Захарова, Анна Владимировна; Дятлова, Елена Сергеевна. О строителях и художниках, работавших в македонском Прилепе в конце XIII века

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Захарова, Анна Владимировна; Дятлова, Елена Сергеевна. О строителях и художниках, работавших в македонском Прилепе в конце XIII века // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2. С. 46-72. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.204

For citation: Zakharova, Anna Vladimirovna; Dyatlova, Elena Sergeevna. On the builders and painters active in Prilep, North Macedonia, in the late 13th сentury, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2. Pp. 46-72. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.204

Название статьи О строителях и художниках, работавших в македонском Прилепе в конце XIII века
Авторы Захарова, Анна Владимировна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., OrcID 0000-0003-3764-171X, ResearcherID WoS AAD-5884-2019, Scopus ID 57189030562; 
Дятлова, Елена Сергеевна — аспирант, Государственный институт искусствознания, Москва, Россия, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Commentarii / Статьи
Год  2020 Номер журнала  2 Страницы  46-72
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 72.033+7.033.2…7;
ББК 85.113(3), 85.143(3) 
Индекс  10.21638/spbu19.2020.204
Аннотация

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-18-00294) в филиале ЦНИИП Минстроя России «Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства».

В статье рассматриваются особенности архитектуры и живописи церквей Св. Николая и Св. Димитрия в Прилепе (Северная Македония). Строительство и росписи обоих храмов не были единовременными, что стало причиной разноречивых суждений исследователей об атрибуции и датировке различных этапов. Авторы приводят аргументы в пользу того, что последняя перестройка церкви Св. Димитрия была осуществлена теми же мастерами, которые надстроили храм Св. Николая между 1284 и 1298 г. Многочисленные специфические особенности техники и декора свидетельствуют о том, что эти мастера пришли из центральных районов Эпирского деспотата. Анализ фресок в храмах Св. Николая и Св. Димитрия также позволил установить участие в росписи их алтарных частей одних и тех же мастеров, очевидно, местных. При этом в обоих храмах имеются росписи других слоев. Художник, закончивший роспись наоса церкви Св. Николая в 1298 г., по мнению авторов, также мог быть приезжим из Эпира, хотя некоторые черты его стиля обнаруживают знакомство с наиболее актуальными тенденциями в искусстве Македонии конца XIII в.

Ключевые слова византийская живопись, византийская архитектура, фрески, палеологовское искусство, Прилеп, Македония, Эпирис, искусство, культура, культура средневековья, исследования средневековья 
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Бабиќ, Бошко. Краток преглед на историјатот на Марков Град, со посебен осврт на црквата «Свети Никола» // Стремеж. Бр. 3–4. Прилеп, 1954. С. 62–64.

Бабић, Бошко. Три грчка фреско натписа на зидовима цркава средњовековног Прилепа из друге половине XIII века // Зборник за ликоне уметсности. 1967. № 5. С. 23–32.

Бабић, Бошко. Нова сазнања о црквама средњовековног Прилепа // Зборник Светозара Радоjчића / Уред. Ђурић, Војислав Ј. Београд, 1969. С. 11–14.

Бабиќ, Бошко. Археолошки ископувања во и околу црквата Св. Димитриjа во селото Варош каj Прилеп // Macedoniae acta archaeological. No. 1. Прилеп, 1975. С. 213–240.

Бабиќ, Бошко. Црквата Св. Никола во село Варош (Прилеп) // Споменици за средневековната и поновата историjа на Македониjа. Т. IV. Скопjе, 1981. С. 501–507.

Бабић, Гордана. Христолошке распре у XII веку и поjява нових сцена у апсидалном декору византиjских црква // Зборник за ликовне уметности. 1966. № 2. С. 9–31.

Баришич, Фрањо. Два грчка натписа из Манастира и Струге // Зборник радове Византолошког института. 1964. Т. VIII/2. С. 13–27.

Бубало, Ђурђе. За ново, критичко издање трескавачких хрисовуља краља Душана // Стари Српски архив. 2008. Т. 7. С. 207–229.

Джурич, Воислав. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, Славянская Македония. Москва: Индрик, 2000. 588 с.

Ђурић, Воjислав. Византиjске фреске у Jугославиjи. Београд: Jугославиjа, 1974. 232 с.

Касапова, Елизабета. Архитектурата на црквата Успение на Богородица — Трескавец. Скопjе: Македонска Академиjа на науките и уметностите, 2009. 243 с.

Кораћ, Воjислав. Две градитељске фазе на цркви св. Николе у Прилепу, Зборник посветен на Бошко Бабиќ. Прилеп: Институт за истражување на старословенската култура, 1986. С. 123–126.

Кораћ, Воjислав. О цркви Светог Николе у Прилепу // Зборник радова Византолошког института. 2008. № 45. С. 117–124.

