Название статьи Царь Стефан Душан IVСильный как отцеубийца и нарушитель заповедей предков: негативное в образе правителя в сербской исторической памяти XIV–XXIвв.
Авторы Черных, Татьяна Германовна — младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В рубрике Miscellanea / Смесь
Год 2017 Номер журнала 1 Страницы 113-127
Тип статьи Научная статья Индекс УДК УДК 94(497.1):342; ББК 63.3(4Юго.Сер) Индекс DOI 10.21638/11701/spbu19.2017.107
Аннотация

Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10080 «Мобилизованное Средневековье»: обращение к средневековым образам в дискурсах национального и государственного строительства в России и странах Центрально-Восточной Европы и Балкан в Новое и Новейшее время.

Стефан Урош IVДушан Сильный — один из самых известных героев сербской средневековой истории. Это яркий государственный деятель, завоеватель, законодатель, ктитор и наиболее могущественный представитель святородной династии Неманичей. Он многое сделал для развития православия в стране: возводил церкви, помогал монастырям, основал сербскую патриархию. Несмотря на это, Душан — один из немногих Неманичей, не провозглашенный святым. В статье проводится анализ взглядов авторов XIV–XXIвв. на два наиболее спорных и неоднозначных момента его биографии, каждый из которых может представлять собой достаточную причину для сохранения за Стефаном Душаном статуса благоверного царя, без возведения его в ранг святого. В первую очередь это борьба за верховную власть в Сербии между Душаном и его отцом, Стефаном Дечанским, а также скоропостижная смерть последнего в заточении. Второй сюжет заключает в себе установление сербской патриархии и венчание Стефана Душана на царство без одобрения Византийской империи и признания константинопольского патриарха, что получило итог в виде наложения анафемы на все сербское государство и Душана лично, снятой только во времена правления Лазаря Хребеляновича. Автором выделяются различные линии отношения к этим событиям в средневековых источниках и трудах историков и литераторов XVII–XXIвв. и приводятся возможные причины тех или иных оценок царя Стефана Душана и его деяний. В статье делается вывод о неугасающем интересе сербских авторов как к личности средневекового царя, так и к причинам, препятствующим его канонизации, и заключается, что хотя оба рассмотренных события могут служить достаточным основанием для отказа Душану в статусе святого, это никоим образом не уменьшает ни его заслуг как правителя, ни его ценности как символа величия средневековой Сербии.

Ключевые слова Стефан Душан Сильный, сербское царство, Средневековье, анафема, Стефан Дечанский, патриархия
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Благојевић, Милош.Српска државност у средњем веку. Београд: Српска књижевна задруга, 2011. 428 с.

    Византиjски извори за историjу народа Jугославиjе. Т. VI. Београд: Византолошки институт САНУ, 1986. 675 с.

    Данилови настављачи: Данилов Ученик, други настављачи Даниловог зборника. Београд: Просвета, 1989. 178 с.

    Душанов законик. Београд: Просвета, 1986. 135 с.

    Записки янычара. Написаны Константином Михайловичем из Островицы. Москва: Наука, 1978. 136 с.

    Историjа Српског народа. Прва књига. Београд: Српска књижевна задруга, 1981. 701 с.

    Jулинац, Павле.Краткое введение в историю происхождения славяно-сербского народа. Венеция, 1765. 176 с.

    Константин Филозоф.Повест о словима. Сказаније о писменех. Изводи. Житије деспота Стефана Лазаревића. Београд: Просвета, 1989. 160 с.

    Мичета, Лука.Душан Силни. Биографија првог српског цара. Београд: Лагуна, 2016. 310 с.

    Орбини, Мавро.Славянское царство. Москва: «ОЛМА Медиа Групп», 2010. 528 с.

    Патријарх Пајсије.Сабрани списи. Београд: Просвета, 1993. 166 с.

    Поповић, Jевта.Свеславије или Пантеон. Књ. 1: Душан. Будим: Печашња университета Пештанског, 1831. 78 с.

    Поповић, Радомир.Кратак преглед српске цркве кроз историју. URL: http://www.spc.rs/sr/kratak_pregled_srpske_crkve_kroz_istoriju_protojerej_dr_radomir_popovic

    Радић, Радивоj.Зашто Душан Силни није и Свети? // Политикин забавник. 2012. URL: http://politikin-zabavnik.co.rs/pz/tekstovi/uzvisi-se

    Рајић, Jован.История разных славянских народов, наипаче болгар, хорватов и сербов, из тьмы забвения изъятая и во свет исторический произведенная. Будим, 1823. 848 с.

    Станојевић, Станоје.Цар Душан. Београд: : Свет књиге, 2002. 62 с.

    Стојановић, Љубомир.Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци: Српска манастирска штампариjа, 1927. 382 с.

    Ферјанчић, Божидар; Ћирковић, Сима.Стефан Душан краљ и цар: 1331–1355. Београд: Завод за уџбенике и наставна средства, 2005. 367 с.

    Цамблак, Григорије.Књижевни рад у Србији. Београд: Просвета, 1989. 174 с.

    CaroliDuFresnedominiDuCange.Illiricumvetus& novum, sivehistoriaregnorumDalmatiae, Croatiae, Slavoniae, Bosniae, Serviae, atqveBulgariae. Posonii, 1746. 245 p.

    DušanSilnisvetacbezoreola// Вечерње новости. 2013. URL: http://www.novosti.rs/vesti/naslovna/reportaze/aktuelno.293.html:468831-Dusan-Silni-svetac-bez-oreola