Немыкина, Елена Александровна. Трансформация идеологии Неманичей в памятниках эпохи Милутина (1282–1321) на завоеванных македонских территориях

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Немыкина, Елена Александровна. Трансформация идеологии Неманичей в памятниках эпохи Милутина (1282–1321) на завоеванных македонских территориях // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 1. С. 89-106. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.206

For citation: Nemykina, Elena Aleksandrovna. Transformation of the Nemanichi’s ideology in the monuments of the Milutin era (1282–1321) in the conquered Macedonian territories, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2. Pp. 89-106. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.206

Название статьи Трансформация идеологии Неманичей в памятниках эпохи Милутина (1282–1321) на завоеванных македонских территориях
Авторы Немыкина, Елена Александровна — научный сотрудник НИИТИАГ, Москва, Россия, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Commentarii / Статьи
Год  2020 Номер журнала  2 Страницы  89-106
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 7.033.1;
ББК 85.143(3)
Индекс DOI 10.21638/spbu19.2020.206 
Аннотация Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-18-00294) в филиале ЦНИИП Минстроя России «Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства».
Статья посвящена проблеме воздействия идеологических установок на формирование иконографических программ памятников средневековой Македонии в конце XIII – первой четверти XIV в. Этот период связан с правлением сербского короля Милутина (1282–1321), отвоевавшего у Византии ряд македонских территорий и вступившего в брак с дочерью византийского императора Андроника II Палеолога (1282–1328). Близкое родство с императорской семьей и активная завоевательная политика Милутина в отношении Византии становятся ключевыми факторами для переориентации сербской идеологии с национальной платформы на имперскую. Процесс «византинизации» затрагивает все области жизни Сербского королевства, в том числе и искусство. Утверждая свое присутствие на македонских территориях, Милутин силами греческих мастеров активно строит и восстанавливает храмы, перестраивает греческие постройки, а для росписи церквей приглашает принадлежавших к прогрессивному художественному направлению греческих художников Михаила и Евтихия. Таким образом, архитектурные и живописные ансамбли этого времени возникают в рамках византийской художественной традиции и находятся в одном ряду с образцами магистральных течений византийского искусства. Фресковые росписи создаются в соответствии со стилистическими принципами передовых направлений Палеологовского ренессанса и изобилуют свежими иконографическими решениями, новыми смысловыми акцентами и композициями. Хорошая сохранность большинства памятников Милутина обеспечила пристальное внимание к ним со стороны исследователей. Однако, несмотря на то, что внедрение византийских традиций в сербскую культурную парадигму изучено достаточно хорошо, малоисследованным остался факт встраивания в византийскую имперскую тематику национальной специфики, о чем свидетельствует ряд иконографических особенностей монументальных росписей, рассматриваемых в данной статье.
Ключевые слова

империя, иконография, фресковая живопись, нации, Милутин, идеология Неманичей, Македония, Сербское королевство, искусство, культура средневековья, исследования средневековья 

Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Бабић, Валентина. Фреске у цркви Светог Михаила у Стону. Београд: Балканолошки институт САНУ; Требиње: Епархиjа захумско-херцеговачка и приморска, 2014. 304 с.

Бабић, Гордана. Краљева црква у Студеници. Београд: Просвета; Републички завод за заштиту споменика културе, 1987. 274 с.

Бабић, Гордана. О живописном украсу олтарских преграда // Зборник за ликовне уметности. 1975. № 11. С. 1–41.

Бабић-Ђорђевић, Гордана; Ђурић, Војислав. Класицизам доба Палеолога у српскоj уметности // Српска уметност у средњем веку. Књ. 2. XIV–XVI вв. Београд: Српска књижевна задруга, 1997. С. 5–47.

Благоjевић, Милош. Србиjа у доба Немањића. Од кнежевине до царства: 1168–1371. Илустрована хроника. Београд: ТРЗ «Вајат» – ИРО «Београд», 1989. 283 с.

Војводић, Драган. Лоза Немањића // Лексикон српског средњог века. Београд: Knowledge, 1999. С. 371–373.

Воjводић, Драган. Српска уметност од почетка XIV столећа до пропасти државе Немањића // Сакрална уметност српских земаља у средњем веку / Уред. Воjводић, Драган; Поповић, Даница. Београд: Службени гласник, 2016. С. 271–297.

Голубинский, Евгений Евсигнеевич. Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. Москва: Университетская типография (Катков и К°), 1871. 734 с.

Грабар, Андре. Император в византийском искусстве. Москва: Ладомир, 2000. 328 с.

Грозданов, Цветан. Студии за охридскиот живопис. Скопjе: Републички завод за заштита на спомениците на културата, 1990. 238 с.

Ђорђиевски, Дејан. О питању учешћа Михаила Астрапе у осликавању хиландарског католикона // Зборник Матице српске за ликовне уметности. 2012. № 40. С. 9–18.

Джурич, Воислав. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. Москва: Индрик, 2000. 592 с.

Джурич, Воислав. Портреты в изображениях рождественских стихир // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура: Сб. статей в честь В. Н. Лазарева. Москва: Наука, 1973. С. 244–255.

