Найдёнова, Дарья Вадимовна. Зооморфная иконография св. Христофора в искусстве балканских стран

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Найдёнова, Дарья Вадимовна. Зооморфная иконография св. Христофора в искусстве балканских стран // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2. С. 107-124. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.207

For citation: Naydenova, Darya Vadimovna. Zoomorphic iconography of St. Christopher in the Art of the Balkan countries, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2. Pp. 107-124. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.207

Название статьи Зооморфная иконография св. Христофора в искусстве балканских стран
Авторы Найдёнова, Дарья Вадимовна ― соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, OrcID 0000-0002-2267-7931, ScopusID 57204182045, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
В рубрике Commentarii / Статьи
Год  2020 Номер журнала  2 Страницы  107-124
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК  УДК 7.046.3; ББК 85.103(3) Индекс DOI 10.21638/spbu19.2020.207
Аннотация

Св. Христофор ― один из немногих христианских святых, образ которого отличался яркой и запоминающейся иконографией. Несмотря на то, что антропоморфный иконографический тип мученика был известен в византийском мире еще с древнейших времен, мастера нарочито продолжали изображать святого именно в зооморфном облике. Вера в его чудодейственную силу, способную отвращать беду и уберегать от болезней, подкрепленная разнообразными художественными интерпретациями зооморфного лика, лишь подчеркивала его особый мистический статус, что позволило просуществовать такой беспрецедентной иконографии мученика практически до настоящего времени. Зооморфная иконография св. Христофора в искусстве балканских стран была весьма разнообразной и вплоть до XIX в. не приобрела устойчивого канона. Отсутствие столичных образцов, представляющих св. Христофора в зооморфном виде, породило множество интерпретаций в изображении его лика. В статье рассматривается зооморфная иконография св. Христофора в искусстве балканских стран (Греции, Сербии, Македонии, Болгарии, Румынии). На основе анализа широкого корпуса изображений мученика, представленных в монументальной и станковой живописи балканских стран, автор выделяет несколько подтипов в зооморфной иконографии мученика (с головой собаки, лошади и даже агнца), показывает возможные пути формирования для каждого из них, а также отмечает региональные особенности распространения того или иного зооморфного подтипа.

Ключевые слова Балканы, искусство, Св. Христофор, живопись Балканских стран, иконография, зооморфная иконография, искусство балканских стран, традиция почитания
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Акопян, Заруи Аветисовна. Образ святого Христофора в раннесредневековой скульптуре Армении (VII век) // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 74: Византия в контексте мировой культуры: Материалы конференции, посвященной памяти А. В. Банк (1906–1984) / Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 119–132.

Бошковић, Ђурће. Светогорски пабирци // Старинар. 1939. Т. XIV. C. 71–105.

Габелић Смиљка. Манастир Лесново: Историjа и сликарство. Београд: Стубови културе, 1998. 306 с.

Ѓорѓиевски, Деjан. Идентификација на светите воини во манастирот Матејче // ПАТРИМОНИУМ.МК. Списание за културното наследство — споменици, реставрациjа, музеи. Година 3, бroj 7–8. 2010. С. 197–216.

Ѓорѓиевски, Деjан. Култот на свети Христофор во P. Македонија // ПАТРИМОНИУМ.МК. Списание за културното наследство — споменици, реставрациjа, музеи. Година 2, бroj 3–4, 5–6. 2008–2009. С. 117–125.

Ѓорѓиевски, Деjан. Прилог кон датирањето на Виничките теракоти // ПАТРИМОНИУМ.МК. Списание за културното наследство — споменици, реставрациjа, музеи. Година 5, бroj 10 / 2012. С. 117–126.

Джурич, Воислав. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. Москва: Индрик, 2000. 592 с.

Димитрова, Елизабета. Керамичките релjефи од Виничкото Кале. Скопjе: Ѓурѓа, 1993. 241 с.

Ђорђевић, Иван. Свети Христофор у српском зидном сликарству средњег века // Зограф. 1980. № 11. C. 63–67.

Ждраков, Зарко. За западната иконография на св. Христофор от църквата «Св. Петър и Павел» в Търново // Искусство. 1990. № 9–10. С. 42–47.

Майзульс, Михаил Романович; Харман, Дильшат Догановна; Зотов, Сергей Олегович. Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии. Москва: АСТ, 2018. 416 с.

