Название статьи «Regnum Sclavorum» Святополка как источник средневековых славянских концепций «Склавинии»
Авторы Малиновска, Нора — доктор истории, ассистент, Институт социальной медицины и медицинской этики, Медицинский факультет, Университет им. Я. А. Коменского, Братислава, Словакия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В рубрике Commentarii / Статьи 
Год 2017 Номер журнала 1 Страницы 21-38
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 94(437.6); ББК 63.3(0=Словак)4 Индекс DOI 10.21638/11701/spbu19.2017.102
Аннотация

Предполагается, что «Повесть временных лет» сохранила в своем составе фрагменты древнего западнославянского источника, принадлежавшего к великоморавской или паннонской литературной традиции конца IX– начала Х в. Эти фрагменты несут в себе драгоценные свидетельства о славянской прародине на реке Дунай, откуда славяне постепенно распространились по обширным районам Европы, прочно сохраняя сознание своего первоначального единства. Эта родина на Дунае, которую они назвали «Словенской землей», позже была занята венгерскими племенами и впоследствии переименована в Венгрию. Признавая эту западнославянскую традицию своей, восточные славяне стали явными преемниками великоморавской и кирилло-мефодиевской идеологической концепции славянского мира.

Аналогичный случай восприятия великоморавской традиции можно обнаружить в «Летописи попа Дуклянина». Здесь мы стали свидетелями того, как соединение великоморавской традиции о Святополке с местной дуклянской традицией заложило основу южнославянской традиции о древнем и могущественном «королевстве славян». Похожее явление обнаруживается и в «Венгерско-Польской хронике», где Склавония, отождествляемая с Великой Моравией, рассматривается как предшественница Королевства Венгрии.

Последняя рассматриваемая традиция апелляции к «стране славян» обнаруживается при рассмотрении Хроники Галла Анонима. В рамках этой самой территориально широкой трактовки понятия Sclavonia мы наблюдаем эволюцию идеи об этническом единстве славян, которая постепенно приобрела геополитические коннотации (план Склавинии св. Адальберта, а также план Оттона III о Склавинии как части универсальной Римской империи). Здесь также обнаруживается великоморавское идейное наследие, веками оказывавшее влияние на идеологические движения в регионе Центральной Европы.

Подводя итоги рассмотрению названных источников, можно идентифицировать три основные славянские традиции, которые уходят своими корнями к Великой Моравии эпохи правления Святополка и ее идейному наследию: 1) древнерусская традиция; 2) южнославянская традиция; 3) латинская западнославянская традиция. Все эти три традиции предположительно фиксировали историческую память самих славян об их первой государственности на Дунае — реке, которая в результате приобрела «тотемический», сакральный характер как в устных, так и в письменных традициях почти всех славянских народов. Великая Моравия, которая служила образцом могущественного и во всех отношениях важного славянского государства, определила эволюцию и историю большинства ее славянских потомков. В целях утверждения собственной легитимности они сохраняли, перерабатывали и распространяли память об общей славянской стране (родине), именовавшейся Sclavinia.

Ключевые слова Sclavinia, Sclavonia, regnum Sclavorum, Великая Моравия, Святополк
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Алимов, Денис Евгеньевич. Этногенез хорватов: Формирование хорватской этнополитической общности в VII–IХ вв. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. 380 с.

    Буслаев, Федор Иванович. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 856 с.

    Данилевский, Игорь Николаевич. Повесть временных лет: Герменевтические основы источниковедения летописных текстов. Москва: Аспект–Пресс, 2004. 370 с.

    Литаврин, Геннадий Григорьевич. Славинии VII–IХ вв. — социально-политические организации славян // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Москва: Наука, 1984. С. 193–203.

    Майоров, Александр Вячеславович. Великая Хорватия: Этногенез и ранняя история славян Прикарпатского региона. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. 208 с.

    Шахматов, Алексей Александрович.Сказание о преложении книг на словенский язык // Jagić-Festschrift. Zbornik u slavu Vatroslava Jagića. Berlin, 1908. С. 172–188.

    Шахматов, Алексей Александрович. История русского летописания. Т. 1: Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 1: Разыскания о древнейших русских летописных сводах. Санкт-Петербург: Наука, 2002. 488 с.

    Шахматов, Алексей Александрович. История русского летописания. Т. 1: Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 2: Раннее русское летописание ХI–ХII вв. Санкт-Петербург: Наука, 2003. 1024 с.

    Шахматов, Алексей Александрович. Очерк древнейшего периода истории русского языка. Москва: Индрик, 2002. 424 с.

    Щавелев, Алексей Сергеевич. Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян. Москва: Северный паломник, 2007. 272 с.

    Avenarius, Alexander. Začiatky Slovanov na strednom Dunaji: Autochtonistická teória vo svetle súčasného bádania // Historický časopis. 1992. Roč. 40. Č. 1. S. 1–15.

    Borawska, Danuta. Gallus Anonim czy Italus Anonim // Przegląd Historyczny. 1965. T. 56. S. 111–119.