Ђурић, Воjислав. Три догађаjа у српскоj држави XIV века и њихов одjек у сликарству // Зборник за ликовне уметности. 1968. № 4. C. 66–115.

Живот краља Милутина // Архиепископ Данило II. Животи краљева и архиепископа српских. Београд: Српска књижевна задруга; Просвета, 1988. С. 109–150.

Jиречек, Константин. Историjа Срба. Београд: Научна кньига, 1952. 512 с.

Лазарев, Виктор Никитич. История византийской живописи. Москва: Искусство, 1986. Т. 1. 329 с.

Лазарев, Виктор Никитич. Новый памятник в станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Византийский Временник. Т. VI (31). 1953. С. 186–222.

Луковникова, Елена Александровна. Ветхозаветные прообразовательные сюжеты в византийской монументальной живописи второй половины XIII – середины XIV в.: Дис. … канд. иск. Гос. институт искусствознания. Москва, 2003. 232 с.

Мальцева, Светлана Владиславовна. Приделы в сербских храмах XIII – первой половины XIV в. // Византийский временник. Т. 71 (96). 2012. С. 177–199.

Мальцева, Светлана Владиславовна. Пути и формы западноевропейских влияний в архитектуре Сербии XIV–XV веков // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 6 / Ред. Захарова, Анна Владимировна; Мальцева, Светлана Владиславовна; Станюкович-Денисова, Екатерина Юрьевна. Санкт-Петербург: НП-Принт, 2016. С. 185–196.

Маринковић, Чедомила. Слика подигнуте цркве. Представе архитектуре на ктиторским портретима у српскоj и византиjскоj уметности. Београд: Принцип Бонарт прес; Крагуjевац: Центар за научна истраживања САНУ и Универзитета у Крагуjевацу, 2007. 240 с.

Метохит, Теодор. На двору српског краља Милутина. Београд: Итака, 1998. 96 с.

Миљковиќ-Пепек, Петар. Делото на зографите Михаило и Еутихиj. Скопjе: Гоце Делчев, 1967. 288 с.

Поповић, Даница. Српски владарски гроб у средњем веку. Београд: Институт за историjу уметности Филозофског факултета, 1992. 214 с.

Преображенский, Александр Сергеевич. Ктиторский портрет // Православная энциклопедия. Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. Т. 39. С. 231–235.

Радоjчић, Светозар. Портрети српских владара у средњем веку. Београд: Републички завод за заштиту споменика културе, 1996. 231 с.

Радоjчић, Светозар. Старо српско сликарство. Нови Сад: Академска књига; Београд: Институт за теолошка истраживања, 2010. 356 с.

Расолкоска-Николовска, Загорка. Средновековната уметност во Македониjа. Фрески и икони. Скопjе: Каламус, 2004. 664 с.

Тодић, Бранислав. Зидно сликарство у доба краља Милутина. Београд: Култура, 1998. 395 с.

Чиркович, Сима. История сербов. Москва: Издательство «Весь Мир», 2009. 448 с.

Babić, Gordana. Les chapelles annexes des églises byzantines. Paris: Klincksieck, 1969. 191 p.

Djurić, Vojislav. L’art des Paléologues et l’État serbe. Rôle de la Cour et de l’Église serbes dans la première moitié du XIV siècle // Art et Société à Byzance sous les Paléologues. Actes du Colloque organisé par l’Association Internationale des Études Byzantines à Venise en Septembre 1968. Venise, 1971. P. 179–191.

Marković, Miodrag. The Painter Eytychios — Father of Michael Astrapas and Protomaster of the Frescoes in the Church of the Virgin Peribleptos in Ohrid? // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова: Сборник статей. Москва: Северный Паломник, 2008. С. 411–416.

Millet, Gabriel. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile aux XIV-e, XV-e et XVI-e siècles d’après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du Mont-Athos. Paris: E. de Boccard, 1916. 1073 p.

Ćurčić, Slobodan. Architecture in the Balkans. New Haven: Yale University Press, 2010. 913 p.

Xyngopoulos, Andreas. Thessalonique et la peinture macédonienne. Athènes: M. Myrtidis, 1955. 78 p.

Βαφειάδης, Κωνσταντίνος Μ. Οι τοιχογραφίες του Ναού του Πρωτάτου: Ερευνητικά ζητήματα μετά την συντήρησή τους // Ο ναός του Πρωτάτου και ο ζωγράφος του: Έργα συντήρησης και νέα δεδομένα. Επιστημονική Ημερίδα αφιερωμένη στον Ιερό Ναό του Πρωτάτου στις Καρυές. Θεσσαλονίκη: Αγιορειτική εστία, 2017. Σ. 12.

Φουστέρης, Γιώργος. Μερική έκλειψη Πανσελήνου: μια αναμενόμενη έκπληξη // Ο ναός του Πρωτάτου και ο ζωγράφος του: Έργα συντήρησης και νέα δεδομένα. Επιστημονική Ημερίδα αφιερωμένη στον Ιερό Ναό του Πρωτάτου στις Καρυές. Θεσσαλονίκη: Αγιορειτική εστία, 2017. Σ. 17.

 

Метки: Сербия, империя, исследования средневековья, COMMENTARII / CТАТЬИ, Македония, история культуры, искусство, живопись

  • Просмотров: 37