Chouliarás, Ioannis P. The Catholicon of the Monastery of Agios Panteleimonon the Island of Ioannina, Greece

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Chouliarás, Ioannis P. The Catholicon of the Monastery of Agios Panteleimonon the Island of Ioannina, Greece [Кафоликон монастыря Св. Пантелеимона на острове Яннины, Греция] // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2. С. 125-140. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.208

For citation: Chouliarás, Ioannis P. The Catholicon of the Monastery of Agios Panteleimonon the Island of Ioannina, Greece, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2. Pp. 125-140. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.208

Название статьи The Catholicon of the Monastery of Agios Panteleimonon the Island of Ioannina, Greece [Кафоликон монастыря Св. Пантелеимона на острове Яннины, Греция]
Авторы Хулиарас, Иоаннис — PhD, директор Охраны памятников Теспротии, Министерство культуры и спорта Греции, Греция, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Commentarii / Статьи
Год  2020 Номер журнала  2 Страницы  125-140
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК   Индекс DOI  10.21638/spbu19.2020.208 
Аннотация Монастырь Св. Пантелеимона расположен в юго-восточной части острова Янины. Он стал широко известен после того, как в одной из его келий в 1822 г. был убит Али Паша. Благодаря исследованию строительства и росписи кафоликона этого монастыря он стал одним из важнейших памятников Янины, поскольку именно здесь находятся самые древние на острове (и в регионе в целом) фрески. Прочтение одной из посвятительных надписей позволило ясно разделить слои росписи и уточнить данные из второй надписи внутри церквей, опубликованной Аравандиносом.Монастырь Св. Пантелеимона расположен в юго-восточной части острова Янины. Он стал широко известен после того, как в одной из его келий в 1822 г. был убит Али Паша. Благодаря исследованию строительства и росписи кафоликона этого монастыря он стал одним из важнейших памятников Янины, поскольку именно здесь находятся самые древние на острове (в регионе в целом) фрески. Прочтение одной из посвятительных надписей позволило ясно разделить слои росписи и уточнить данные из второй надписи внутри церквей, опубликованной Аравандиносом. Кафоликон представляет собой трехнефную базилику с четырехскатной кровлей, свой нынешний масштаб он приобрел в конце XVII или начале XVIII в. Нефы разделяются деревянными столбами. Западная и южная стены (а возможно, и значительная часть восточной) были перестроены после разрушений от обвала камней в начале XIX в. С восточной стороны имеется полукруглая апсида. Первоначально церковь предположительно была небольшой однонефной постройкой с полукруглой апсидой, части которой были обнаружены к юго-востоку от нынешнего храма.В современный храм была включена часть южной стены, оставшаяся от древнейшей постройки начала XV в. С юга в конце XIX в. была добавлена лоджия со скатной кровлей, которая ниже уровня кровли самого храма и, возможно, сменила первоначальную. Опора лоджии принадлежит к более раннему этапу. С запада находится прямоугольный нартекс (вероятно, того же времени, что и лоджия) с четырехскатной кровлей. Нынешний вход в храм расположен в западной части южной стены. Изначально он находился в средней части той же стены, но позднее его замуровали; над замурованной дверью имеется небольшая ниша. Храм построен из камня, с нерегулярной кладкой. Более регулярная кладка апсиды выполнена из тесаных блоков, в псевдо-исодомической технике. На южной стене между камнями вставлены кирпичи, кирпичный архивольт сделан также над замурованной дверью. Росписи сохранились только на внешней стороне южной стены и на нижних частях стен внутри. Они представляют собой немалую ценность и принадлежат к пяти слоям поствизантийского периода, самый старый из которых может быть отнесен к концу ΧV в. (его фрагменты находятся в восточной части южной стены). Росписи, принадлежащие к следующим слоям, продолжаются на той же стене — к западу снаружи и на нижних частях стен внутри.К первоначальной фазе росписи относится Деисус с Христом, Богородицей и фронтальной фигурой св. Николая за ней (верхняя часть композиции переписана). Следующая фаза, которую можно отнести к XVI в., включает полуфигурное изображение Христа, благославляющего обеими руками, над нишей в южной стене; по сторонам от него изображены две фигуры архангелов (эта композиция также поновлялась). К третьему слою росписи относится тронная Богородица с Младенцем и двумя ангелами, стоящими за массивной спинкой ее деревянного престола. Сцена находится справа от входа в храм. Этот слой может быть датирован по посвятительной надписи, в которой указан год ZΡKϚ (= 1617/18). Предпоследний слой росписи находится только внутри церкви — в нижних частях алтаря и боковых стен, где сохранились декоративные мотивы. На южной стене сохранилось изображение ног по меньшей мере двух святых, а также одна фигура рядом с иконостасом и нижняя часть фигуры архангела на облаке (справа от входа в храм). Над дверью была помещена надпись 1707 года, упоминаемая Аравандиносом, и ныне утраченная. В конце XIX в. в нише на южном фасаде было написано полуфигурное изображение св. Пантелеимона, держащего в руках скальпель и сосуд.
Ключевые слова монастырь Св. Пантелеимона, Остров Яннины, Яннина, поствизантийская живопись, Ксенос Дигенис, Нектарий и Феофан Апсарады, искусство, живопись, Балканы, история культуры
Полный текст статьи Язык статьи английский
Список цитируемой литературы

