Piperskiy, Nikola. Importance of Dynastic and Political Ties for Cross-cultural Connections of Nemanide Serbia with the Mediterranean World and Central Europe around the First Fall of Constantinople, and its Reflections on visual culture of Nemanide Serbi

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Piperskiy, Nikola. Importance of dynastic and political ties for cross-cultural connections of Nemanide Serbia with the Mediterranean World and Central Europe around the First fall of Constantinople, and its reflections on visual culture of Nemanide Serbia // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. С. 58-70. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.103

For citation: Piperskiy, Nikola. Importance of dynastic and political ties for cross-cultural connections of Nemanide Serbia with the Mediterranean World and Central Europe around the First fall of Constantinople, and its reflections on visual culture of Nemanide Serbia, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. Pp. 58-70. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.103

Название статьи Importance of dynastic and political ties for cross-cultural connections of Nemanide Serbia with the Mediterranean World and Central Europe around the First fall of Constantinople, and its reflections on visual culture of Nemanide Serbia [Значение династических и политических связей в межкультурной коммуникации Сербии Неманичей со Средиземноморьем и Центральной Европой во время первого падения Константинополя и их отражение в визуальной культуре Сербии Неманичей]
Авторы Пиперски, Никола ― кандидат искусствоведения, научный сотрудник, Белградский университет, Белград, Сербия, Orc ID 0000-0002-0046-1611; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Disputatio / Дискуссия
Год  2022 Номер журнала  1 Страницы  58-70
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 930.85; ББК 63.3(4) Индекс DOI  https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.103
Аннотация

Автор ставит своей целью привлечь внимание к роли династических связей членов сербской династии Неманичей с византийскими, венецианскими и венгерскими правящими династиями, их роли в межкультурных отношениях средневековой Сербии и Балкан со Средиземноморьем и Центральной Европой, а также в визуальной культуре. Особое внимание уделено периоду истории, связанному с первым падением Константинополя, которое непосредственно отразилось на политических и династических отношениях Неманичей с правящими и знатными родами Византии, Венгрии и Венеции. Уникальным явлением в изобразительной культуре Балкан этого периода Стефана Немани в Сербии является монастырь Студеница с католической церковью, посвященной празднику Успения Богородицы. Эта достопримечательность Сербии Неманичей, основанная, построенная и украшенная фресками в годы непосредственно перед и после первого падения Константинополя, возможно, является лучшим примером того, как политические и династические связи того времени отражались на визуальной культуре. Настоящая статья является первым обращением к вопросу о переоценке визуальной культуры Сербии Неманичей и Балкан с точки зрения концепции досовременной глобализации, характеризующейся и являющейся результатом передачи знаний, технологических изменений и гомогенизации пространственных и технологических особенностей, путем сложения концепции общей культуры и отдельных индивидуальных и коллективных идентичностей. Значение династических связей в межкультурном взаимодействии средневековой Сербии со Средиземноморьем и Центральной Европой подчеркивает общий характер визуальной культуры этого периода. Представляется, что через призму династических отношений мы сможем лучше увидеть закономерности в развитии визуальной культуры как в этот период, так и в последующее время.

Ключевые слова Сербия, Средневековье, политические связи, династические связи, династия Неманичей, визуальная культура, византинизация, влияние Византии, монастырь Студеница, Балканы, Средиземноморье, Центральная Европа, история культуры, история Средневековья, искусство
Полный текст статьи Язык статьи английский
Список цитируемой литературы

Barry, Fabio. Walking on Water: Cosmic Floors in Antiquity and the Middle Ages // Art Bulletin. 2007. Vol. 89. No. 4. P. 627–656.

Buzás, Gergely; Laszlovszky, József; Magyar, Károly. Medieval Royal Centers // Hungarian Archaeology at the Turn of the Millennium. Budapest: Ministry of National Cultural Heritage – Teleki László Foundation, 2003. P. 348–364.

Central Europe in the High Middle Ages: Bohemia, Hungary and Poland, c. 900–c. 1300 / Ed. by Berend, Nora; Urbańczyk, Przemysław; Wisyewski, Przemysław. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 546 p.

Domenitjan. Život Svetoga Save i život Svetoga Simeona. Beograd: Industrija knjiga, 2019. 278 s.

Domonkos, Leslie S. Mariology and Vernacular Literature in Late Medieval Hungary // Hungarian Studies. 1986. Vol. 2. No. 2. P. 227–242.

Đurić, Vojislav; Babić-Đorđević, Gordana. Srpska umetnost u Srednjem veku. Knj. 1. Beograd: Srpska književna zadruga, 1997. 223 s.

Eastmond, Antony. Local Saints, Art, and Regional Identity in the Orthodox World after the Fourth Crusade // Speculum. 2003. Vol. 78. No. 3. P. 707–749.

Engel, Pál. Temetkezések a középkori székesfehérvári bazilikában // Századok. 1987. No. 121. P. 613–637.

