Ганина, Н. А. Тайны рюгенских славян

Дата изменения
Дата публикации:

Метки: язычество, Рюген, восточногерманские племена, центры власти, западные славяне, Commentarii / Статьи

Название статьи Тайны рюгенских славян
Авторы

Ганина, Наталия Александровна — доктор филологических наук, профессор, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике Commentarii / Статьи
Год 2015 Номер журнала 2 Страницы 65-81
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 94(367) Индекс ББК 63.3(2)41
Аннотация

Статья посвящена основным вопросам истории рюгенских славян. В работе обсуждаются следующие проблемы: заселение славянами Рюгена в конце VI – начале VII в. н. э., дославянское население острова (носители ясторфской культуры, восточные германцы — руги), проблема непре­рывности местной традиции, отношение славян к древнейшим культовым памятникам и центрам Рюгена (мегалиты), представления рюгенских славян о власти, интерпретация образов верховного божества и бога войны и локализация основных центров сакральной и военной власти.

Исследование позволяет заключить, что славяне заселили Рюген вследствие ухода восточногерман­ского населения, причем есть основания предполагать мирное сосуществование остатков прежнего населения и славян. Непрерывность традиции наблюдается также в отношении славян к мегалитам как сакральным объектам и местам для погребений. Верховная власть на Рюгене осмыслялась как архаическая теократия, образ Святовита (Свентовита) представлял собой ареальную реализацию индоевропейской мифологемы верховного божества. Вместе с тем верования рюгенских славян явля­лись местной и поздней формой языческого культа. Основными центрами власти на Рюгене были Аркона (культовая крепость и центр религиозной элиты), Каренца и Ругард (культовые крепости, центры светской элиты). В ходе укрепления светской власти славянской династии после христиани­зации Рюгена Ругард приобрел статус основной княжеской резиденции. Локальный центр Ральсвик функционировал в IX–XII вв. как славяно-скандинавское торговое поселение эпохи викингов.

Ключевые слова Рюген, западные славяне, восточногерманские племена, язычество, центры власти
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Berlekamp, Hansdieter. Arkona und Rügen vor 1168 – Betrachtungen zum Quellenmaterial // 825 Jahre Chrisianisierung Rügens. Symposiumsberichte. Hrsg. von K. Coblenz. Altenkirchen a. Rügen, 1993. S. 7–18.

    Haas, Alfred. Arkona im Jahre 1168. Bergen auf Rügen: Krohss, 1918. 54 s.

    Herfert, Peter. Ralswiek: Ein frühgeschichtlicher Seehandelsplatz auf der Insel Rügen // Greifswald- Stralsunder Jahrbuch. 1972/1973. Bd 10. Weimar, 1973. S. 7–33.

    Hering, Hermann Konrad Wilhelm. Das Trinkhorn Herzog Wartislaw’s V. // Baltische Studien. 1832. Bd 1. S. 372–379.

    Herrmann, Joachim. Arkona auf Rügen — Tempelburg und politisches Zentrum der Ranen vom 9. bis 12. Jahrhundert. Ergebnisse der archäologischen Ausgrabungen 1969–1971 // Zeitschrift für Archäologie. 1974. Bd 8. S. 177–209.

    Holtz, Adalbert. Die pommerschen Bildsteine // Baltische Studien. 1966. Bd 52. S. 7–30.

    Rüchhoft, Fred. Wie wir zur neuen Karenz-Theorie gekommen sind // Baltische Studien. 2008. Bd 94. S. 9–27.

    Schmidt, Ingrid. Hünengrab und Opferstein. Bodendenkmale auf Insel Rügen. Rostock: Hinstorff, 2001. 102 s.

    Schmidt, Ingrid. Götter, Mythen und Bräuche von der Insel Rügen. Rostock: Hinstorff, 2002. 192 s.

    Schuldt, Ewald. Steinzeitliche Grabmonumente der Insel Rügen. Museumskatalog, Schwerin: Museum für Ur- und Frühgeschichte, 1971. 74 s.

    Schuldt, Ewald. Die Großsteingräber von Lancken Granitz auf der Insel Rügen // Bodendenkmalpflege in Mecklenburg. Jahrbuch 1971. Berlin, 1972. S. 9–83.

    Warnke, Dieter. Slawische Berstattungssitten auf der Insel Rügen // Zeitschrift für Archäologie. 1979. Bd 13. S. 251–263.

    Дзадзие, Александр Борисович; Дзуцев, Хасан Владимирович; Караев, Солтан Михайлович. Этнография и мифология осетин: Краткий словарь. Владикавказ: Издательство Северо-кавказского горно-металлургического института, 1994. 282 с.

    Лебедев, Глеб Сергеевич. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. Санкт-Петербург: Евразия, 2005. 639 c.

    Назаренко, Александр Васильевич. О язычестве эльбо-одерских славян // Религии мира: История и современность. Ежегодник. Москва, 2002. С. 8–15.

    Толочко, Ирина Викторовна. Два мраморных рельефа из Танаиса // Жертвоприношение. Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. Сб. статей. Москва: Языки русской культуры, 2000. С. 287–293.

    Топоров, Владимир Николаевич. Из славянской языческой терминологии: Индоевропейские истоки и тенденции развития // Этимология. Москва, 1989. С. 3–50.

    Трубачев, Олег Николаевич. Мысли о дохристианской религии славян в свете славянского языкоз­нания (по поводу новой книги: L. Moszyński. Die vorchristliche Religion der Slaven im Lichte der sla­vischen Sprachwissenschaft. Köln; Weimar; Wien: Bühlau Verlag, 1992) // Трубачев, ОлегНиколаевич. Трудыпоэтимологии. Слово. История. Культура. Т. 2. Москва: Языки славянской культуры, 2004. С. 423–441.

    Трубачев, Олег Николаевич. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследова­ния. Москва: Наука, 2002. 488 c.

    Херрман, Йоахим. Ободриты, лютичи, руяне // Славяне и скандинавы. Москва: Прогресс, 1986. С. 338–405.

    Щукин, Марк Борисович. Готский путь: Готы, Рим и черняховская культура. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2005. 575 с.

 

Печать Электронная почта

  • Просмотров: 1203