Твердюкова, Е. Д. «Лучшее из доступного»: качество потребительского импорта СССР из социалистических стран Центральной и Восточной Европы (1950-е – 1980-е гг.)

Дата изменения
Дата публикации:
Название статьи «Лучшее из доступного»: качество потребительского импорта СССР из социалистических стран Центральной и Восточной Европы (1950-е – 1980-е гг.)
Авторы Твердюкова, Елена Дмитриевна — доктор исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Miscellanea / Смесь 
Год 2016 Номер журнала 1 Страницы 173-188
Тип статьи Научная статья Индекс DOI DOI 10.21638/11701/spbu19.2016.111 Индекс УДК,   ББК ББК 63.3(0); УДК 94(47)043:339.92(4)
Аннотация В статье впервые в историографии исследуется проблема импорта из стран Центральной и Восточной Европы в контексте потребительской революции в СССР. Основное внимание уделяется вопросам качества товаров массового спроса. В ходе исследования использовались делопроизводственные документы и статистические материалы из фондов Российского государственного архива экономики и Государственного архива Российской Федерации, а также опубликованные воспоминания и произведения художественной литературы. Автор показывает, что закупки по импорту в рамках Совета экономической взаимопомощи, развернутые в 1950-е гг., имели большое значение в структуре потребления советских граждан. Обувь, одежда, мебель, товары домашнего обихода из социалистических стран отчасти компенсировали дефицит на внутреннем рынке. Качество этих товаров, однако, далеко не всегда соответствовало высочайшим стандартам, поставки осуществлялись с нарушением контрактных обязательств по ассортименту, срокам, сезонности. Государство вынуждено было создавать многоступенчатую систему контроля, призванную не допустить проникновения в торговую сеть некачественных вещей. Однако пиетет перед импортом в значительной степени формировался вне зависимости от его потребительских свойств, являясь составляющей мифологизированного образа Запада.
Ключевые слова СССР, Центральная и Восточная Европа, Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), потребители, потребительский импорт
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Андреева, Ирэн Александровна. Частная жизнь при социализме. Отчет советского обывателя. Москва: Новое литературное обозрение, 2009. 344 с.

    Бартлетт, Джурджа. FasionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе. Москва: Новое литературное обозрение, 2011. 360 с.

    Веллер, Михаил Иосифович. Странник и его страна. Москва: АСТ, 2014. 430 с.

    Внешняя торговля СССР с социалистическими странами. Москва: Внешторгиздат, 1957. 214 с.

    Внешняя торговля СССР, 1922–1981: Юбилейный статистический сборник. Москва: Финансы и статистика, 1982. 193 с.

    Волков, Н. В. По пути социализма // Внешняя торговля. 1965. № 11. С. 29–31.

    Герман, Михаил Юрьевич. Сложное прошедшее. 2-е изд. Санкт-Петербург: Печатный двор, 2006. 696 с.

    Давиша, Карен.Узы, которые связывают: отношения Советского Союза с Восточной Европой // СССР в мировом сообществе: от старого мышления к новому. Москва: Прогресс, 1990. С. 334–369.

    Журавлев, Сергей Владимирович; Гронов, Юкка. Мода по плану. История моды и моделирования одежды в СССР, 1917–1991. Москва: [ИРИ РАН], 2013. 496 с.

    Лебина, Наталия Борисовна; Чистиков, Александр Николаевич. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2003. 340 с.

    Лейбенстайн, Харви. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского спроса и поведения. Санкт-Петербург: Экономическая школа, 1993. С. 304–325.

    Лошаков, М. Г.Социалистические страны — наши главные партнеры // Приложение к журналу «Внешняя торговля». 1965. № 3. С. 4–5.

    Максакова, Мария Андреевна. Тенденции развития экономического сотрудничества России и стран Западных Балкан: Дис. … канд. экон. наук. Москва, 2015. 257 с.

    Корнаи, Янош. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма. Москва: Вопросы экономики, 2000. 672 с.

    Найман, Анатолий Генрихович. Славный конец бесславных поколений. (URL: http://magazines.russ.ru/october/1997/11/naim(дата посещения ― 19.12.2015 г.)).

    Патоличев, Николай Семенович. Для развития экономики, для блага народа // Приложение к журналу «Внешняя торговля». 1965. № 3. С. 2–3.

