Ссылка для цитирования: Найдёнова, Дарья Вадимовна. Зооморфная иконография св. Христофора в искусстве балканских стран // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2. С. 107-124. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.207
For citation: Naydenova, Darya Vadimovna. Zoomorphic iconography of St. Christopher in the Art of the Balkan countries, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2. Pp. 107-124. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.207
Название статьи | Зооморфная иконография св. Христофора в искусстве балканских стран | ||||||||
Авторы | Найдёнова, Дарья Вадимовна ― соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, OrcID 0000-0002-2267-7931, ScopusID 57204182045, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | Commentarii / Статьи | ||||||||
Год | 2020 | Номер журнала | 2 | Страницы | 107-124 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 7.046.3; ББК 85.103(3) | Индекс DOI | 10.21638/spbu19.2020.207 | ||||
Аннотация |
Св. Христофор ― один из немногих христианских святых, образ которого отличался яркой и запоминающейся иконографией. Несмотря на то, что антропоморфный иконографический тип мученика был известен в византийском мире еще с древнейших времен, мастера нарочито продолжали изображать святого именно в зооморфном облике. Вера в его чудодейственную силу, способную отвращать беду и уберегать от болезней, подкрепленная разнообразными художественными интерпретациями зооморфного лика, лишь подчеркивала его особый мистический статус, что позволило просуществовать такой беспрецедентной иконографии мученика практически до настоящего времени. Зооморфная иконография св. Христофора в искусстве балканских стран была весьма разнообразной и вплоть до XIX в. не приобрела устойчивого канона. Отсутствие столичных образцов, представляющих св. Христофора в зооморфном виде, породило множество интерпретаций в изображении его лика. В статье рассматривается зооморфная иконография св. Христофора в искусстве балканских стран (Греции, Сербии, Македонии, Болгарии, Румынии). На основе анализа широкого корпуса изображений мученика, представленных в монументальной и станковой живописи балканских стран, автор выделяет несколько подтипов в зооморфной иконографии мученика (с головой собаки, лошади и даже агнца), показывает возможные пути формирования для каждого из них, а также отмечает региональные особенности распространения того или иного зооморфного подтипа. |
||||||||
Ключевые слова | Балканы, искусство, Св. Христофор, живопись Балканских стран, иконография, зооморфная иконография, искусство балканских стран, традиция почитания | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Акопян, Заруи Аветисовна. Образ святого Христофора в раннесредневековой скульптуре Армении (VII век) // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 74: Византия в контексте мировой культуры: Материалы конференции, посвященной памяти А. В. Банк (1906–1984) / Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 119–132. Бошковић, Ђурће. Светогорски пабирци // Старинар. 1939. Т. XIV. C. 71–105. Габелић Смиљка. Манастир Лесново: Историjа и сликарство. Београд: Стубови културе, 1998. 306 с. Ѓорѓиевски, Деjан. Идентификација на светите воини во манастирот Матејче // ПАТРИМОНИУМ.МК. Списание за културното наследство — споменици, реставрациjа, музеи. Година 3, бroj 7–8. 2010. С. 197–216. Ѓорѓиевски, Деjан. Култот на свети Христофор во P. Македонија // ПАТРИМОНИУМ.МК. Списание за културното наследство — споменици, реставрациjа, музеи. Година 2, бroj 3–4, 5–6. 2008–2009. С. 117–125. Ѓорѓиевски, Деjан. Прилог кон датирањето на Виничките теракоти // ПАТРИМОНИУМ.МК. Списание за културното наследство — споменици, реставрациjа, музеи. Година 5, бroj 10 / 2012. С. 117–126. Джурич, Воислав. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. Москва: Индрик, 2000. 592 с. Димитрова, Елизабета. Керамичките релjефи од Виничкото Кале. Скопjе: Ѓурѓа, 1993. 241 с. Ђорђевић, Иван. Свети Христофор у српском зидном сликарству средњег века // Зограф. 