Acheimastou-Potamianou, Myrtalē. Ē monē tōn Philanthrōpēnōn kai ē prōtē phasē tēs metabyzantinēs zōgraphikēs. Athēna: Adam, 1983. 286 p.

Acheimastou-Potamianou, Myrtalē. Eikones tēs Zakynthou. Athēna: Iera Mētropoli s Zakynthou kai Strophadōn, 1997. 290 p.

Acheimastou-Potamianou, Myrtalē. Eikones tōn Iōanninōn // Phēgos. Timētikos tomos gia ton kathēgētē Sōtērē Dakarē. Iōannina: Panepistēmio Iōanninōn, 1994. P. 21–30.

Acheimastou-Potamianou, Myrtalē. Agios Geōrgios stēn Katō Lapsista Iōanninōn. Paratērēseis stis toichographies tou etous 1508 // Aphierōma ston Akadēmaiko Panagiōtē L. Vokotopoulo / Epim. Katsaros, Basilis; Tourta, Anastasia. Athēna: Ekdoseis Kapon, 2015. P. 481–490.

Affreschi e icone dalla Grecia (X–XVII secolo). Athēna: Museo bizantino di Atene, 1986. 159 p.

Agoritsas, Dēmētrios. Bios kai Politeia tōn osiōn Nektariou kai Theophanous tōn Apsaradōn. Agia Meteōra: Iera monē Barlaam, 2018. 382 p.

Agrevi, Maria. The Wall Paintings of Xenos Digenis in the Katholikon of the Myrtia Monastery of Aetolia (1491). The Influence of Cretan Painting on the Work of a Peloponnesian Painter. Leipzig: Eudora-Verlag, 2010. 352 p.

Aravantinos, Panagiōtēs. Perigraphē tēs Ēpeirou, eis merē tria. Iōannina: Etaireia Ēpeirōtikōn Meletōn, 1984. 997 p.

Aravantinos, Panagiōtēs. Istoria Alē Pasa tou Tepelenlē. Athēna: Typographeio S. Kousoulinou, 1895. 613 p.

Athēnagoras, Mētropolitēs Paramythias kai Pargas. Neos Koubaras // Ēpeirōtika Chronika. 1929. T. 4. P. 1–54.

Byzantinē kai Metabyzantinē Technē. Athēna: Tameio Archaiologikōn Porōn, 1986. 265 p.

Chatzidakis, Manolis; Drakopoulou, Eugenia. Ellēnes zōgraphoi meta tēn Alōsē (1450–1830). T. 2. Athēna: Kentro Neoellēnikōn Ereunōn, 1997. 474 p.

Chatzidakis, Manolis; Sofianos, Dimitrios. The Great Meteoron ― History and Art. Athens: Interamerican, 1990. 222 p.

