Ссылка для цитирования: Немыкина, Елена Александровна. Трансформация идеологии Неманичей в памятниках эпохи Милутина (1282–1321) на завоеванных македонских территориях // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 1. С. 89-106. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.206
For citation: Nemykina, Elena Aleksandrovna. Transformation of the Nemanichi’s ideology in the monuments of the Milutin era (1282–1321) in the conquered Macedonian territories, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2. Pp. 89-106. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.206
Название статьи | Трансформация идеологии Неманичей в памятниках эпохи Милутина (1282–1321) на завоеванных македонских территориях | ||||||||
Авторы | Немыкина, Елена Александровна — научный сотрудник НИИТИАГ, Москва, Россия, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | Commentarii / Статьи | ||||||||
Год | 2020 | Номер журнала | 2 | Страницы | 89-106 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 7.033.1; ББК 85.143(3) |
Индекс DOI | 10.21638/spbu19.2020.206 | ||||
Аннотация | Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-18-00294) в филиале ЦНИИП Минстроя России «Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства». Статья посвящена проблеме воздействия идеологических установок на формирование иконографических программ памятников средневековой Македонии в конце XIII – первой четверти XIV в. Этот период связан с правлением сербского короля Милутина (1282–1321), отвоевавшего у Византии ряд македонских территорий и вступившего в брак с дочерью византийского императора Андроника II Палеолога (1282–1328). Близкое родство с императорской семьей и активная завоевательная политика Милутина в отношении Византии становятся ключевыми факторами для переориентации сербской идеологии с национальной платформы на имперскую. Процесс «византинизации» затрагивает все области жизни Сербского королевства, в том числе и искусство. Утверждая свое присутствие на македонских территориях, Милутин силами греческих мастеров активно строит и восстанавливает храмы, перестраивает греческие постройки, а для росписи церквей приглашает принадлежавших к прогрессивному художественному направлению греческих художников Михаила и Евтихия. Таким образом, архитектурные и живописные ансамбли этого времени возникают в рамках византийской художественной традиции и находятся в одном ряду с образцами магистральных течений византийского искусства. Фресковые росписи создаются в соответствии со стилистическими принципами передовых направлений Палеологовского ренессанса и изобилуют свежими иконографическими решениями, новыми смысловыми акцентами и композициями. Хорошая сохранность большинства памятников Милутина обеспечила пристальное внимание к ним со стороны исследователей. Однако, несмотря на то, что внедрение византийских традиций в сербскую культурную парадигму изучено достаточно хорошо, малоисследованным остался факт встраивания в византийскую имперскую тематику национальной специфики, о чем свидетельствует ряд иконографических особенностей монументальных росписей, рассматриваемых в данной статье. |
||||||||
Ключевые слова |
империя, иконография, фресковая живопись, нации, Милутин, идеология Неманичей, Македония, Сербское королевство, искусство, культура средневековья, исследования средневековья |
||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Бабић, Валентина. Фреске у цркви Светог Михаила у Стону. Београд: Балканолошки институт САНУ; Требиње: Епархиjа захумско-херцеговачка и приморска, 2014. 304 с. Бабић, Гордана. Краљева црква у Студеници. Београд: Просвета; Републички завод за заштиту споменика културе, 1987. 274 с. Бабић, Гордана. О живописном украсу олтарских преграда // Зборник за ликовне уметности. 1975. № 11. С. 1–41. Бабић-Ђорђевић, Гордана; Ђурић, Војислав. Класицизам доба Палеолога у српскоj уметности // Српска уметност у средњем веку. Књ. 2. XIV–XVI вв. Београд: Српска књижевна задруга, 1997. С. 5–47. Благоjевић, Милош. Србиjа у доба Немањића. Од кнежевине до царства: 1168–1371. Илустрована хроника. Београд: ТРЗ «Вајат» – ИРО «Београд», 1989. 283 с. Војводић, Драган. Лоза Немањића // Лексикон српског средњог века. Београд: Knowledge, 1999. С. 371–373. Воjводић, Драган. Српска уметност од почетка XIV столећа до пропасти државе Немањића // Сакрална уметност српских земаља у средњем веку / Уред. Воjводић, Драган; Поповић, Даница. Београд: Службени гласник, 2016. С. 271–297. Голубинский, Евгений Евсигнеевич. Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. Москва: Университетская типография (Катков и К°), 1871. 734 с. Грабар, Андре. Император в византийском искусстве. Москва: Ладомир, 2000. 328 с. Грозданов, Цветан. Студии за охридскиот живопис. Скопjе: Републички завод за заштита на спомениците на културата, 1990. 