1980. № 11. C. 63–67. Ждраков, Зарко. За западната иконография на св. Христофор от църквата «Св. Петър и Павел» в Търново // Искусство. 1990. № 9–10. С. 42–47. Майзульс, Михаил Романович; Харман, Дильшат Догановна; Зотов, Сергей Олегович. Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии. Москва: АСТ, 2018. 416 с. Максимов, Евгений Николаевич. Образ Христофора Кинокефала (опыт сравнительно-мифологического исследования) // Древний Восток: К 75-летию академика М. А. Коростовцева. Москва: Наука, 1975. С. 76–89. Найденова, Дарья Вадимовна. Особенности почитания св. Христофора на Руси и иконография мученика в искусстве старообрядчества // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 7 / Ред. Мальцева, Светлана Владиславовна; Станюкович-Денисова, Екатерина Юрьевна; Захарова, Анна Владимировна. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 473–482. Преподобный Феодор Студит. Творения: В 3 т. Т. 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова. Москва: Сибирская звонница, 2012. 1070 с. Саенкова, Елена Михайловна; Герасименко, Надежда Викторовна. Иконы святых воинов: Образы небесных защитников в византийском, балканском и древнерусском искусстве. Москва: Интербук-бизнес, 2008. 270 с. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока: В 3 т. Т. III. Святой Восток. Москва: Православный паломник, 1997. 702 с. СтошиЋ, Љиљана. Култ светог Христофора Кинокефала на Балкану // ПАТРИМОНИУМ.МК. Списание за културното наследство ― споменици, реставрациjа, музеи. Година 3, бroj 7–8. 2010. С. 393–403. Ameisenowa, Zofia. Animal-Headed Gods, Evangelists, Saints and Righteous Men // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1949. Vol. 12. P. 21–45. Analecta Bollandiana. T. 10. Paris: Société Générale de Librairie Catholoque, 1882. 497 p. Barutcieff, Silvia Marin. Cursa cu obstacole a unei reprezentări zoomorfe. Ipoteze pentru iconografia românească a Sfântului Hristofor // Lumea animalelor. Realități, reprezentări, simboluri. Iași: Editura Universităţii «Alexandru Ioan Cuza», 2012. P. 266–284. Barutcieff, Silvia Marin. Master and disciple: family tradition, professional solidarity and artistic innovation. Romanian Painters either side of the Carpathians and the Depictions of Saint Christopher (1730–1850) // Economy and Society in Central and Eastern Europe. Berlin; Münster; Wien: LIT, 2013. P. 242–257. Bock, Martin. Christophoros Kynokephalos: Die Darstellungen des hundsköpfi gen Chistophoros auf Ikonen des Ikonen-Museums Recklinghausen. Bd IV. Recklinghausen: Museen der Stadt Recklinghausen, 1997. 69 p. Jolivet-Lévy, Catherine. Les églisesbyzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris: Éditions du C.N.R.S, 1991. 391 p. Loeschcke, Walter. Neue Beiträge zur Darstellung des kynokephalen hl. Christophorus in Osteuropa // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1975. № 5. Tafel I. L. Loeschcke, Walter. Sanctus Christophorus Canineus // Festsehrift zum 70. Geburtstag von Edwin Redslob. Berlin, 1955. S. 33–74. Michaelis, Heinz. Neue materialen zur Christophorus ― forschung // Akten des XI Internationalen byzantinisten congresses. 1958. S. 370–375. Popova, Ana. Warriors saints in the church of st. George at Pološko // ПАТРИМОНИУМ.МК. Списание за културното наследство — споменици, реставрациjа, музеи. Година 11, бroj 16 / 2018. С. 259–268. Schwartz, Jacques. A propos de l’iconographie orientale de s. Christophe // Le Museon. 1954. Vol. 67. P. 93–98. Vatchkova, Vesselina. Lupus in fabulis et in templo: Les métamorphoses étranges du Saint Christophe dans l’Église Orthodoxe // (De)formierte Körper ― Die Wahrnehmung und das Andere im Mittelalter. Göttingen: Universitätsverlag Göttingen, 2012. S. 171–190. Walter, Christopher. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot: Ashgate Publishing, 2003. 384 р. Woods, David. St. Christopher, Bishop Peter of Attalia, and the Cohors Marmaritarum: A Fresh Examination // Vigiliae Christianae. 1994. Vol. 48. No. 2. Р. 170–186. |
Метки: Балканы, COMMENTARII / CТАТЬИ, искусство, живопись, НАЙДЕНОВА Д. В., иконография