Любезников, Олег Анатольевич. Интерьер Исаакиевского собора в XIX веке: метаморфозы символического послания

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Любезников, Олег Анатольевич. Интерьер Исаакиевского собора в XIX веке: метаморфозы символического послания // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. С. 195-210. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.112

For citation: Lyubeznikov, Oleg Anatolievich. The interior of St. Isaac’s Cathedral in the 19th century: metamorphoses of symbolic message, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. Pp. 195-210. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.112

Название статьи Интерьер Исаакиевского собора в XIX веке: Метаморфозы символического послания
Авторы Любезников, Олег Анатольевич ― кандидат исторических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Orc ID 0000-0003-3086-0696, Scopus ID 57219053706, SPIN-код 8644-2149, Author ID 713421; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Miscellanea / Смесь
Год  2022 Номер журнала  1 Страницы  195-210
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК

УДК 94(470+571) «1818/1899»; ББК 63.3(2)

Индекс DOI  https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.112
Аннотация

Статья написана при финансовой поддержке РНФ, соглашение № 21-48-04402 от 17.11.2020 «Святые и герои: От христианизации к национализму. Символ, Образ, Память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы)».

В статье рассматривается процесс изменения символического значения интерьера петербургского Исаакиевского собора на протяжении XIX в. Строившийся по проекту французского архитектора О. Монферрана собор, посвященный святому Исаакию Далматскому, день памяти которого совпадал с датой рождения Петра Великого, своим внутренним убранством символически обосновывал идею неразрывного единства православия и монархии. Символическое послание интерьера храма соответствовало идеологической программе царствования Николая I. Украшающие собор росписи, мозаики, рельефы содержали изображения святых, соименных членам династии Романовых. Символическая связь представителей императорской фамилии и изображенных святых подчеркивалась в делопроизводстве во время строительства собора и в его официальном описании. Автор статьи, обращаясь к архивным и опубликованным источникам, поставил своей целью проследить, изменялось ли и почему это «прочтение» интерьера. Процесс постепенного угасания предложенной еще Монферраном модели интерпретации символически нагруженного убранства коррелировал с изменениями в системе заведования собором. Пока все работы в интерьере собора находились под контролем министерства внутренних дел, образ храма-памятника династии Романовых оставался неприкосновенным. Убийство Александра II и развернувшееся соперничество различных групп правительственных консерваторов привели к пересмотру системы заведования собором, к появлению подконтрольного Святейшему Синоду Хозяйственного Управления и усилению роли настоятеля и клира в вопросах оформления храма. Происходившие в 1880-е – 1890-е гг. в интерьере собора изменения (появление новых икон, хоругвей) все более соответствовали его сугубо церковной интерпретации и, по-видимому, отражали в тот период еще только наметившееся, подспудное размежевание Православной церкви и российского самодержавия.

Ключевые слова Исаакиевский собор, символическая политика, Николай I, О. Монферран, Е. В. Богданович, интерпретация, история культуры
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Ананьев, Виталий Геннадьевич. К семиотике создания Исаакиевского собора // Диалог со временем. 2011. Вып. 35. С. 289–295.

Ананьич, Борис Васильевич; Ганелин, Рафаил Шоломович. Р. А. Фадеев, С. Ю. Витте и идеологиче­ские искания «охранителей» в 1881–1883 гг. // Исследования по социально-политической истории России: Сборник статей памяти Бориса Александровича Романова. Ленинград: Наука, 1971. (Труды Ленинградского отделения Института истории СССР. Вып. 12). С. 299–326.

Догадаева, Елена Викторовна. «…Заведение таковое усугубит славу государя и государства» // Кафедра: Сборник научных статей. Вып. IV. Исаакиевский собор между прошлым и будущим. Санкт- Петербург: [б. и.], 2008. С. 347–369.

Друзин, Михаил Викторович. Е. В. Богданович: Общественный деятель пореформенного времени // Российская история. 2020. № 1. С. 91–101.

Дубенцов, Борис Борисович. М. Т. Лорис-Меликов и «охранители» в 1880–1881 гг. // Страницы рос­сийской истории: Проблемы, события, люди: Сборник статей в честь Бориса Васильевича Ананьича. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2003. С. 63–69.

Зайончковский, Петр Андреевич. Кризис самодержавия на рубеже 1870–1880-х годов. Москва: Издательство Московского университета, 1964. 511 с.

Каулен, Мария Елисеевна. Музеи-храмы и музеи-монастыри в первое десятилетие Советской власти. Москва: Луч, 2001. 163 с.

Лихачев, Дмитрий Сергеевич. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. Москва: Наука, 1985. С. 17–23.

Любезников, Олег Анатольевич. Исаакиевский собор: Малоизученные вопросы истории создания храма (по новым архивным данным). Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2015. 72 с.

Малинова, Ольга Юрьевна; Миллер, Алексей Ильич. Введение. Символическая политика и политика памяти // Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе: Сборник статей / Под ред. Лапина, Владимира Викентьевича; Миллера, Алексея Ильича. Санкт- Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021. С. 7–37.

Озуф, Мона. Пантеон: Эколь Нормаль мертвых // Франция — память / Нора, Пьер; Озуф, Мона; де Пюимеж, Жерар; Винок, Мишель. Санкт-Петербург: СПбГУ, 1999. С. 151–185.

Полунов, Александр Юрьевич. Победоносцев: Русский Торквемада. Москва: Молодая гвардия, 2017. 335 с.

Пресняков, Александр Евгеньевич. Николай I. Апогей самодержавия // Пресняков А. Е. Российские самодержцы. Москва: Книга, 1990. С. 261–305.

Стогов, Дмитрий Игоревич. Черносотенцы: Жизнь и смерть за великую Россию. Москва: Алгоритм, 2012. 672 с.

Толмачева, Наталия Юрьевна. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург: Паритет, 2003. 256 с.

Трофимов, Сергей Владимирович. Семантическое поле Петропавловского собора (к постановке про­блемы) // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Вып. 2: Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. Санкт-Петербург: Акрополь, 1994. С. 38–55.

Уортман, Ричард С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии: В 2 т. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I. Москва: ОГИ, 2002. 608 с.

Фриз, Грегори. Губительное благочестие: Религия и политический кризис в предреволюционной России // Фриз, Грегори. «Губительное благочестие»: Российская церковь и падение империи: Сборник статей. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. С. 182–231.

Фриз, Грегори. Церковь и политика на закате императорской России: Кризис и радикализация право­славного духовенства // Фриз, Грегори. «Губительное благочестие»: Российская церковь и падение империи: Сборник статей. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт- Петербурге, 2019. С. 55–89.

Шуйский, Валерий Константинович. Огюст Монферран. История жизни и творчества. Санкт- Петербург; Москва: МиМ-Дельта, Центрполиграф, 2005. 414 с.

Kelly, Catriona. Socialist Churches: Radical Secularization and the Preservation of the Past in Petrograd and Leningrad, 1918–1988. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2016. 413 p.

Wortman, Richard. Moscow and Petersburg: The Problem of Political Center in Tsarist Russia, 1881–1914 // Wortman R. Russian Monarchy: Representation and Rule. Boston: Academic Studies Press, 2013. P. 170–198.

 

Метки: XIX век, MISCELLANEA / СМЕСЬ, история православной церкви, история культуры, архитектура, искусство, ЛЮБЕЗНИКОВ О. А.

  • Просмотров: 52