    Bujak, Franciszek. Studja geograficzno-historyczne. Kraków: Nakład Gebethnera i Wolffa, 1925. 300 s.

    Chaloupecký, Václav.Radla-Anastasius, druh Vojtechův, organisátor uherské církve // Bratislava. Časopis učené společnosti Šafářikové. 1927. Roč. 1. S. 270–328.

    Dvornik, Francis. The significance of the missions of Cyril and Methodius // Slavic Review. 1969. Vol. 23. P. 195–211.

    Grabski, Andrzej. Polska w opiniach obcych X–XIII w. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1964. 416 s.

    Grzesik, Ryszard. Kronika węgiersko-polska. Z dziejów polsko-węgierskich kontaktów kulturalnych w średniowieczu. Poznań: PTPN, 1999. 244 s.

    Homza, Martin. Mulieres suadentes = Presviedčajúce ženy: Štúdie z dejín ženskej panovníckej svätosti v strednej a vo východnej Európe v 10.–13. storočí. Bratislava: Lúč, 2002. 186 s.

    Homza, Martin.Uhorsko-poľská kronika: Nedocenený prameň k dejinám strednej Európy. Bratislava: Post Scriptum, 2009. 223 s.

    Homza, Martin. Ešte raz k téme kráľovského titulu pre Svätopluka I. alebo odpoveď na odpoveď Jána Steinhübela, ale aj iným súčasným aj minulým antidicosvätoplukiánom // Historický zborník. Martin: Matica slovenská, 2016. Vol. 26. Č. 1. S. 139–163.

    Homza, Martin; et al.Svatopluk v europskom pisomnictve. Študie z dejin svatoplukovskej legendy. Bratislava: Post Scriptum, 2013. 749 s.

    Hurbanič, Martin.The Byzantine missionary concept and its revitalisation in the 9th century// Byzantinoslavica. 2005. Vol. 63. No. 1. P. 103–116.

    Jasiński, Tomasz. Czy Gall Anonim to Monachus Littorensis? // Kwartalnik Historyczny. 2005. T. 112. Nr 3.S. 69–89.

    Jovanović, Neven.marulićev prijevod Hrvatske kronike i ovo izdanje // Marulić M. Latinska manja djela II. Split: Književni krug, 2011. S. 125–168.

    Kaindl, Raimund. Studien zu den ungarischen Geschichtsquellen // Archiv für österreichische Geschichte. 1894. Bd 81. S. 325–345.

    Malinovská, Nora. Koncepcie geografického termínu Sclavinia v historických prameňoch 6.–14. storočia [Dizertačná práca]. Bratislava: [s. n.], 2011. 294 s.

    Malinovská, Nora. Geographical concepts of Sclavinia in historical sources from the sixth to the fourteenth century, with an emphasis on the Moravian-Pannonian and South Slavic tradition // Slovakia and Croatia. Historical parallels and connections (until 1780) / Ed. by Martin Homza, Ján Lukačka, Neven Budak, Veronika Kucharská, Stanislava Kuzmová, Adam Mesiarkin. Bratislava; Zagreb: Department of Slovak history, Faculty of Philosophy of the Comenius University, Bratislava; Faculty of Philosophy of Zagreb University, 2013. P. 60–65.

    Malinovská, Nora. Vývoj koncepcie Sclavinia v 12. storočí a jej reflexia v poľskej kronike Galla Anonyma // Nové historické rozhľady. 2015. Roč. 5. Č. 1. S. 43–53.

    Mesiarkin, Adam. Examining the Slavic identity in Middle Ages // Studia Ceranea. Lodź: Ceraneum. 2013. Vol. 3. P. 83–100.

    Mesiarkin, Adam.Etnogenéza Slovanov a slovanská identita v stredoveku [Dizertačná práca]. Bratislava: [s. n.], 2016. 179 s.

    Procházková, Nataša. Koloman Haličský: Arpádovský panovník prvej polovice 13. storočia [Dizertačná práca]. Bratislava: [s. n.], 2015. 158 s.

    Procházková, Nataša. Some Notes on the Titles of Coloman of Galicia // Slovakia and Croatia. Historical parallels and connections (until 1780) / Ed. by Martin Homza, Ján Lukačka, Neven Budak, Veronika Kucharská, Stanislava Kuzmová, Adam Mesiarkin. Bratislava; Zagreb: Department of Slovak history, Faculty of Philosophy of the Comenius University, Bratislava; Faculty of Philosophy of Zagreb University, 2013. P. 104–109.

    Verešová, Nora. Boleslav Chrabrý a Slovensko // Medea — Studia mediaevalia et antiqua. 2001. S. 16–30.

    Verešová Nora. Vývoj chápania geografického termínu Sklavínia v historických prameňoch 6.–14. storočia // Historický zborník. Martin: Matica slovenská, 2008. Č. 1. S. 124–143.

    Verešová N.Povesť vremennych let a jej koncepcia Slovienskoj zemli // Historia Nova. Vol. II: Štúdie k jubileu Pavla Jozefa Šafárika. Bratislava, 2011. S. 12–20.