Коруновски, Сашо. Црковната архитектура во Македонија во XIII век (Докторска дисертација). Скопје, 2000.

Коруновски, Сашо; Димитрова, Елизабета; Грандаковска, Софиjа. Средновековна Македонија: Култура и уметност // Македонија. Милениумски културно-историски факти. Скопје: Медиа Принт Македонија, 2013. C. 1524–1802.

Костовска, Петрула. Програмата на живописот на црквата Св. Никола во Варош кај Прилеп и нејзината функција како гробна капела // Зборник за средновековната уметност на музеj на Македониjа. 2001. № 3. С. 50–77.

Костовска, Петрула. Непозната претстава од Архангелскиот циклус во манастириот Св. Архангели во Варош каj Прилеп // Зборник за средњевековна уметност. 2003. № 4. С. 7–22.

Костовска, Петрула. Маченичките допојасја во Свети Никола воМанастир, Мариово // Зборник. Музеј на Македонија. Средновековна уметност. 2006. № 6. С. 7–47.

Костовска, Петрула. Црквата Свети Никола во Манастир, Мариово (Диссертация). Скопје, 2008.

Костовска, Петрула. Фигурите на монасите во Св. Архангел Михаил, Варош: прилог кон нивната идентификациjа // Патримониум. МК. 2011. № 9. С. 79–95.

Коцо, Димче. Факторот на традициjата во македонската средновековната уметност // Македонска академија на науките и уметностите. Прилози. Vol. VII–1. Скопjе, 1976. С. 5–13.

Коцо, Димче; Миљкович-Пепек, Петар. Манастир. Скопје: Филозофски факултет на Универзитетот – Скопjе, 1958. 117 с.

Лазарев, Виктор Никитич. Живопись XI–XII вв. в Македонии // Actes du XII Congrès International d’Études Byzantines (Ohride, 1961). T. I. Beograd, 1963. C. 105–134.

Љубинковић, Радивоjе. Испосница Петра Коришког. Историjа и живопис // Старинар. 1956–1957. Књ. 7–8. С. 93–112.

Љубинковић, Радивоjе. Стара црква села Курбинова // Старинар. Сер. III. 1940. Књ. 15. С. 101–123.

Меловски, Христо. За натписот од црквата Св. Никола, с. Манастир, Мариово // Годишен зборник на Филозофски факултет. Скопје, 1996. Vol. 23 (49). С. 205–214.

Месеснел, Франс. Црква Светог Николе у Марковој вароши код Прилепа // Гласник Скопског Научног Друштва. 1938. № XIX. С. 37–52.

Миљковиќ-Пепек, Петар. Делото на Зографите Михаило и Евтихиje. Скопjе: Републички завод за заштита на спомениците на културата, 1967. 288 с.

Миљковиќ-Пепек, Петар. Новооткриени архитектурни и сликарски споменици во Македониjа од XI до XIV век // Културно наследство. 1973. № V. C. 5–18.

Мошин, Владимир; Славева, Лидиjа. Грамотите на Стефан Душан за манастирот Трескавец // Споменици за средновековната и поновната историja на Македониjа. Т. IV / Уред. Мошин, Владимир. Скопjе, 1981. С. 55–186.

Раjковић, Милош. Трагом jедног византиjског сликара // Зборник радова Византолошког института. 1955. Т. 3. С. 207–212.

Ристић, Владислав. Црква Светог Димитрија у Прилепу // Синтеза. № 3–4. Крушевац 1979. C. 171–227.

Смолчић Макуљевић, Светлана. Манастир Трескавац. Београд: Универзитет Метрополитан, 2013. 250 с.

Станишева, Tепи; Јашмаковски, Борис. Хемиско-минералошки и рентгенско-структурни анализи што ги потврдуваат различните хронологии на фреско-малтерите во црквата Св. Никола Варош // Зборник Средновековна умстност. Музеј на Македоннја. Скопье, 1993. С. 239–243.

Суботић, Гојко; Миљковић, Бојан; Шпадијер, Ирена; Тот, Ида. Натписи историјске садржине у зидном сликарству. Т. 1. XII–XIII век. Београд: Византолошки институт Српске Академиjе наука и уметности, 2015. 180 с.

Babuin, Andrea. La decorazione ad affresco della chiesa degli Arcangeli a Kostaniani, in Epiro // Vie per Bisanzio. VIII Congresso Nazionale dell’Associazione Italiana di Studi Bizantini. Venezia, 25–28 novembre 2009 / A cura di Rigo, Antonio; Babuin, Andrea; Trizio, Michele. Bari, 2012. T. 1. P. 395–414.

Ćurčić, Slobodan. Architecture in the Balkans: From Diocletian to Süleyman the Magnificent. New Haven; London: Yale University Press, 2010. 913 p.

