Название статьи | «Regnum Sclavorum» Святополка как источник средневековых славянских концепций «Склавинии» | ||||||||
Авторы | Малиновска, Нора — доктор истории, ассистент, Институт социальной медицины и медицинской этики, Медицинский факультет, Университет им. Я. А. Коменского, Братислава, Словакия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Scopus ID 57195251828 | ||||||||
В рубрике | Commentarii / Статьи | ||||||||
Год | 2017 | Номер журнала | 1 | Страницы | 21-38 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 94(437.6); ББК 63.3(0=Словак)4 | Индекс DOI | 10.21638/11701/spbu19.2017.102 | ||||
Аннотация |
Предполагается, что «Повесть временных лет» сохранила в своем составе фрагменты древнего западнославянского источника, принадлежавшего к великоморавской или паннонской литературной традиции конца IX – начала Х в. Эти фрагменты несут в себе драгоценные свидетельства о славянской прародине на реке Дунай, откуда славяне постепенно распространились по обширным районам Европы, прочно сохраняя сознание своего первоначального единства. Эта родина на Дунае, которую они назвали «Словенской землей», позже была занята венгерскими племенами и впоследствии переименована в Венгрию. Признавая эту западнославянскую традицию своей, восточные славяне стали явными преемниками великоморавской и кирилло-мефодиевской идеологической концепции славянского мира. Аналогичный случай восприятия великоморавской традиции можно обнаружить в «Летописи попа Дуклянина». Здесь мы стали свидетелями того, как соединение великоморавской традиции о Святополке с местной дуклянской традицией заложило основу южнославянской традиции о древнем и могущественном «королевстве славян». Похожее явление обнаруживается и в «Венгерско-Польской хронике», где Склавония, отождествляемая с Великой Моравией, рассматривается как предшественница Королевства Венгрии. Последняя рассматриваемая традиция апелляции к «стране славян» обнаруживается при рассмотрении Хроники Галла Анонима. В рамках этой самой территориально широкой трактовки понятия Sclavonia мы наблюдаем эволюцию идеи об этническом единстве славян, которая постепенно приобрела геополитические коннотации (план Склавинии св. Адальберта, а также план Оттона III о Склавинии как части универсальной Римской империи). Здесь также обнаруживается великоморавское идейное наследие, веками оказывавшее влияние на идеологические движения в регионе Центральной Европы. Подводя итоги рассмотрению названных источников, можно идентифицировать три основные славянские традиции, которые уходят своими корнями к Великой Моравии эпохи правления Святополка и ее идейному наследию: 1) древнерусская традиция; 2) южнославянская традиция; 3) латинская западнославянская традиция. Все эти три традиции предположительно фиксировали историческую память самих славян об их первой государственности на Дунае — реке, которая в результате приобрела «тотемический», сакральный характер как в устных, так и в письменных традициях почти всех славянских народов. Великая Моравия, которая служила образцом могущественного и во всех отношениях важного славянского государства, определила эволюцию и историю большинства ее славянских потомков. В целях утверждения собственной легитимности они сохраняли, перерабатывали и распространяли память об общей славянской стране (родине), именовавшейся Sclavinia. |
||||||||
Ключевые слова | Sclavinia, Sclavonia, regnum Sclavorum, Великая Моравия, Святополк | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|
Метки: королевство Венгрия, Великая Моравия, Sclavinia, Sclavonia, regnum Sclavorum, Svatopluk, Святополк , Повесть временных лет, Дунай, Хроника Галла Анонима, Галл Аноним, Словенская земля