Название статьи | Цирк царевича Алексея Михайловича | ||||||||
Авторы | Шамин, Степан Михайлович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт российской истории Российской Академии наук, Москва, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Scopus ID 53985473700, SPIN-код 3943-8524, AuthorID 477231 | ||||||||
В рубрике | Miscellanea / Смесь | ||||||||
Год | 2016 | Номер журнала | 2 | Страницы | 136-151 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 94(47).047; ББК Т3(2)461 | DOI | 10.21638/11701/spbu19.2016.209 | ||||
Аннотация | Статья посвящена «немецким» потехам, разыгрывавшимся при московском дворе в 1630-х гг. Эти действа напоминали цирковые представления. Их основу составляли исполняемые на канате акробатические номера. Принципиальные изменения, приведшие к возникновению в придворной культуре нового для России явления, произошли на рубеже 1634 и 1635 гг. В это время начала складываться небольшая акробатическая труппа, костяк которой составляли два немецких артиста и пятеро их русских учеников. Развитие «немецких» потех связано со взрослением царевича Алексея Михайловича. Сначала он смотрел на потешников, потом отдал в ученье иностранным артистам трех своих накрачеев, одев их в немецкое платье, а потом и сам, вместе со стольниками и младшим братом, облачился в немецкий потешный костюм. Прекращение представлений было связано с трагическими событиями в жизни царской семьи: в январе 1639 г. умер пятилетний царевич Иван, а в марте 1639 г. умер новорожденный царевич Василий, кроме того, резко ухудшилось здоровье государыни. По окончании траура «немецкие» потехи не возобновили. Автор приходит к выводу о сходстве «немецких» потех 1630-х гг. с представлениями, которые разыгрывались при дворе царя Алексея Михайловича в начале 1672 г.: среди немецких актеров на сцене не было профессионалов; значительную роль в организации спектаклей играли ближние люди Алексея Михайловича; представления основывались на пластических действах, которые были понятны без помощи переводчика; зрителями являлись царь и его сыновья. Эти спектакли стали важным подготовительным шагом к постановке первого настоящего театрального спектакля — «Артаксерксова действа». | ||||||||
Ключевые слова | история русского театра, придворная культура XVII в., царь Михаил Федорович, царь Алексей Михайлович, потешник Иван Ермис | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|
Метки: MISCELLANEA / СМЕСЬ, история русского театра, придворная культура XVII в., царь Михаил Федорович, царь Алексей Михайлович, потешник Иван Ермис