Дмитриев, Михаил Владимирович. Confessio vs natio. Византийская богословская традиция как препона в формировании дискурсов этнонациональной идентичности средневековой Руси

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Дмитриев, Михаил Владимирович. Confessio vs natio. Византийская богословская традиция как препона в формировании дискурсов этнонациональной идентичности средневековой Руси // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1 С. 83-104. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.105

For citation: Dmitriev, Mikhail Vladimirovich. Confessio vs natio. Byzantine theological tradition as hindrance in formation of ethnic and national identity discourses in medieval Rus’, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. Pp. 83-104. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.105

Название статьи Confessio vs natio. Византийская богословская традиция как препона в формировании дискурсов этнонациональной идентичности средневековой Руси
Авторы Дмитриев, Михаил Владимирович — доктор исторических наук, профессор, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Высшая школа экономики, Москва, Россия, Orc ID 0000-0002-4101-8755, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Disputatio / Дискуссия
Год  2022 Номер журнала  1 Страницы  83-104
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 94; ББК 63.3(2)41–45 Индекс DOI  https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.105
Аннотация

В статье предпринимается попытка верифицировать некоторые аспекты исследовательской гипотезы, которая предполагает, что в нормативных установках византийско-православного богослов-ского мышления (в идеологиях, ментальностях, дискурсах) присутствовали традиции и конструкции, вступающие в конфликт с тенденцией видеть в тех, кого мы привыкли называть «русскими» или «русинами», сообщества этнического ряда. В средневековой православной культуре Восточной Европы христианская идентичность включенных в Церковь сообществ верующих людей становилась препоной в формировании дискурсов, которые допускали бы, что церковное сообщество может распадаться на этносы или «нации» (nationes). Рассмотрены данные древнерусских текстов, культуры Московской Руси, православных сочинений украинско-белорусских земель начала XVII в., которые показывают, что очень часто (хотя и не всегда) религиозно-богословские представления этих дискурсов входили в противо-речие с тенденцией переносить нормы племенной идентичности на христианские сообщества. Это приводило, в частности, к тому, что «русскому» не придавалось «этнического» смысла. Такая ситуация отличалась от того, как отношение христианского и племенного понималось в средневековой бого-словской культуре латинского Запада. Поиски объяснения уводят в область византийской богословской традиции, в которой христианская и этническая идентичность понимаются как два конфликтующих дискурса. Православность подданных императоров как бы «стирала» следы племенной (этнической) принадлежности. Субъектами христианской истории (то есть истории тех, кто принял крещение) в этих дискурсах оказывались не множественные nationеs, а «новые люди», ставшие единым «народом Божиим». На Руси эта дискурсивная логика была выражена «Повестью временных лет»; позднее тот же сценарий, как кажется, осуществлялся в других текстах русского Средневековья, приведя к культуре Московского государства, которой «этническое» определение «русскости» оказалось чуждым. Судя по всему, та же тенденция присутствовала — то угасая, то снова выходя на поверхность — в пред-ставлениях и книжников, и широких кругов православного населения украинско-белорусских земель. 

Ключевые слова византийское богословие, конфессиональное, христианство, этническое, древне-русское, украинско-белорусское, рутенское, история культуры, Византия, исследования средневековья
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Бушкович, Пол. Православная церковь и русское национальное самосознание XVI–XVII вв. // Ab Imperio. 2003. № 3. С. 101–117.

Граля, Хиероним. Была ли «Святая Русь» «местом памяти» руси Речи Посполитой? // «Места памяти» руси конца XV – середины XVIII в. / Отв. сост., отв. ред. серии Доронин, Андрей Владимирович. Москва: РОССПЭН, 2019. С. 260–291. (= Post-Древняя Русь: у истоков наций Нового времени).

Дагрон, Жильбер. Император и священник. Этюд о византийском «цезарепапизме» / Пер. и науч. ред. Мусина, Александра Евгеньевича; Под общ. ред. Медведева, Игоря Павловича. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2010. 480 с.

Дмитриев, Михаил Владимирович. «Русский народ» или «люди Божии»? Об особенностях протона­циональных дискурсов в культуре Московской Руси // Polystoria. Бог, Рим, народ в средневековой Европе / Отв. ред. Бойцов, Михаил Анатольевич; Воскобойников, Олег Сергеевич. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. С. 256–304.

Дмитриев, Михаил Владимирович. Конфессиональный фактор в формировании представлений о «русском» в культуре Московской Руси // Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – Новое время / Под ред. Дмитриева, Михаила Владимировича. Москва: Индрик, 2008. С. 218–240.

Дмитриев, Михаил Владимирович. Православное и «русское» в представлениях о «русском народе» Речи Посполитой (конец XVI – середина XVII вв.) // Древняя Русь после Древней Руси: Дискурс вос­точнославянского (не)единства / Отв. сост. Доронин, Андрей Владимирович. Москва: Политическая энциклопедия, 2017. (= Post-Древняя Русь: У истоков наций Нового времени. 1). С. 193–214.

