Шамин, С.М. Цирк царевича Алексея Михайловича

Дата изменения
Дата публикации:

Метки: Miscellanea / Смесь, история русского театра, придворная культура XVII в., царь Михаил Федорович, царь Алексей Михайлович, потешник Иван Ермис, СМЕСЬ / MISCELLANEA

Название статьи Цирк царевича Алексея Михайловича
Авторы Шамин, Степан Михайлович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт российской истории Российской Академии наук, Москва, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Scopus ID 53985473700, SPIN-код 3943-8524, AuthorID 477231
В рубрике Miscellanea / Смесь
Год 2016 Номер журнала 2 Страницы 136-151
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 94(47).047; ББК Т3(2)461 DOI 10.21638/11701/spbu19.2016.209
Аннотация Статья посвящена «немецким» потехам, разыгрывавшимся при московском дворе в 1630-х гг. Эти действа напоминали цирковые представления. Их основу составляли исполняемые на канате акробатические номера. Принципиальные изменения, приведшие к возникновению в придворной культуре нового для России явления, произошли на рубеже 1634 и 1635 гг. В это время начала складываться небольшая акробатическая труппа, костяк которой составляли два немецких артиста и пятеро их русских учеников. Развитие «немецких» потех связано со взрослением царевича Алексея Михайловича. Сначала он смотрел на потешников, потом отдал в ученье иностранным артистам трех своих накрачеев, одев их в немецкое платье, а потом и сам, вместе со стольниками и младшим братом, облачился в немецкий потешный костюм. Прекращение представлений было связано с трагическими событиями в жизни царской семьи: в январе 1639 г. умер пятилетний царевич Иван, а в марте 1639 г. умер новорожденный царевич Василий, кроме того, резко ухудшилось здоровье государыни. По окончании траура «немецкие» потехи не возобновили. Автор приходит к выводу о сходстве «немецких» потех 1630-х гг. с представлениями, которые разыгрывались при дворе царя Алексея Михайловича в начале 1672 г.: среди немецких актеров на сцене не было профессионалов; значительную роль в организации спектаклей играли ближние люди Алексея Михайловича; представления основывались на пластических действах, которые были понятны без помощи переводчика; зрителями являлись царь и его сыновья. Эти спектакли стали важным подготовительным шагом к постановке первого настоящего театрального спектакля — «Артаксерксова действа».
Ключевые слова история русского театра, придворная культура XVII в., царь Михаил Федорович, царь Алексей Михайлович, потешник Иван Ермис
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Базиленко, Игорь Вадимович. Православная Россия и шиитский Иран: по страницам истории отношений (XVI – начало XX вв.) // Христианское чтение. 2011. № 2 (37). С. 139–185.

    Забелин, Иван Егорович.Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. I. Ч. II: Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. Москва: Языки русской культуры, 2000. 520 с.

    Курлаев, Евгений Анатольевич; Манькова, Ирина Леонидовна.Освоение рудных месторождений Урала и Сибири в XVII веке: у истоков российской промышленной политики. Москва: Древлехранилище, 2005. 324 с.

    Люцидарская, Анна Алексеевна. Несостоявшаяся авантюра. Из истории переселения «иноземцев» в Сибирь в XVII в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 3. С. 82–86.

    Майер, Ингрид; Шамин, Степан Михайлович.Псковское театральное лето 1644 года // Родина. 2013. № 8. С. 64–67.

    Опарина, Татьяна Анатольевна. Иноземцы в России XVI–XVII вв. Очерки исторической биографии и генеалогии. Москва: Прогресс-Традиция, 2007. 384 с.

    Опарина, Татьяна Анатольевна; Шамин, Степан Михайлович.Биографии иноземных потешников царя Михаила Федоровича: Юрий Проскуровский и Иван Ермис // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXVIII Международной научной конференции. Москва: Аквилон, 2016. С. 458–460.

    Ройзман, Леонид Исаакович.Орган в истории русской музыкальной культуры. Москва: Музыка, 1979. 376 с.

    Шамин, Степан Михайлович.Накры как один из атрибутов государевой власти: от Ивана IV до Петра I (к вопросу о царском трубничем чине) // Каптеревские чтения–13. Москва: ИВИРАН, 2015. С. 332–337.

    Jensen, Claudia; Maier, Ingrid.Orpheus and Pickleherring in the Kremlin: The «Ballet» for the Tsar of February 1672 // Scando-Slavica. 2013. Vol. 59. № 2. P. 145–184.

    Jensen, Claudia; Maier, Ingrid.Pickleherring Returns to the Kremlin: More New Sources on the Pre-History of the Russian Court Theatre // Scando-Slavica. 2015. Vol. 61. № 1. P. 7‒56.

    Maier, Ingrid; Shamin, Stepan. Straßburger Mummenschanz im russischen Pleskau im Jahre 1644?: Eine deutsche Schaustellertruppe versucht ihr Glück im Zarenreich // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 2016. Bd 64. H. 1. S. 1–25.

 

Печать Электронная почта

  • Просмотров: 825