Медяков, Александр Сергеевич. Липа, дуб и василек: О символическом измерении национального конфликта в Австро-Венгрии рубежа XIX–XX веков

Дата публикации:

 

Ссылка для цитирования: Медяков, Александр Сергеевич. Липа, дуб и василек: О символическом измерении национального конфликта в Австро-Венгрии рубежа XIX–XX веков // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2024. № 2. С. 3–26. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.201

For citation: Medyakov, Alexander Sergeevich. Linden, oak and cornflower: On the symbolic dimension of the national conflict in Austria-Hungary at the turn of the 19th–20th centuries, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2024. № 2. Pp. 3–26. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.201

Название статьи Липа, дуб и василек: О символическом измерении национального конфликта в Австро-Венгрии рубежа XIX–XX веков
Авторы Медяков, Александр Сергеевич — доктор исторических наук, профессор, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; Orc ID 0000-0003-0187-6437; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Commentatii / Статьи
Год  2024 Номер журнала 2 Страницы 3-26
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 94 (439); ББК 63.3(4)5 Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.201
Аннотация

На материале прессы и публицистики в статье рассматривается роль вегетативных символов — дуба, липы и василька в национальном конфликте в Австро-Венгрии на рубеже XIX–XX вв. В качестве немецкого национального символа дуб стал особенно активно использоваться с начала XIX в. и к его концу уже безусловно преобладал в публичном пространстве Германии, поскольку сопряженные с ним смыслы и метафоры отражали произошедшие в связи с созданием Германской империи перемены в общественном сознании. Липа как альтернативный растительный символ потеряла там политические смыслы. В Австро-Венгрии, напротив, национальные противоречия способствовали тому, что липа в качестве политического символа сохраняла свою релевантность, однако ее восприятие было амбивалентным, простираясь от признания ее безусловно «немецкой» до заявлений о исключительно «славянском» характере дерева. Воплощаемые растительными эмблемами национальные характеры мыслились в качестве синхронных конфигураций, противопоставлений, что нередко приводило к репрезентации национальных конфликтов как конкуренции символов, имело интегрирующий эффект и позволяло четче выявить собственные национальные черты. Вместе с тем символы дуба и липы соединяли в себе, с одной стороны, национальность — соответственно, немцев и чехов, а, с другой, «германство» и «славянство». Если ряд трактовок «немецкого дуба» обладал пангерманским содержанием, то символ липы оставался в основе своей австрославистским. Наиболее радикальные политические смыслы нес в себе василек, являясь выразителем националистических, пангерманистских и антисемитских взглядов. На протяжении большей части XIX в. противопоставление дуба и липы трактовалось в категориях истории и культуры, однако с рубежа веков их соперничество все чаще изображалось как борьба за существование.

Ключевые слова Австро-Венгрия, национальные символы, «немецкий дуб», «немецкий лес», «чешская липа», Германия
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Агапкина, Татьяна Алексеевна. «Первое» дерево славянского дендрарияДоминантные признаки в структуре символа // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2015. № 10. С. 99–106.

Агапкина, Татьяна Алексеевна. Символика деревьев в традиционной культуре славян: липа // Славянский альманах. 2018. № 3–4. С. 357–372. DOI 10.31168/2073-5731.2018.3-4.5.02

Колосова, Валерия Борисовна. Лексика и символика славянской народной ботаники: Этнолингвистический аспект. Москва: Индрик, 2009. 352 с.

Колосова, Валерия Борисовна. Этноботанические заметки: Василек // Славяноведение. 2007. № 6. С. 71–79.

Лазарева, Арина Владимировна. Национальная мысль в Германии в эпоху Тридцатилетней войны (1618–1648): Диссертация… канд. ист. наук. Москва, 2008. 222 с.