Ćurčić, Slobodan. Epirote input in architecture of Byzantine Macedonia and Serbia around 1300 // Collection of articles in honor of academician Panayotis L. Vokotopoulos. Athens: Kapon, 2015. P. 127–140.

Ćurčić, Slobodan. The Role of Late Byzantine Thessalonike in Church Architecture in the Balkans // Dumbarton Oaks Papers. 2003. Vol. 57. P. 65–84.

Cvetkovski, Sašo. The Vision of Saint Peter of Alexandria, from the Church of St. Archangels in Prilep. Iconographical research // Зограф. 2012. № 36. Р. 83–88.

Dimitrova, Elizabeta. The Painterly Assamblage of Saint Nicholas in Prilep and the Issue of Aesthetical Re-branding // Патримониум. МК. 2014. № 12. C. 345–358.

Dimitrova, Elizabeta. Seven Streams, The Stylistic Tendencies of Macedonian Fresco Painting in the 13th Century // Niš and Byzantium. T. 6. Niš, 2008. P. 193–208.

Fundić, Leonela. A New Hermeneutical Proposal and Redating of the Wall Painting from the Church of Hagios Ioannis the Theologian in Veria // Δελτίον της Χριστιανικής αρχαιολογικής εταιρείας. 2015. Τ. 36. P. 65–78.

Fundić, Leonela. Art and Political Ideology in the State of Epiros during the Reign of the Theodore Doukas (r. 1215–1230) // Byzantina Symmeikta. 2013. № 23. P. 217–225.

Fundić, Leonela. Η μνημειακή τέχνη του Δεσποτάτου της Ηπείρου την περίοδο της Δυναστείας των Κομνηνών Αγγέλων (1204–1318) (Διδακτορική διατριβή). Θεσσαλονίκη, 2013.

Hadjitryphonos, Evangelia. Saint Catherine’s Church in Thessaloniki, Its Place in Late Byzantine Architecture // Ήρως Κτίστης, Μνήμη Χαράλαμπου Μπούρα / Επιμ. Κορρές, Μανόλης; Μαμαλούκος, Σταύρος; Ζάμπας, Κώστας; Μαλλούχου-Toufano, Φανή. Αθήνα, 2018. Τ. I. Σ. 265–282.

Hallensleben, Horst. Die Architekturgeschichtliche Stellung der Kirche Sv. Bogorodica Peribleptos (Sv. Kliment) in Ohrid // Археолошки музеj на Македониjа. Зборник (1967–1974). Књ. 6–7. Скопjе, 1975. С. 297–316.

Hamann-MacLean, Richard. Grundlegung zu einer Geschichte der mittelalterliche Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Giessen: Schmitz, 1976. 490 s.

Kalopissi-Verti, Sofia. Aspects of Byzantine art after the recapture of Constantinople (1261 – c. 1300): reflections of imperial policy, reactions, confrontation with the Latins // Orient et occident méditerranéens au XIIIe siècle. Paris: Picard, 2013. P. 41–64.

Kalopissi-Verti, Sofia. Tendenze stilistiche della pittura monumentale in Grecia durante il XIII secolo // Corsi di cultura sull’arte Ravennate e Bizantina. T. ΧΧΧΙ. Ravenna, 1984. P. 221–253.

Koco, Dimče. Le role du facteur ‘tradition’ dans l’art médiéval macédonien // Les cultures slaves et les Balcans. Vol. 1. Sofia: Bălgarskata Akademia na Naukite, 1978. P. 198–205.

Korunovski, Saso. A contribution to the study of architecture of the monastery church of St. Archangel Michael in Prilep // Zograf. 2011. No. 35. P. 111–118.

Kostovska, Petrula. Reaching for Paradise. The Program of the North Aisle of the Church of St. Nicholas in Manastir, Mariovo // Културно наследство. Скопjе, 2004. № 28–29. P. 67–89.

Kostovska, Petrula. The Conspicuous Symbolism of the Church Programme at Manastir // Zbornik Matice Srpske za Likovne Umetnosti. Novi Sad, 2011. № 39. P. 41–61.

Kostovska, Petrula; Popovska, Nataliya. The painted inscriptions in Manastir and Struga revisited // Патримониум. MK. 2015. № 13. Р. 137–143.

Lazarev, Viktor. Storia della pittura bizantina. Torino: Einaudi, 1967. 497 p.

Miljković-Pepek, Petar. Contribution aux recherches sur l’evolution de la peinture en Macedoine au XIIIe siécle // L’art byzantin du XIIIe siècle: symposium de Sopocani, 1965 / Ed. Djurić, Vojislav. Beograd: Faculté de philosophie, Département de l’histoire de l’art, 1967. P. 189–196.

