Название статьи Исидор Кршнявый и становление движения искусств и ремесел в Загребе в 1880-е гг. 
Авторы

Вранич, Игор — докторант, Европейский университет во Флоренции, Италия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике Miscellanea / Статьи
Год 2017 Номер журнала 1 Страницы 128-144
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 94(497.5); ББК ББК ТЗ(4ЮЧх) Индекс DOI 10.21638/11701/spbu19.2017.108
Аннотация
  • В статье поставлена цель показать развитие движения искусств и ремесел в Загребе в 1880-е гг. Основная идея при этом заключается в том, чтобы поставить данное движение в единый контекст с другими подобными движениями в Габсбургской монархии и в других частях Европы, указав на политические идеи, стоящие в его основе. Особое внимание уделено деятельности Хорватского общества искусств и его основателю Исидору Кршнявому, Музею искусств и ремесел, Школе ремесел и первой художественной выставке в Загребе.

  • Члены Хорватского общества искусств считали, что они находятся на решающем переломном этапе национальной истории. Их роль заключалась в том, чтобы сохранить стремительно исчезавшую народную культуру, которая, как они полагали, представляет собой подлинный голос нации, и приобрести от этого экономические выгоды. Такие идеи были смесью (альтернативного) модернизма и антимодернизма — антимодернизма в том смысле, что тогда существовало убеждение в упадке национальной культуры, которая должна быть восстановлена. Возрождение предполагалось осуществить альтернативным путем, создав небольшой зажиточный класс ремесленников и художников, в отличие от Запада, где большие фабрики дегуманизировали людей и создали пролетариат. Для выполнения данной задачи Общество искусств создавало учреждения, организовывало выставки и лекции, чтобы они могли обучать широкие слои населения и новый класс художников и ремесленников. Общество искусств продвигало идеалы патриотизма и нравственности через свои проекты, учреждения и образование, главные цели которых состояли в том, чтобы представлять нацию и легитимировать монархию. Музей искусств и ремесел и Школа ремесел в большей или меньшей степени следовали официальной политике монархии Габсбургов в создании многонационального государства различных культур, то есть поликультурной политической нации. Одним из свидетельств в пользу данного тезиса, безусловно, являются награды, которые Исидор Кршнявый и Герман Болле получили от императора Франца Иосифа за их усилия по созданию школы и музея. Кроме того, они были спонсированы хорватским баном Куэном-Хедервари, стремившимся к умиротворению Триединого королевства. Кршнявого, как и многих других интеллектуалов монархии, ранее обучавшихся в Вене, можно считать своего рода либеральным патриотом-монархистом, стремившимся к созданию экономически и культурно самодостаточной нации, которая мирно сосуществовала бы с другими нациями и культурами Габсбургской монархии.

Ключевые слова Исидор Кршнявый, историзм, Хорватское общество искусств, монархия Габсбургов
Полный текст статьи Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Alexander, Edward P.; Alexander, Mary. Museums in motion. An introduction to the history and function of museums. Lanham, MD: AltaMira Press, 2007. 366 p.

  • [Anonimous Author]. Uspjeh naših umjetnika // Prosvjeta. 1896. Vol. IV. No. 11.

    Bazin, Germain. The Museum Age. New York: Universe Books, 1967. 303 p.

    Damjanović, Dragan. Arhitekt Herman Bolle. Zagreb: Leykam International, 2013. 680 s.

    Damjanović, Dragan. Iso Kršnjavi i arhitektura historicizma u Hrvatskoj // Iso Kršnjavi — veliki utemeljitelj / Ur. Ivana Mance, Zlatko Matijević. Zagreb: Institut za povijest umjetnosti; Hrvatski institut za povijest, 2015. S. 240–256.

    Gänger, Stefanie. Relics of the Past: The collecting and study of pre-Columbian antiquities in Peru and Chile, 1837–1911. Oxford: Oxford University Press, 2014. 311 p.

    Gervits, Maya. Historicism, nationalism, and museum architecture in Russia from the nineteenth to the turn of the twentieth century // Visual Resources: An international journal on images and their uses. 2011. Vol. 27. No. 1. P. 32–47.

    Hurt, Douglas R. Agricultural museums: A new frontier for the social Sciences // The History Teacher. 1978. Vol. 11. No. 3. P. 367–375.