Лазарева, Арина Владимировна. «Проснись, Германия!»: Развитие немецкой национальной идеи в художественной литературе и публицистике эпохи Тридцатилетней войны (1618-1648) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Вып. 7 (93). DOI 10.18254/S207987840009726-7 Режим доступа: https://history.jes.su/s207987840009726-7-1/ (Последнее посещение — 15.09. 2024)

Медяков, Александр Сергеевич. «Совершенно новое средство агитации»: Немецкая «национальная открытка» в Австро-Венгрии рубежа XIX–XX вв. // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2018. № 2. С. 80–97. DOI 10.21638/spbu19.2018.205

Медяков, Александр Сергеевич. «Хайль Бисмарк!» «Железный канцлер» как символическая фигура немецкого национализма в открытках рубежа XIX–XX вв. // Сибирские исторические исследования. 2018. № 2. С. 201–223. DOI 10.17223/2312461X/20/11

Пастуро, Мишель. Символическая история европейского Средневековья. Санкт-Петербург: Alexandria, 2012. 446 с.

Топоров, Владимир Николаевич. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Москва: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Т. 1. 448 с.; Т. 2. 495 с.

Филимонова, Мария Александровна. От «майского дерева» к «дереву свободы»: Из истории символики американской революции // Новая и новейшая история. 2020. № 4. С. 179–198.

Arentzen Thomas; Burrus, Virginia; Peers Glenn. Byzantine Tree Life: Christianity and the Arboreal Imagination. London: Palgrave Macmillan, 2021. 208 p.

Breitenborn, Konrad K. Bismarck. Kult und Kitsch um den Reichsgründer. Frankfurt; Leipzig: Keip, 1990. 175 s.

Davies, Douglas. The evocative symbolism of trees // The iconography of landscape: Essays on the symbolic representation, design and use of past environments / Eds. Cosgrove, Denis; Daniels, Stephen. Cambridge: Cambridge university press, 1988. P. 32–42.

Demandt, Alexander. Über allen Wipfeln. Der Baum in der Kulturgeschichte. Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 2002, 366 s.

Deutschmann, Peter. Allegorien des Politischen: Zeitgeschichtliche Implikationen des tschechischen historischen Dramas (1810–1935). Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 2017. 479 s.

Dörner, Andreas. Politischer Mythos und symbolische Politik. Der Hermannmythos: Zur Entstehung des Nationalbewußtseins der Deutschen. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1996. 287 s.

Förster, Birte. Der Königin Luise-Mythos: Mediengeschichte des «Idealbilds deutscher Weiblichkeit», 1860–1960. Göttingen: V&R unipress, 2011. 492 s.

Hartung, Günter. Völkische Ideologie // Handbuch zur «Völkischen Bewegung». 1871–1918 / Hg. v. Puschner, Uwe; Schmitz, Walter; Ulbricht, Justus H. München: K. G. Sauer, 1996. S. 22–42.

Jaworski, Rudolf. Deutsche und tschechische Ansichten: Kollektive Identifikationsangebote auf Bildpostkarten in der späten Habsburgermonarchie. Innsbruck; Wien; Bozen: Studienverlag, 2006. 218 s.
Jaworski, Rudolf. «Hinweg mit der Sprachenverordnung!». Die deutschen Obstruktionskarten während der Badeni-Krise 1897/1898 // Bohemia. 2009. Nr 49. S. 3–18.

Kohn, Hans. Die Slaven und der Westen. Die Geschichte des Panslawismus. Wien, München: Herold, 1956. 359 s.

Krasa-Florian, Selma. Die Allegorie der Austria: Die Entstehung des Gesamtstaatsgedankens in der österreichisch-ungarischen Monarchie und die bildende Kunst. Wien: Böhlau Verlag, 2007. 280 s.

Kramberger, Petra. Texte slawischer Autoren und Autorinnen im Feuilleton der deutschsprachigen Zeitung Südsteirische Post (1881–1900) // Fundamenta Linguisticae / Ur. Bartoszewicz, Iwona; Szczęk, Joanna; Tworek, Artur. Wrocław; Dresden: Neisse, 2007. Vol. 1. S. 97–108.