Дмитриев, Михаил Владимирович. «Народ благочестия руского»: О конфессиональном и этническом в представлениях о «русском народе» Речи Посполитой // «Вертоград многоцветный»: Сборник статей к 80-летию Бориса Николаевича Флори. Москва: Индрик, 2018. С. 453–463.

Дмитриев, Михаил Владимирович; Шпирт, Андрей Михайлович. Идентичность Руси и «руси» в письменных памятниках украинско-белорусской православной культуры XV–XVII вв.: Историографические заметки // Нарративы руси конца XV – середины XVIII вв.: В поисках своей истории / Отв. сост. Доронин, Андрей Владимирович. Москва: РОССПЭН, 2017. (= Post-Древняя Русь: У истоков наций Нового времени. 2). С. 332–383.

Добровольский, Дмитрий Анатольевич. Якоже и прародители наши погынуша: К вопросу об этни­ческом самосознании древнерусских летописцев XI – начала XII в. // Вестник Российского государ­ственного гуманитарного университета. 2010. № 7. С. 83–95.

Добровольский, Дмитрий Анатольевич. Начальная летопись как источник по истории коллективного самосознания Древней Руси // Диалог со временем. 2009. № 27. С. 43–61.

Ерусалимский, Константин Юрьевич. На службе короля и Речи Посполитой. Москва; Санкт- Петербург: Нестор-История, 2018. 1012 с.

Ерусалимский, Константин Юрьевич. Понятия «народ», «Росиа», «Руская земля» и социальные дис­курсы Московской Руси конца XV – XVII вв. // Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – Новое время / Под ред. Дмитриева, Михаила Владимировича. Москва: Индрик, 2008. С. 137–179.

Ерусалимский, Константин Юрьевич. Natione Moschus: Идентичность выходцев из Московского государства в Речи Посполитой XVI – начала XVII в. // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки. История / Studia classica et mediaevalia». Москва, 2011. № 14 (76)/11. С. 326–352.

Канторович, Эрнст. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. Москва: Изд-во Института Гайдара, 2014. 744 с.

Лаушкин, Алексей Владимирович. К вопросу о развитии этнического самосознания древнерусской народности («хрестеяни» и «хрестьяньскыи» в памятниках летописания XI–XIII вв.) // Средневековая Русь: Вопросы медиевистики. Москва, 2006. Вып. 6. С. 29–65.

Лаушкин, Алексей Владимирович. Русь и соседи: История этноконфессиональных представлений в древнерусской книжности XI–XIII вв. Москва: Университет Дмитрия Пожарского, 2019. 304 с.

Литаврин, Геннадий Григорьевич. Некоторые особенности этнонимов в византийских источниках // Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. Москва: Наука, 1976. С. 198–216.

Литаврин, Геннадий Григорьевич. Византийцы и славяне ― взаимные представления // Литаврин, Геннадий Григорьевич. Византия и славяне: Сборник статей. Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. С. 590–602.

Неменский, Олег Борисович. Об этноконфессиональном самосознании православного и униатского населения Речи Посполитой после Брестской унии // Между Москвой, Варшавой и Киевом: Сборник статей / Под ред. Неменского, Олега Борисовича. Москва, 2008. С. 105–113.

Петрухин, Владимир Яковлевич. Древняя Русь: Этнический аспект становления и развития государ­ственности // Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государ­ства / Отв. ред. Красовицкая, Тамара Юсуфовна; Тишков, Валерий Александрович. Москва: Новый хронограф, 2012. С. 9–59.

Стефанович, Петр Сергеевич. Идентичность руси в «имперско-эсхатологической» перспективе составителя «Начального свода» // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. Москва, 2018. C. 48–64.

Стефанович, Петр Сергеевич. К вопросу о понятии русь в древнейшем летописании // Slověne. 2018. Vol. 7. № 2. C. 356–382.

Стефанович, Петр Сергеевич. Новые подходы к этничности в медиевистике: Взгляд из «древнерус­ской перспективы» // Историческая память и российская идентичность / Под ред. Тишкова, Валерия Александровича; Пивневой, Елены Анатольевны. Москва: Российская академия наук, 2018. C. 467–486.

Стефанович, Петр Сергеевич. Русь протопопа Аввакума: От «нового Израиля» к «духовному братству» // Религия и русь, XV–XVIII вв. / Отв. сост. Доронин, Андрей Владимирович. Москва: Политическая энциклопедия, 2020. C. 369–389. (Post-Древняя Русь: У истоков наций Нового времени. 4).