    Jirsak, Libuše. Izidor Kršnjavi und die Wiener Schule der Kunstgeschichte. Zagreb: Matica Hrvatska, 2008. 272 s.

    Kršnjavi, Izidor. Dvije radnje o umjetnosti. Zagreb: Tiskom Dioničke tiskare, 1876. 178 s.

    Kršnjavi, Izidor. Listovi iz Slavonije. Zagreb: Nakladom piščevom, 1882. 102 s.

    Kršnjavi, Isidor. Oblici graditeljstva u starom vieku i glavna načela gradjevne ljepote. Zagreb: Nakladom Družtva umjetnosti, 1883. 179 s.

    Kršnjavi, Izidor. Gradjevni narodni styl // Glasnik Družtva za umjetnost i umjetni obrt. 1887. Br. 3. S. 1–9. 

    Krueger, Rita. Czech, German, and Noble. Status and national identity in Habsburg Bohemia. Oxford: Oxford University Press, 2009. 290 p.

    Levine, Philippa J. A. The Amateur and the Professional: Antiquarians, historians and archaeologists in Victorian England 1838–1886. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 224 p.

    MacGregor, Arthur. Forming an identity: The early society and its context, 1707–51 // Visions of Antiquity: The Society of Antiquaries of London, 1707–2007 / Ed. by Susan Pearce. London: Society of Antiquaries of London, 2007. P. 45–73.

    MacKenzie, John. Museums and Empire — Natural history, human cultures and colonial identities. Manchester: Manchester University Press, 2010. 272 p.

    Maruševski, Olga. Iso Kršnjavi kao graditelj — izgradnja i obnova obrazovnih, kulturnih i umjetničkih objekata u Hrvatskoj. Zagreb: Društvo povjesničara umjetnosti SR Hrvatske, 1986. 262 s.

    Mrazović, Ladislav. Umjetničko-obrtnička izložba u Zagrebu // Vienac. 1879. Knj. 11. Br. 50. S. 798–801.

    Pajas, Ferdinand. Hrvatsko društvo umjetnosti i njegovo djelovanje od osnutka 1878. sve do konca 1917. godine. Zagreb: Tisak Nakladnog zavoda Ignata Granitza, 1918. 208 s.

    Pantelić, Bratislav. Nationalism and architecture: The creation of a national style in Serbian architecture and its political implications // Journal of the Society of architectural historians. 1997. Vol. 56. No. 1. P. 16–41.

    Rahman, Sabrina Karim. Designing Empire: Austria and the Applied Arts, 1864–1918. Ph. D.Dissertation. Berkley: Universityof California, 2010. 151 p.

    Rampley, Matthew. The Vienna School of Art History: Empire and the politics of scholarship, 1847–1918. University Park, PA: The Pennsylvania State University Press, 2013. 296 p.

    Smith, Kimberly. Real style: Riegl and early 20th century Central European art // Centropa. Vol. 5. No. 1. P. 16–25.

    Stråth, Bo. Myth, memory and history in the construction of community // Myth and memory in the construction of community: Historical patterns in Europe and beyond / Ed. by Bo Stråth. Bruxelles: P.I.E.-Peter Lang, 2000. P. 19–48.

    Sweet, Rosemary. The Incorporated Society and its public role // Visions of antiquity: The Society of Antiquaries of London / Ed. by Susan Pearce. London: Society of Antiquaries of London, 2007. P. 75–97.

    Tas, Sara. Between patriotism and internationalism. Contemporary art at the Musée du Luxembourg in the nineteenth century // Journal of the History of Collections. 2015. Vol. 27. No. 2. P. 227–240.

    Tollebeek, Jo. Historical representation and the nation-state in Romantic Belgium (1830–1850) // Journal of the History of Ideas. 1998. Vol. 59. No. 2. P. 329–353.

    Truhelka, Ćiro. Drvorezbarstvo // Glasnik Družtva za umjetnost i umjetni obrt. 1886. Sv. 1. S. 14–15.

    Wallace, Michael. Visiting the Past: History museums in the United States // Presenting the Past. Essays on history and the public / Ed. by Susan Porter Benson, Stephen Brier, and Roy Rosenweg. Philadelphia: Temple University Press, 1986. P. 137–161.