar, Johannes. From plough to stove Jaan Koort one hundred years later // Estonian Art. 2009. № 1. P. 41–43. Schwab, Michael. Art and identity: The soviet woman in Estonian art // Estonian Art. 2010. № 1. P. 18–21. Taidre, Elnara. Jüri Arrak: Interpreting visual archetypes in Estonia // MoMA Journal. Post notes on art in a global context. 2021. Режим доступа: https://post.moma.org/juri-arrak-interpreting-visual-archetypes-in-estonia/ последнее посещение – 12 января 2022 г.). Talvistu, Tiiu. Noor-Eesti ja kunstnikud // Methis. Studia Humaniora Estonica. 2008. № 1–2. Р. 229–241. Verschik, Anna. The Language Situation in Estonia // Journal of Baltic Studies. 2005. № 3 (36). P. 283–316. Viiroja, Lehti. Kristjan Raud 1865-1943. Looming ja mötteavaldused. Tallinn: Eesti NSV Kunst, 1981. 242 р. Vint, Tõnis. «Nooruse» rohelises auditooriumis: Mõtteid, arvamusi, poleemikat // Noorus. 1968. № 8. P. 6–7. |
Метки: идентичность, XIX век, Прибалтика, историческая память, MISCELLANEA / СМЕСЬ, XX век, искусство, Эстония, пути межкультурной коммуникации, МАРТЫНОВА Д. О.