Ткачук, Виталий Анатольевич. «Руская вера» кон. XVI − первой пол. XVII в. // Религия и русь, XV– XVIII вв. / Отв. сост. Доронин, Андрей Владимирович. Москва: Политическая энциклопедия, 2020. C. 291–311. (Post-Древняя Русь: У истоков наций Нового времени. 4).

Флоря, Борис Николаевич. Отражение религиозных конфликтов между противниками и привержен­цами унии в «массовом сознании» простого населения Украины и Белоруссии в первой половине XVII в. // Дмитриев, Михаил Владимирович; Заборовский, Лев Валентинович; Турилов, Анатолий Аркадьевич; Флоря, Борис Николаевич. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI – начале XVII в. Москва, 1996. Ч. 2. С. 151–174.

Флоря, Борис Николаевич. Національно-конфесійна свідомість населення Східної України в першій половині XVII століття // Берестейська унія та внутрішнє життя Церкви у ХVІІ столітті: Матеріали Четвертих «Берестейських читань», Львів, Луцьк, Київ, 2–6 жовтня 1995 р. / За ред. о. Бориса Гудзяка, співред. Олега Турія. Львів, 1997. С. 125–147 (вместе с дискуссией по докладу).

Ahrweiler, Hélène. Constantinople seconde Rome: Le tournant de 1204 // Roma, Constantinopoli, Mosca. (Dalla Roma alla Terza Roma. Documenti e studi. Studi. I). Napoli, 1983. P. 307–315.

Ahrweiler, Hélène. L’idéologie politique de l’empire byzantin. Paris: PUF, 1975. 158 p.

Angelov, Dimiter. Imperial Ideology and Political Thought in Byzantium, 1204–1330. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 453 p.

Auerbach, Inge. Identity in Exile: Andrei Mikhailovich Kurbskij and National Consciousness in the 16th Century // Московская Русь (1359–1584): Культура и историческое самосознание / Ред. Клеймола, Анн М.; Ленхофф, Гэйл. Mосква: ИЦ-Гарант, 1997. P. 11–25.

Beaune, Colette. Naissance de la nation France. Paris: Gallimard, 1985. 431 p.

Beck, Hans-Georg. Formes de non-conformisme à Byzance // Académie Royale de Belgique: Bulletin des la Classe des Lettres et des Sciences Morales et Poitiques. Vol. 65. 1979. P. 313–329.

Bell, David A. The Cult of the Nation in France. Inventing Nationalism, 1680–1800. Harvard: Harvard University Press, 2001. 320 p.

Borst, Arno. Die Turmbau von Babel. Geschichte der Meinungen über Ursprung und Vielfalt der Sprachen und Völker. Bd 1. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1957. 535 s.

Bryer, Anthony. The Late Byzantine Identity. An Abstract // Byzantium. Identity, Image, Influence. XIX International Congress of Byzantine Studies. University of Copenhagen, 18–24 August, 1996. Major Papers / Ed. by Fledelius, Karsten. Copenhagen, 1996. Pp. 49–50.

Bushkovitch, Paul. The Formation of a National Consciousness in Early Modern Russia // Harvard Ukrainian Studies. 1986. Vol. X. № 3–4. P. 355–376.

Bushkovitch, Paul. What Is Russia? Russian National Identity and the State, 1500–1917 // Culture, Nation, and Identity. The Ukrainian-Russian Encounter (1600–1945) / Ed. by Kappeler, Andreas; Kohut, Zenon E.; Sysyn, Frank E.; Hagen, Mark von. Edmonton; Toronto: Canadian Institute of Ukrainian Studies Press, 2003. P. 144–161.

Congar, Yves. Conscience ecclésiologique en Orient et en Occident du VIe au XIe siècle // Istina. Vol. 6. 1959. P. 187–236.

Dagron, Gilbert. Empereur et prêtre. Étude sur le «césaropapisme» byzantin. Paris: Gallimard, 1996. (Bibliothèques des histoires). 435 p.

Dagron, Gilbert. Orient-Occident: Césaropapisme et théorie de deux pouvoirs face a la modernité // Revue d’éthique et de théologie morale «Le Supplement». 2003. № 226. Septembre. P. 143–157.

Dmitriev, Mikhail. Le confessionel et l’ «ethnique» dans la construction des discours proto-nationaux en Russie Moscovite aux XVIe – XVIIe siècles // Istina. 2005. P. 137–162.

Dmitriev, Mikhail. La «Sainte Russie» et la chrétienté // La chrétienté dans l’histoire. Une notion mouvante / Textes réunis par Lemaitre, Nicole; préface de Capelle-Dumont, Philippe; postface de Armogathe, Jean-Robert. Paris: Editions Parole et Silence / Collège des Bernardins, 2014. P. 105–127.

