Онуфриенко, Максим Олегович. Художественный контекст росписи церкви святого Георгия в Младо Нагоричино

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Онуфриенко, Максим Олегович. Художественный контекст росписи церкви святого Георгия в Младо Нагоричино // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. С. 171-185. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.110

For citation: Onufrienko, Maksim Olegovich. St. George church in Mlado Nagoričino: The artistic context of the frescoes, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. Pp. 171-185. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.110

Название статьи Художественный контекст росписи церкви святого Георгия в Младо Нагоричино
Авторы Онуфриенко, Максим Олегович — научный сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Москва, Россия, Orc ID 0000-0003-4756-83095, Scopus ID 57220954526, SPIN-код 8197-0762, Author ID 1063414; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Miscellanea / Смесь
Год  2022 Номер журнала  1 Страницы  171-185
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 75.046; ББК 85.103(3)4 Индекс DOI  https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.110
Аннотация

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-18-00294 «Художественные традиции и церковно-политическая идеология в средневековой архитектуре и искусстве Балкан. Македонский вопрос») в филиале ЦНИИП Минстроя России «Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства».

Фрески церкви Св. Георгия в Младо Нагоричино (Северная Македония) не раз привлекали внимание исследователей, однако до сих пор круг памятников, близких этим росписям, выделен не точно. В статье делается попытка атрибуции ряда сохранившихся изображений определенным артелям, чьи работы известны по другим памятникам. В росписи выделяются три разные манеры живописи, которые можно приписать трем разным мастерам (или группе мастеров). Судя по всему, в основном объеме церкви работали те же художники, которые расписали церковь монастыря Слимница. Этот вывод согласуется с наблюдением македонских исследователей. Две другие манеры, видимо, принадлежат греческим художникам, которые были связаны с мастером Михаилом из Линотопи, работавшим в первой трети XVII в. и расписавшим много церквей на Балканах. Одним из близких аналогов росписи Младонагоричинской церкви могут являться фрески Успенской церкви в Зерват (Албания) и кафоликон монастыря Макриалекси (Греция), выполненные при участии мастера Михаила. В пользу этого говорят как сходство почерка надписей, так и близость физиогномических особенностей ликов некоторых святых. Правда, манера исполнения этих фресок не находит точного соответствия росписи Георгиевской церкви. Поскольку приводимые в статье аналоги весьма приблизительны, фрески церкви Св. Георгия в Младо Нагоричино нельзя с уверенностью приписать деятельности артели Михаила из Линотопи. Однако можно утверждать, что роспись Младонагоричинской церкви была выполнена мастерами, входившими в окружение этого мастера.

Ключевые слова поствизантийское искусство, касторийские мастера, Младо Нагоричино, Михаил из Линотопи, Успенская церковь в Зерват, Византия, византиноведение, исследования средневековья, исследование культуры, искусство
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Веленис, Георгиос. Хетероjезичке сликарске радионице и билингвални сликари. // ΣΥΜΜΕΙΚΤΑ. Зборник радова поводом четрдесет година Института за историју уметности Филозофског факултета Универзитета у Београду. Београд: Филозофски факултет, Универзитет у Београду, 2012. С. 211–226.

Каменова, Дора. Сеславската църква. История. Архитектура. Живопис. София: Български художник, 1977. 151 с.

Колушева, Мария. Църквата «Успение Богородично» в Зерват, Албания // Проблеми на изкуството. 2018. № 1. С. 59–74.

Машниќ, Мирjана. Ѕидното сликарство на црквата Св. Ѓорѓи Победоносец во Младо Нагоричане // Зборник за средновековната уметност на музеj на Македониjа. 2007. № 6. С. 131–149.

Машнић, Мирjана. Зидно сликарство Цркве Св. Ђорђа Победоносца у Младом Нагоричину // Зборник Матице српске за ликовне уметности. 2012. № 40. С. 19–40.

Пандурски, Васил. Куриловският манастир. София: Български художник, 1975. 50 с.

Пенкова, Бисерка. Стенописите от Драгалевския и Куриловския манастир от края на ХVІ век и техният художествен контекст // Проблеми на изкуството. 2018. № 1. С. 47–58.

Поповска-Коробар, Викториjа. Ѕидното сликарство во црквата на Слимничкиот манастир // Патримониум.мк. 2015. № 13. С. 239–240.

Серафимова, Анет; Поповска-Коробар, Викториjа; Машниќ, Мирjана; Тричковска, Jулиjа. Христиjански споменици. Скопjе: Министерство за култура. Управа за заштита на културното насо­едство, 2008. 243 с.

Спахиу Jанчевска, Jехона. Циклусот на патронот од црквата Св. Ѓорѓи Победоносец во Младо Нагоричане // Патримониум.мк. 2021. № 19. С. 287–301.

Флорева-Димитрова, Елена. Старата църква в Добърско. София: Български художник, 1981. 221 с.

Шупут, Марица. Споменици српског црквеног градителства XVI–XVII век. Београд: Институт за историју уметности, 1991. 331 с.

Ćurčić, Slodoban. Architecture in the Balkans. From Diocletian to Süleyman the Magnificent. NewYork; London: Yale University Press, 2010. 913 p.

Kiel, Machiel. Armenian and Ottoman Influences on a Group of Village Churches in Kumanovo District // Зборник за ликовне уметности. 1971. № 7. С. 247–255.

Παϊσίδου, Μελαχροινή. Οι τοιχογραφίες του 17ου αιώνα στους ναούς της Καστοριάς. Αθήνα, 2002. 305 ς.

Σκαβάρα, Μαρία. Το έργο των Λινοτοπιτών ζωγράφων Μιχαήλ και Κωνσταντίνου στην επισκοπή Δρυϊνουπόλεως Βορείου Ηπείρου. Συμβολή στη μελέτη της μνημειακής ζωγραφικής του 17ου αιώνα. Ιωάννινα: Ταμείο Αρχαιολογικών Πόρων: Ίδρυμα Μελετών Ιονίου και Αδριατικού Χώρου, 2011. 710 ς.

Τσάμπουρας, Θεοχάρης. Τα καλλιτεχνικά εργαστήρια από την περιοχή του Γράμμου κατά το 16ο και 17ο αιώνα. Ζωγράφοι από το Λινοτόπι, τη Γράμμοστα, τη Ζέρμα και το Μπουρμπουτσικό. Т. 1–2. Θεσσαλονίκη, 2013. 432 ς., 878 εικ.

 

Метки: византийское культурное влияние, Византия, MISCELLANEA / СМЕСЬ, исследования средневековья, история православной церкви, Македония, история культуры, искусство, живопись, фрески, ОНУФРИЕНКО М. О.

  • Просмотров: 171