Максимов, Евгений Николаевич. Образ Христофора Кинокефала (опыт сравнительно-мифологического исследования) // Древний Восток: К 75-летию академика М. А. Коростовцева. Москва: Наука, 1975. С. 76–89.

Найденова, Дарья Вадимовна. Особенности почитания св. Христофора на Руси и иконография мученика в искусстве старообрядчества // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 7 / Ред. Мальцева, Светлана Владиславовна; Станюкович-Денисова, Екатерина Юрьевна; Захарова, Анна Владимировна. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 473–482.

Преподобный Феодор Студит. Творения: В 3 т. Т. 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова. Москва: Сибирская звонница, 2012. 1070 с.

Саенкова, Елена Михайловна; Герасименко, Надежда Викторовна. Иконы святых воинов: Образы небесных защитников в византийском, балканском и древнерусском искусстве. Москва: Интербук-бизнес, 2008. 270 с.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока: В 3 т. Т. III. Святой Восток. Москва: Православный паломник, 1997. 702 с.

СтошиЋ, Љиљана. Култ светог Христофора Кинокефала на Балкану // ПАТРИМОНИУМ.МК. Списание за културното наследство ― споменици, реставрациjа, музеи. Година 3, бroj 7–8. 2010. С. 393–403.

Ameisenowa, Zofia. Animal-Headed Gods, Evangelists, Saints and Righteous Men // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1949. Vol. 12. P. 21–45.

Analecta Bollandiana. T. 10. Paris: Société Générale de Librairie Catholoque, 1882. 497 p.

Barutcieff, Silvia Marin. Cursa cu obstacole a unei reprezentări zoomorfe. Ipoteze pentru iconografia românească a Sfântului Hristofor // Lumea animalelor. Realități, reprezentări, simboluri. Iași: Editura Universităţii «Alexandru Ioan Cuza», 2012. P. 266–284.

Barutcieff, Silvia Marin. Master and disciple: family tradition, professional solidarity and artistic innovation. Romanian Painters either side of the Carpathians and the Depictions of Saint Christopher (1730–1850) // Economy and Society in Central and Eastern Europe. Berlin; Münster; Wien: LIT, 2013. P. 242–257.

Bock, Martin. Christophoros Kynokephalos: Die Darstellungen des hundsköpfi gen Chistophoros auf Ikonen des Ikonen-Museums Recklinghausen. Bd IV. Recklinghausen: Museen der Stadt Recklinghausen, 1997. 69 p.

Jolivet-Lévy, Catherine. Les églisesbyzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris: Éditions du C.N.R.S, 1991. 391 p.

Loeschcke, Walter. Neue Beiträge zur Darstellung des kynokephalen hl. Christophorus in Osteuropa // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1975. № 5. Tafel I. L.

Loeschcke, Walter. Sanctus Christophorus Canineus // Festsehrift zum 70. Geburtstag von Edwin Redslob. Berlin, 1955. S. 33–74.

Michaelis, Heinz. Neue materialen zur Christophorus ― forschung // Akten des XI Internationalen byzantinisten congresses. 1958. S. 370–375.

Popova, Ana. Warriors saints in the church of st. George at Pološko // ПАТРИМОНИУМ.МК. Списание за културното наследство — споменици, реставрациjа, музеи. Година 11, бroj 16 / 2018. С. 259–268.

Schwartz, Jacques. A propos de l’iconographie orientale de s. Christophe // Le Museon. 1954. Vol. 67. P. 93–98.

Vatchkova, Vesselina. Lupus in fabulis et in templo: Les métamorphoses étranges du Saint Christophe dans l’Église Orthodoxe // (De)formierte Körper ― Die Wahrnehmung und das Andere im Mittelalter. Göttingen: Universitätsverlag Göttingen, 2012. S. 171–190.

Walter, Christopher. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot: Ashgate Publishing, 2003. 384 р.

Woods, David. St. Christopher, Bishop Peter of Attalia, and the Cohors Marmaritarum: A Fresh Examination // Vigiliae Christianae. 1994. Vol. 48. No. 2. Р. 170–186.

 

Метки: Балканы, COMMENTARII / CТАТЬИ, искусство, живопись, НАЙДЕНОВА Д. В., иконография

  • Просмотров: 340