Dujcev, Ivan. La crise idéologique de 1203–1204 et ses repercussions sur la civilisation byzantine. (Cahiers de travaux et de conférences). Paris: J. Maisonneuve, 1976. 68 p.

Dutu, Alexandru. Redecouvrir Rome et la seconde Rome. Une demarche historiographique // Roma, Constantinopoli, Mosca. Napoli: Edizione scientifiche Italiane, 1983. (Dalla Roma alla Terza Roma. Documenti e studi. Studi. I). P. 325–335.

Eichenberger, Thomas. Patria. Studien zur Bedeutung des Wortes im Mittelalter (VI–XII Jahrhundert). Sigmaringen: Jan Thorbecke Verlag, 1991. 287 s.

Erusalimsky, Konstantin. The Notion of People in Medieval and Early-Modern Russia // Sensus Historiae. Studia interdyscyplinarne. 2011. Vol. 3/2. P. 9–34.

Eshel, Shay. The concept of the Elect Nation in Byzantium. Leiden; Boston: Brill, 2018. 224 p.

Ivánka, Endre von. Rhomäerreich und Gottesvolk. Das Glaubens-, Staats- und Volksbewusstsein der Byzantiner und seine Auswirkung auf die ostkirchliche-osteuropäische Geisteshaltung. Freiburg; München: Karl Alber, 1968. 167 s.

Kaldellis, Anthony. Hellenism in Byzantium: The Transformations of Greek Identity and the Reception of the Classical Tradition (Greek Culture in the Roman World). Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 468 p.

Kantorowicz, Ernst. Mourir pour la patrie (Pro Patria Mori) dans la pensée politique médiévale // Kantorowicz, Ernst. Mourir pour la patrie et les autres textes. Paris: PUF, 1984. P. 105–141.

Kantorowicz, Ernst Hartwig. Pro Patria Mori in Medieval Political Thought // American Historical Review. 1951. Vol. 56. P. 472–492.

Koder, Johannes. Byzantinische Identität — einleitende Bemerkungen // Byzantium. Identity, Image, Influence. XIX International Congress of Byzantine Studies. 18–24 August, 1996. Major papers / Ed. by Fledelius, Karsten. Copenhagen, 1996. S. 3–6.

Kohut, Zenon E. A Dynastic or Ethno-Dynastic Tsardom? Two Early Modern Concepts of Russia // Extending the Borders of Russian History. Essays in Honor of A. J. Rieber / Ed. by Siefert, Marsha. Budapest; New York, 2003. P. 17–30.

Malamut, Elizabeth. De l’empire des Romains à la nation des Hellènes. Evolution de l’identité des Byzantins de fin du XIe au XVe siècle // Nation et nations au Moyen Age. XLIVe сongrès de la SHMESP. Prague, 23–26 mai 2013. Paris, 2014. P. 165–179.

Nicol, Donald. Church and Society in the last centuries of Byzantium. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. 162 p.

Page, Gill. Being Byzantine: Greek Identity before the Ottomans. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 344 p.

Podskalsky, Gerhard. Byzantinische Reicheschatologie. Die Periodisierung des Weltgeschichte in den vier Grossreichen (Daniel 2 und 7) und dem Tausendjährigen Friedensreiche (Apokl 20). Eine Motivgeschichctliche Untersuchung. München: Wilhelm Fink, 1972. (Münchener Universitäts-Schriften. Reihe des Philosophischen Fakultät, 9). 114 s.

Reynolds, Susan. Medieval «origines gentium» and the community of the realm // History. 1983. Vol. 68. № 224. P. 383–384.

Smythe, Dion Clive. Byzantine Identity and Labelling Theory // Byzantium. Identity, Image, Influence. XIX International Congress of Byzantine Studies. University of Copenhagen, 18–24 August, 1996. Major Papers / Ed. by Fledelius, Karsten. Copenhagen, 1996. P. 26–36.

Yardeni, Myriam. La conscience nationale en France pendant les guerres de religion (1559–1598). Paris; Louvain: Nauwelaerts, 1971. 392 p.

Yardeni, Myriam. Enquêtes sur l’identité de la «nation France». De la Renaissance aux Lumières. Seyssel: Champ Vallon, 2004. 379 p.

Zientara, Benedykt. La сonscience nationale en Europe Occidentale au Moyen Âge. Naissance et méchanismes du phénomène // Acta Poloniae Historica. 1982. T. 46. P. 5–30.

Zientara, Benedykt. Świt narodów europejskich. Powstawanie świadomości narodowej na obszarze Europy pokarolińskiej. Warszawa: PIW, 1985. 434 s.

 

Метки: Древняя Русь, этничность, византийское культурное влияние, Византия, византинистика, DISPUTATIO / ДИСКУССИЯ, исследования средневековья, история средневековой Руси, история православной церкви, нация, история культуры, ДМИТРИЕВ М. В.

  • Просмотров: 201