Chouliaras, Iōannēs. Toichographēmena mnēmeia kai zōgraphoi tou 15ou kai 16ou aiōna stēn Ēpeiro kai tē Notia Albania // Dōdōnē. 2007–2008. T. 36–37. P. 295–332.

Chouliaras, Iōannēs. Ē metabyzantinē mnēmeiakē zōgraphikē sto lekanopedio tōn Iōanninōn (16os–17os ai.) // Praktika A Panēpeirōtikou Synedriou «Istoria — Logiosynē: Ē Ēpeiros kai ta Iōannina apo to 1430 eōs to 1913», Iōannina, Pemptē 28 Fevrouariou – Kyriakē 3 Martiou 2013 / Ed. Papageōrgiou, Georgios; Petsios, Konstantinos Th. Vol. 2. Iōannina: Panepistēmio Iōanninōn, 2015. P. 1139–1148.

Constantinides, Efthalia. The Wall Paintings of the Panagia Olympiotissa at Elasson in Northern Thessaly. Vol. I. Athens: Canadian Archaeological Institute at Athens, 1992. 401 p.

Dakarēs, Sōtērēs. To Nēsi tōn Iōanninōn. Istoria, mnēmeia, mouseio. Athēna: Tolidēs, 1982. 85 p.

Gabelić, Smiljka. Manastir Lesnovo, Istorija i slikarstvo. Beograd: Stubovi kulture, 1998. 305 p.

Hadermann-Misguich, Lydie. Kurbinovo, Les fresques de Saint-Georges et la peinture byzantine du XIIe siècle. Bruxelles: Editions de Byzantion, 1975. 606 p.

Kalousios, Dēmētrios. Ta cheirographa tēs Bylizas: Iera Monē tou Euangelismou tēs Theotokou sto Matsouki Iōanninōn. Matsouki Iōanninōn: Monastēriakē Epitropē Ieras Monēs Bylizas, 2009. 334 p.

Kamaroulias, Dēmētrios. Ta Monastēria tēs Ēpeirou. T. 1. Athēna: Mpastas – Plessas, 1996. 665 p.

Kephallōnitou, Phrankiska. Ē Monē Agiou Panteleēmonos [Monastery of Saint Panteleimon] // Monastēria Nēsou Iōanninōn. Zōgraphikē / Epim. Garidēs, Miltos; Paliouras, Athanasios. Iōannina: Mētropolē Iōannēnōn, 1993. P. 313.

Koulidas, Kōnstantinos. Ta Giannina pou ephygan (Synoikies — Topōnymia — Ieroi Naoi — Monastēria). Iōannina: Idiōtikē ekdosē, 2010. 440 p.

Lampros, Spyridōn. Symbolai eis tēn istorian tōn monōn tōn Meteōrōn // Neos Ellēnomnēmōn. 1905. T. 2 (A). P. 49–156.

Lozanova, Ralitsa. The Church of Christ Zoodotes in Emborion (Albania) // L’Image et la Parole, Εικόνα και Λόγος. Recueil à l’occasion du 60e anniversaire du prof. Axinia Džurova. Sofia: Sofia University Press, 2004. P. 151–162.

Mertzios, Kōnstantinos. To en Benetia Ēpeirōtikon Archeion // Ēpeirōtika Chronika. 1936. T. 11. P. 1–352.

Millet, Gabriel; Frolow, Anatole. La peinture du Moyen-âge en Yougoslavie (Serbie, Macédoine et Montenegro). Vol. II. Paris: E. de Boccard, 1957. 13 p., 103 pl.; Vol. III. Paris: E. de Boccard, 1962. 24 p., 64 pl.

Mnēmeia tōn Iōanninōn. Polē, Nēsi, Lekanopedio / Epim. Papadopoulou, Varvara N. Iōannina: Ypourgeio Politismou, 2009. 196 p.

Mylōna, Zōē. Mouseio Zakynthou. Athēna: Ypourgeio Politismou kai Tourismou, 2010. 507 p.

Oikonomou, Phōtios. Ē Ekklēsia tēs Ēpeirou, idrysis, organōsis kai exelixēs autēs. Athēna: Idiōtikē ekdosē, 1982. 328 p.