    Розов, Виктор Сергеевич. В поисках радости // Театр. 1957. № 12. С. 3–34.

    Соловьев, Юрий Борисович. Моя жизнь в дизайне. Москва: Союз дизайнеров России, 2004. 256 с.

    Хрущев, Никита Сергеевич. Воспоминания // Вопросы истории. 1994. № 3. С. 77–94.

    Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века. Т. 1. Становление «реального социализма». 1945–1965. Москва: Наука, 2000. 483 с.

    Черейский, Михаил.Дракон с гарниром, двоечник-отличник и другие истории про маменькиного сынка. Москва: Астрель: Corpus, 2012. 208 с.

    Чистяков, М.Дальнейшее развитие советско-чехословацкого сотрудничества // Внешняя торговля. 1965. № 5. С. 10–14.

    Baudrillard, Jean. La société de consommation: Ses mythes, ses structures. [Paris]: NRF Gallimard, 1976. 318 p.

    Brabant, Josef M. van. Socialist Economics: The Disequilibrium School and the Shortage Economy // Journal of Economic Perspectives. 1990. Spring 4 (2). P. 157–175.

    Brabant, Josef M. van. Socialist Economic Integration: Aspects of Contemporary Economic Problems in Eastern Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 380 p.

    Brada, Josef C. Soviet Subsidization of Eastern Europe: The Primacy of Economics over Practice? // Journal of Comparative Economics. 1985. March 9 (4). P. 80–82.

    Bren, Paulina;Neuburger, Mary (ed.). Communism Unwrapped: Consumption in Cold War Eastern Europe. Oxford: Oxford University Press, 2012. 432 p.

    Csaba, Laslo.Eastern Europe in the World Economy. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 411 p.

    Douglas, Mary; Isherwood, Baron. The World of Goods: Towards an Anthropology of Consumption. 2nd ed. London; New York: Routledge, 1996. 200 p.

    Hlavackova, Konstantina. Czech Fashion 1940–1970: Mirror of the Times. Prague: Olympia, 2000. 125 p.

    Holzman, Franklyn D.The Significance of Soviet Subsidies to Eastern Europe // Comparative Economic Studies. 1986. Vol. 28. No. 1. P. 54–65.

    Kaplan, Karel. Československo v RVHP, 1949–1956. Praha: Ústav pro soudobé dějiny Akademie věd České republiky, 1995. 519 p.

    Kaplan, Karel. Rada vzájemné hospodářské pomoci a Československo 1957–1967. Praha: Karolinum, 2002. 234 p.

    Landsman, Mark. Dictatorship and demand: the Politics of Consumerism in East Germany. London: Harvard University Press, 2005. 296 p. (Harvard historical studies; 147).

    Lavigne, Marie. The Economics of Transition: From Socialist Economy to Market Economy. London:Macmillan Press, 1995. 295 p.

    Marrese, Michael; Vanous, Jan.Soviet Subsidization of Trade with Eastern Europe. A Soviet Perspective. Berkeley: University of California Press, 1983. 254 p.

    Mejstrik, Michal. Economic Effects of Export and Their Dependence on the Quality of Products // Czechoslovak Economic Papers. 1984. Vol. 22. P. 57–82.

    Miller, Daniel(ed.). Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London; New York: Routledge, 1995. 341 p.

    Stitziel,Judd. Fashioning Socialism Clothing, Politics and Consumer Culture in East Germany. Oxford: Bloomsbury Acad., 2005. 224 p.

    Turnock, David. The Economy of East Central Europe, 1815–1989: Stages of Transformation in a Peripheral region. London: Routeledge, 2006. 584 p.

    Pelka, Anna. Teksas-land. Moda młodzieżowa w PRL. Warszawa: Wydawnictwo Trio, 2007. 263 p.

    Fehér, Ferenc; Heller, Ágnes; Márkus, GyörgyDictatorship over needs: An analysis of the Soviet societies. Oxford: Blackwell, 1983. 312 p.

    Remembering Utopia: The Culture of Everyday Life in Socialist Yugoslavia / Ed. by B. Lutherand M. Pusnik. Washington: New Academia, 2010. 468 p.

 

Метки: MISCELLANEA / СМЕСЬ, СССР, Центральная и Восточная Европа, Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), потребители, потребительский импорт