238 с. Ђорђиевски, Дејан. О питању учешћа Михаила Астрапе у осликавању хиландарског католикона // Зборник Матице српске за ликовне уметности. 2012. № 40. С. 9–18. Джурич, Воислав. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. Москва: Индрик, 2000. 592 с. Джурич, Воислав. Портреты в изображениях рождественских стихир // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура: Сб. статей в честь В. Н. Лазарева. Москва: Наука, 1973. С. 244–255. Ђурић, Воjислав. Три догађаjа у српскоj држави XIV века и њихов одjек у сликарству // Зборник за ликовне уметности. 1968. № 4. C. 66–115. Живот краља Милутина // Архиепископ Данило II. Животи краљева и архиепископа српских. Београд: Српска књижевна задруга; Просвета, 1988. С. 109–150. Jиречек, Константин. Историjа Срба. Београд: Научна кньига, 1952. 512 с. Лазарев, Виктор Никитич. История византийской живописи. Москва: Искусство, 1986. Т. 1. 329 с. Лазарев, Виктор Никитич. Новый памятник в станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Византийский Временник. Т. VI (31). 1953. С. 186–222. Луковникова, Елена Александровна. Ветхозаветные прообразовательные сюжеты в византийской монументальной живописи второй половины XIII – середины XIV в.: Дис. … канд. иск. Гос. институт искусствознания. Москва, 2003. 232 с. Мальцева, Светлана Владиславовна. Приделы в сербских храмах XIII – первой половины XIV в. // Византийский временник. Т. 71 (96). 2012. С. 177–199. Мальцева, Светлана Владиславовна. Пути и формы западноевропейских влияний в архитектуре Сербии XIV–XV веков // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 6 / Ред. Захарова, Анна Владимировна; Мальцева, Светлана Владиславовна; Станюкович-Денисова, Екатерина Юрьевна. Санкт-Петербург: НП-Принт, 2016. С. 185–196. Маринковић, Чедомила. Слика подигнуте цркве. Представе архитектуре на ктиторским портретима у српскоj и византиjскоj уметности. Београд: Принцип Бонарт прес; Крагуjевац: Центар за научна истраживања САНУ и Универзитета у Крагуjевацу, 2007. 240 с. Метохит, Теодор. На двору српског краља Милутина. Београд: Итака, 1998. 96 с. Миљковиќ-Пепек, Петар. Делото на зографите Михаило и Еутихиj. Скопjе: Гоце Делчев, 1967. 288 с. Поповић, Даница. Српски владарски гроб у средњем веку. Београд: Институт за историjу уметности Филозофског факултета, 1992. 214 с. Преображенский, Александр Сергеевич. Ктиторский портрет // Православная энциклопедия. Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. Т. 39. С. 231–235. Радоjчић, Светозар. Портрети српских владара у средњем веку. Београд: Републички завод за заштиту споменика културе, 1996. 231 с. Радоjчић, Светозар. Старо српско сликарство. Нови Сад: Академска књига; Београд: Институт за теолошка истраживања, 2010. 356 с. Расолкоска-Николовска, Загорка. Средновековната уметност во Македониjа. Фрески и икони. Скопjе: Каламус, 2004. 664 с. Тодић, Бранислав. Зидно сликарство у доба краља Милутина. Београд: Култура, 1998. 395 с. Чиркович, Сима. История сербов. Москва: Издательство «Весь Мир», 2009. 448 с. Babić, Gordana. Les chapelles annexes des églises byzantines. Paris: Klincksieck, 1969. 191 p. Djurić, Vojislav. L’art des Paléologues et l’État serbe. Rôle de la Cour et de l’Église serbes dans la première moitié du XIV siècle // Art et Société à Byzance sous les Paléologues. Actes du Colloque organisé par l’Association Internationale des Études Byzantines à Venise en Septembre 1968. Venise, 1971. P. 179–191. Marković, Miodrag. The Painter Eytychios — Father of Michael Astrapas and Protomaster of the Frescoes in the Church of the Virgin Peribleptos in Ohrid? // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова: Сборник статей. Москва: Северный Паломник, 2008. С. 411–416. Millet, Gabriel. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile aux XIV-e, XV-e et XVI-e siècles d’après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du Mont-Athos. Paris: E. de Boccard, 1916. 1073 p. Ćurčić, Slobodan. Architecture in the Balkans. New Haven: Yale University Press, 2010. 913 p. Xyngopoulos, Andreas. Thessalonique et la peinture macédonienne. Athènes: M. Myrtidis, 1955. 78 p. Βαφειάδης, Κωνσταντίνος Μ. Οι τοιχογραφίες του Ναού του Πρωτάτου: Ερευνητικά ζητήματα μετά την συντήρησή τους // Ο ναός του Πρωτάτου και ο ζωγράφος του: Έργα συντήρησης και νέα δεδομένα. Επιστημονική Ημερίδα αφιερωμένη στον Ιερό Ναό του Πρωτάτου στις Καρυές. Θεσσαλονίκη: Αγιορειτική εστία, 2017. Σ. 12. Φουστέρης, Γιώργος. Μερική έκλειψη Πανσελήνου: μια αναμενόμενη έκπληξη // Ο ναός του Πρωτάτου και ο ζωγράφος του: Έργα συντήρησης και νέα δεδομένα. Επιστημονική Ημερίδα αφιερωμένη στον Ιερό Ναό του Πρωτάτου στις Καρυές. Θεσσαλονίκη: Αγιορειτική εστία, 2017. Σ. 17. |
Метки: Сербия, империя, исследования средневековья, COMMENTARII / CТАТЬИ, Македония, история культуры, искусство, живопись