Боброва, Наталья Николаевна. Позднепалеологовская икона Рождества Христова из Патриаршего музея церковного искусства при Храме Христа Спасителя в Москве: особенности живописной манеры

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Боброва, Наталья Николаевна. Позднепалеологовская икона Рождества Христова из Патриаршего музея церковного искусства при Храме Христа Спасителя в Москве: особенности живописной манеры // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. С. 186-194. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.111

For citation: Bobrova, Natalia Nikolaevna. The Late Paleologian icon of the Nativity of Christ from the Patriarch’s museum of church art at the Cathedral of Christ the Saviour in Moscow: on the features of the painting style, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. Pp. 186-194. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.111

Название статьи Позднепалеологовская икона Рождества Христова из Патриаршего музея церковного искусства при Храме Христа Спасителя в Москве: особенности живописной манеры
Авторы Боброва, Наталья Николаевна ― аспирант, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия, Orc ID 0000-0002-3933-0942, Author ID 27505846, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Miscellanea / Смесь
Год  2022 Номер журнала  1 Страницы  186-194
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 7.033.29 75.04; ББК 85.143(3) Индекс DOI  https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.111
Аннотация Византийские иконы ХIV в. в российских музеях представляют собой разрозненный материал. Ситуация, когда можно выявить руку одного и того же мастера в двух иконах высочайшего художественного уровня, принадлежащих к разным собраниям, практически уникальна. В собрании Русского музея хранится позднепалеологовская икона Воскрешения Лазаря, поступившая в Русский музей в 1928 г. из коллекции Г. Н. Гамон-Гамана через Государственный музейный фонд. В коллекции нового Патриаршего музея церковного искусства при Храме Христа Спасителя находится небольшая икона Рождества Христова, отличающаяся высоким живописным мастерством. Изучение этого позднепалеологовского памятника только начинается, но особая актуальность его исследования обусловлена тем, что художественные особенности позволяют сопоставить этот образ с вышеупомянутой иконой Воскрешения Лазаря ― знаковым памятником собрания Русского Музея. Несмотря на то, что сохранность иконы Рождества не самая лучшая, ряд особенностей ее живописной техники дает возможность говорить о значительной стилистической общности этих двух памятников. Сходство нюансов колорита, принципов формообразования, наличие общих характерных приемов в построении пробелов, живописном решении одежд, штриховая манера моделировки световой части горок, индивидуальный почерк и большое сходство в отдельных деталях, общие особенности рисунка рук и ступней персонажей, характер изображения растительности, пропорции фигур, размеры изображения, особенности золочения нимбов (поверх красочного слоя) ― все эти аспекты выявляют настолько близкое сходство живописных приемов, что становится возможным поставить вопрос о выявлении в данном случае индивидуальной манеры одного мастера и принадлежности этих двух икон к праздничному ряду одного и того же иконостаса. При реставрации иконы Воскрешения Лазаря в Русском Музее в 1986–1990 гг. были осуществлены технические исследования, результаты которых определенно дают возможность для более предметного сравнительного анализа двух икон.
Ключевые слова византийская иконопись XIV в., позднепалеологовский период, темперная живопись, икона Рождества Христова, икона Воскрешения Лазаря, стиль позднепалеологовской живописи, искусство, история культуры
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Голубев, Сергей Иванович. Техника живописи в художественной структуре византийской иконы // Материальная культура Востока / Отв. ред. Волков, Сергей Владимирович и др. Ч. 2. Москва: Наука, 1988. С. 254–273.

Голубева, Ольга Владимировна. Исследование икон XIII–XIV вв. из собрания Русского музея // Технологические исследования в Русском музее за 20 лет: Сборник научных статей / Сост. и науч. ред. Римская-Корсакова, Светлана Викторовна. Санкт-Петербург: Государственный Русский музей, 1994. С. 14–25.

Евсеева, Лилия Михайловна. Греко-грузинская рукопись из собрания Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. Т. 12. Москва: Наука, 1983. С. 342–367.

Лазарев, Виктор Никитич. Византийская живопись. Москва: Наука, 1971. 406 с.

Лазарев, Виктор Никитич. История византийской живописи. Москва: Искусство, 1986. T. 1. 329 с.; T. 2. 13 с., 209 ил.

Попова, Ольга Сигизмундовна. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. Москва: Северный Паломник, 2006. 1088 с.

Художественные сокровища Патриаршего музея церковного искусства при Храме Христа Спасителя / Под ред. Евсеевой, Лилии Михайловны; Стерлиговой, Ирины Анатольевны; Тарасенко, Людмилы Петровны; Хрушковой, Людмилы Георгиевны. Москва: Центр Искусств, 2016. 267 с.

Acheimastou-Potamianou, Myrtali. Icons of the Byzantine Museum of Athens. Athens: Archaeological Receipts Fund Direction of Publications, 1998. 304 р.

Babić, Gordana. Sur l’icône de Poganovo et la vasilissa Hélène // L’art de Thessalonique et des pays Balkaniqueset les courants spirituels au XVIe siècle / Ed. Samardžić, Radovan; Davidov, Dinko. Belgrade: Institut des Études balkaniques ASSA, 1987. P. 57–65.

Chatzidakis, Manolis. Mistra la cité médievale et al forteresse. Athens: Ekdotike Athenon, 1981. 127 р.

Drandaki, Anastasia. Greek Icons: 14th–18th century. The Rena Andreadis Collection. Athens; Milan: SKIRA and Benaki Museum, 2002. 289 р.

Mouriki, Doula. The Wall Paintings of the Pantanassa at Mistra // The Twilight of Byzantium: Political, Spiritual, and Cultural Life in Byzantium during the Fourteenth and Fifteenth Centuries / Ed. by Ćurčić, Slobodan; Mouriki, Doula. Princeton (N. J.): Princeton University Press, 1991. Р. 217–250.

Ξυγγόπουλος, Ανδρέας. Η ψηφιδωτή διακόσμησις του ναού των Αγίων Αποστόλων Θεσσαλονίκης. Θεσσαλονίκη: Hetaireia Makedonikon Spoudon, 1953. 300 σελ.

Underwood, Paul Atkins. The Kariye Djami. Vol. II. The Mosaics. New York: [Bollingen Foundation]: Pantheon Books, 1966. 384 р.

 

Метки: Древняя Русь, византийское культурное влияние, Византия, византинистика, исследования средневековья, история православной церкви, история культуры, искусство, иконопись, БОБРОВА Н. Н.

  • Просмотров: 154