Paisidou, Melachroinē. Ē Panagia Eleousa tēs Megalēs Prespas. Thessalonikē: Etaireia Makedonikōn Spoudōn, 2019. 238 p.

Paliouras, Athanasios. Byzantinē Aitōloakarnania, symbolē stē byzantinē kai metabyzantinē mnēmeiakē technē. Agrinio: Iphitos, 2004. 450 p.

Papadopoulou, Varvara. Ta monastēria tou Nēsiou tōn Iōanninōn. Istoria ― architektonikē ― zōgraphikē. Iōannina: Iera monē Eleousēs Nēsou, 2004. 107 p.

Papageōrgiou, Giōrgos. Oi syntechnies sta Giannena kata ton 19o kai tis arches tou 20ou aiōna. Iōannina: Panepistēmio Iōanninōn, 1988. 368 p.

Papageōrgiou, Giōrgos. Oi syntechnies ton Ioanninon kai ta Monastēria tou Nēsiou, in Monastēria Nēsou Iōanninōn // Praktika Symposiou: 700 chronia 1292–1992 (29–31 Maiou 1992) / Ed. Garidēs, Miltos; Paliouras, Athanasios. Iōannina: Panepistēmio Iōanninōn, 1999. P. 535–546.

Petković, Sreten. Zidno slikarstvo na području Pećke Patrijaršije 1557–1614. Novi Sad: Matica srpska, 1965. 361 p.

Radujko M. Fresco Program around the «King’s» Throne // Mural Painting of Monastery of Dečani. Material and Studies / Ed. by Vojislav J. Djurić. Beograd, 1995. P. 304–305.

Sarros, Dēmētrios. Ēpeirōtikai enthymēseis ē chronika sēmeiōmata kai epigraphai // Ēpeirōtika Chronika. 1937. T. 12. P. 104–132.

Skeuophylakio Monēs Eleousas sto Nēsi tōn Iōanninōn. Oi phorētes eikones. Iōannina: Ypourgeio politismou kai athlētismou, Ephoreia archaiotētōn Iōanninōn, 2017. 141 p.

Tourta, Anastasia. Monē Prodromou Nēsou Iōanninōn. Oi Apsarades kai ta idrymata tous // Monastēria Nēsou Iōanninōn, Praktika Symposiou: 700 chronia 1292–1992 (29–31 Maiou 1992) / Ed. Garidēs, Miltos; Paliouras, Athanasios. Iōannina: Panepistēmio Iōanninōn, 1999. P. 343–355.

Trifonova A. Οι τοιχογραφίες του Αγίου Γεωργίου του Bουνού στην Καστοριά. Συμβολή στη μελέτη της ζωγραφικής του δεύτερου μισού του 14ου αιώνα στην ευρύτερη περιοχή της Μακεδονίας (Ph.D. Diss.). Θεσσαλονίκη, 2010. Εικ. 252.

Tsaparlēs, Eustratios. Xyloglypta templa Ēpeirou 17ou – a’ ēmiseos 18ou ai.: prostypa xyloglypta. Athēna: Panepistēmio Athēnōn, 1980. 182 p.

Tsigaridas, Euthymios. Kastoria, kentro zōgraphikēs tēn epochē tōn Palaiologōn (1360–1450). Thessalonikē: Etaireia Makedonikōn Spoudōn, 2016. 631 p.

Vokotopoulos, Panagiōtēs. O Xenos Digenēs stēn Ēpeiro // Deltion tēs Christianikēs Archaiologikēs Etaireias. 2014. T. 35. P. 143–182.

Vranousēs, Leandros; Sphyroeras, Vasileios. Dēmographikes exelixeis. Oi Ēpeirōtes tēs diasporas // Ēpeiros. 4000 chronia ellēnikēs istorias kai politismou / Epim. M. Sakellariou. Athēna: Ekdotikē Athēnōn, 1997. P. 257–264.

 

Метки: Балканы, COMMENTARII / CТАТЬИ, история культуры, искусство, Греция, живопись, ХУЛИАРАС И.

  • Просмотров: 34