Erdeljan, Jelena. A Contribution to the Study of Marian Piety and Related Aspects of Visual Culture in Late Medieval Balkans: Several Notable Examples Recorder in Serbian Written Sources // Ikon. 2017. No. 10. P. 369–376.

Erdeljan, Jelena. Studenica. All Things Constantinopolitan // Szmetika. Collection of Papers in Honor of the 40th Anniversary of the Institute for Art History, Faculty of Philosophy, University of Belgrade. Belgrade: University of Belgrade, 2012. P. 93–101.

Erdeljan, Jelena. Studenica. A New Perspective? // Proceedings of the International Conference Held on 15 December 2008 at the University of Cologne. (Studien und Texte zur Byzantinistik 8, Herausgegeben von Claudia Sode). Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2013. P. 33–43.

Erdeljan, Jelena. Studenica. An identity in marble // Zograf. 2011. No. 35. P. 93–100.

Font, Márta. The emergence of East Central Europe and approaches to internal differantiation // Medieval East Central Europe in a Comparative Perspective. From Frontier Zones to Lands in Focus. London; New York: Routledge, 2016. P. 24–36.

Istorija srpskog naroda / Ed. by Ćirković, Sima. Knj. 1. Beograd: Srpska književna zadruga, 1981. 697 s.

Kalić, Jovanka. Grand Župan Uroš II of Rascia // Balcanica. 2016. No. 47. P. 75–96.

Lidov, Alexei M. A Byzantine Jerusalem. The Imperial Pharos Chapel as the Holy Sepulchre // Jerusalem as Narrative Space Erzählraum Jerusalem. Leiden; Boston: Brill, 2012. P. 63–104.

Maksimović, Ljubomir. O godini prenosa Nemanjinih moštiju u Srbiju // Zbornik Radova Vizantoloskog Instituta. 1986. No. 24–25. S. 437–444.

Marosi, Ernô. A romanika Magyarországon. Budapest: Corvina, 2013. 176 p.

Moravcsik, Gyula. Byzantium and the Magyars. Budapest: Akademiai Kiado, 1970. 147 p.

Popović, Danica. O nastanku kulta svetog Simeona // Stefan Nemanja — Sveti Simeon Mirotočivi: Istorija i predanje. Međunarodni naučni skup. Septembar, 1996 / Ed. by Kalić, Jovanka. S. 347–369.

Popović, Danica. Srpski vladarski grob u srednjem veku. Beograd: Institut za istoriju umetnosti Filozofskog fakulteta, 1992. 216 s.

Popović, Danica. Svetiteljsko proslavljanje Simeona Nemanje: Prilog proučavanju kulta moštiju kod Srba // Zbornik radova Vizantološkog instituta. 1998. No. 37. S. 43–53.

Shepard, Jonathan. The Byzantine Commonwealth 1000–1550 // The Cambridge History of Christianity / Ed. by Angold, Michael. Vol. 5. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 1–52.

Stanković, Vlada. Beloved Son-in-Law: Charters of Byzantine Emperors to the Hilandar Monastery after the Marriage of King Milutin to Symonis // Scripta. 2013. No. 12. P. 57–68.

Stanković, Vlada. Komnenian monastic foundations in Constantinople: Questions of Method and Context // Belgrade Historical Review. 2011. No. 2. P. 47–73.

Stanković, Vlada. Komnini u Carigradu: (1057–1185): Evolucija jedne vladarske porodice. Beograd: Vizantološki institute SANU, 2006. 326 s.

Stefan Prvovenčani. Sabrani spisi. Beograd: Srpska književna zadruga, 1999. 184 s.

Stevović, Ivan. Historical and Artistic Time in the Architecture of Medieval Serbia: 12th Century // Архитектура Византии и древней Руси IX–XII веков: Материалы международного семинара 17–21 ноября 2009 года. Санкт-Петербург: Издательство Гос. Эрмитажа, 2010. С. 146–162.

Stevović, Ivan. Istorijski izvor i istorijskoumetničko tumačenje: Bogorodičina crkva u Toplici // Zograf. 2011. No. 35. S. 73–92.

Sveti Sava. Sabrani spisi. Beograd: Prosveta; Srpska književna zadruga, 1986. 209 s.

Szakács, Béla Zsolt. From the Harbour of Venice to the Kingdom of Hungary: Art and Trade in the 11th–13th Centuries // Hortus Artium Medieavalium. 2016. No. 22. P. 294–302.

Szakács, Béla Zsolt. What did Piroska see at Home? Art and Architecture in Hungary around 1100 // Piroska and the Pantokrator. Dynastic Memory, Healing and Salvation in Komnenian Constantinople. Budapest: CEU Press, 2019. P. 32–62.

Teodosije. Žitije svetog Save. Beograd: Srpska književna zadruga, 1984. 282 s.

 

Метки: Древняя Русь, византийское культурное влияние, Византия, Сербия, византинистика, DISPUTATIO / ДИСКУССИЯ, исследования средневековья, история православной церкви, история культуры, искусство, PIPERSKIY N.

  • Просмотров: 184