Miljković-Pepek, Petar. Sur la chronologie de l’église de saint Nicolas à Varoš près de Prilep // Studien zur byzantinischen Kunstgeschichte. Festschrift für Horst Hallensleben zum 65. Geburtstag. Amsterdam: Verlag Adolf Hakkert, 1995. P. 73–84.

Miljković-Pepek, Petar. Un courant stylistique dans la peinture du XIIIe siecle en Macedoine // Културно наследство. Т. IV. Скопје, 1971. С. 21–24.

Talbot-Rice, David. Byzantine Painting: The Last Phase. New York: Weidenfeld and Nicolson, 1968. 223 p.

Velenis, Georgios. Building Techniques and External Decoration During the 14th Century in Macedonia // L’art de Thessalonique et des pays Balkanigues et les courants spirituels au XIVe siècle, Recuil des raports du IVe colloque Serbo-Grec (Belgrade 1985). Belgrade: Académie Serbe des sciences et des arts, Institut des études balkaniques, 1987. P. 95–105.

Vocotopoulos, Panayotis Leonidas. The Monastery of Saint Demetrios at Phanari. A contribution to the study of the architecture of the Despotate of Epiros. Athens: Academy of Athens. Research centre for Byzantine and Post-Byzantine Art, 2012. 135 p.

Vokotopoulos, Panayotis Leonidas. Art under the «Despotate» of Epirus // Epirus. 4000 years of Greek history and civilization / Ed. Sakellariou, Michael B. Athens: Ekdotike Athenon, 1997. P. 224–237.

Αχειμάστου-Ποταμιάνου, Μυρτάλη. Η Βλαχέρνα της Άρτας. Τοιχογραφίες. Αθήνα: Εν Αθήναις Αρχαιολογική Εταιρεία, 2009. 240 σ.

Βελένης, Γιώργος. Ερμηνεία του εξοτερικού διακόσμου στη βυζαντινή αρχιτεκτονική. Θεσσαλονίκη: Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης, 1984. 320 σ.

Βελένης, Γιώργος. Η βυζαντινή αρχιτεκτονική της Θεσσαλονίκης. Αισθητική προσέγγιση // Αφιέρωμα στη μνήμη του Σωτήρη Κίσσα. Θεσσαλονίκη: University Studio Press, 2001. Σ. 1–25.

Καλοπίση-Βέρτη, Σοφία. Τάσεις της μνημειακής ζωγραφικής περί το 1300 στον ελλαδικό και νησιωτικό χώρο // Ο Μανουήλ Πανσελινός και η εποχή του. Αθήνα: Ινστιτούτο Βυζαντινών Ερευνών, 1999. Σ. 63–90.

Κίσσας, Σωτήρης. Ομορφοκκλησία. Οι τοιχογραφίες του ναού του Αγίου Γεωργίου κοντά στην Καστοριά. Београд: Византолошки институт Српске Академиjе наука и уметности, 2008. 55 σ.

Κωνσταντινίδη, Χαρά. Ο Μελισμός. Οι συλλειτουργούντες ιεράρχες και οι άγγελοι διάκονοι μπροστά στην αγία τράπεζα με τα τίμια δώρα η τον ευχαριστιακό Χριστό. Θεσσαλονίκη: издательство, 2008. 486 σ.

Παπαδοπούλου, Βαρβάρα. Βυζαντινή Άρτα και τα μνημεία της. Αθήνα: Υπουργείο πολιστισμού, Ταμείου αρχαιολογικών πορών και απαλλοτριώσεων, 2002. 165 σ.

Παπαζώτος, Θανάσης. Η Βέροια και οι ναοί της (11ος–18ος αι.). Αθήνα: Έκδοση του Ταμείου αρχαιολογικών πορών και απαλλοτριώσεων, 1994. 347 σ.

Πασαλή, Αφροδίτη. Η Μεγάλη Παναγία στην Παραμυθιά Θεσπρωτίας // Δελτίον της Χριστιανικής αρχαιολογικής εταιρείας. 1996–1997. Τ. 19. Σ. 369–393.

Τσιγαρίδας, Ευθύμιος. Εικόνες του Βυζαντινού μουσείου και ναών της Καστοριάς (12ος–16ος αιώνας). Αθήνα: Η εν Αθήναις Αρχαιολογική Εταιρεία, 2018. 608 σ.

Τσουρής, Κωνσταντίνος. Ο κεραμοπλαστικός διάκοσμος των υστεροβυζαντινών μνημείων της Βορειοδυτικής Ελλάδος (Διδακτορική διατριβή). Καβάλα, 1988. 365 σ.

 

Метки: Византия, исследования средневековья, Балканы, COMMENTARII / CТАТЬИ, Македония, история культуры, искусство, ЗАХАРОВА А. В., ДЯТЛОВА Е. С.

  • Просмотров: 426