Lehmann, Albrecht. Der deutsche Wald // Deutsche Erinnerungsorte / Hg. v. François, Etienne; Schulze, Hagen. Bd. III. München: C. H. Beck, 2009. S. 187–200.

Lehmann, Albrecht. Von Menschen und Bäumen. Die Deutschen und ihr Wald. Reinbeck bei Hamburg: Rowohlt, 1999. 352 s.

Lurker, Manfred. Der Baum in Glauben und Kunst. Baden-Baden; Strasbourg: Heitz, 1960. 147 s.

Matuszak, Bernadetta. Die deutsche Linde. Ein literarischer Beitrag zur Symbolgeschichte des Baumes // Konfiguracje, 1. Bydgoszcz: Wyd, 1996. S. 288–296.

Osmond, Jonathan. Politische Symbolik in der deutschen Kunst // Aus Politik und Zeitgeschichte. 2006. Nr 20. S. 22–30.

Pastoureau, Мichel. Introduction à la symbolique médiévale du bois // Le bois et la ville, du Moyen-Âge au XXe siècle / Dir. par Jean-Louis Biget, Jean Boissière, Jean-Claude Hervé. Fontenay-aux-Roses: ENS de Fontenay-Saint-Cloud, 1991. P. 251–264.

Pavlíčková, Tereza. Der «nationale Kampf» im Spiegel des Znaimer Sonntagsblattes // Brünner Beiträge zur Germanistik und Nordistik. 2009. Jg. 14. Bd. 1–2. S. 65–88.

Salonius, Pippa; Worm, Adrea. Introduction // The Tree: Symbol, Allegory, and Mnemonic Device in Medieval Art and Thought / Eds. Pippa Salonius; Andrea Worm. Turnhout: Brepols, 2014. P. 1–12.

See, Klaus von. Deutsche Germanen-Ideologie: Vom Humanismus bis zum Gegenwart. Frankfurt am Main: Athenäum, 1970. 105 s.

Speth, Rudolf. Nation und Revolution. Politische Mythen im 19. Jahrhundert. Opladen: Leske und Budrich, 2000. 502 s.

Střítecký, Jaroslav. Studie a stati 1. Brno: Filozofická fakulta, Masarykova univerzita, 2017. 231 s.

Szarota, Tomasz. Der deutsche Michel. Die Geschichte eines nationalen Symbols und Autostereotyps. Osnabrück: Fibre, 1998. 421 s.

Telesko, Werner. Geschichtsraum Österreich: Die Habsburger und ihre Geschichte in der bildenden Kunst des 19. Jahrhunderts. Wien; Köln; Weimar: Böhlau, 2006. 576 s.

Trampus, Antonio. Bäume und Stammbäume in der Neuzeit: Ein Forschungsthema am Beispiel des Österreichischen Küstenlandes // Adel im «langen» 18. Jahrhundert / Hg. v. Haug-Moritz, Gabriele, Hye, Hans Peter und Raffler Marlies. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2009. S. 31–42.

Weißmann, Karlheinz. Schwarze Fahnen, Runenzeichen: Die Entwicklung der politischen Symbolik der deutschen Rechten zwischen 1890 und 1945. Düsseldorf: Droste, 1991. 282 s.

Wilson, Jeffrey K. The German Forest: Nature, identity, and the contestation of a national symbol, 1871–1914. Toronto: University of Toronto Press, 2012. 326 p.

Winkler, Martina. Karel Kramár (1860–1937): Selbstbild, Fremdwahrnehmungen und Modernisierungsverständnis eines tschechischen Politikers. München: Oldenbourg, 2002. 413 s.

Wladika, Michael. Hitlers Vätergeneration. Die Ursprünge des Nationalsozialismus in der k.u.k. Monarchie. Wien; Köln; Weimar: Böhlau, 2005. 675 s.

Zajak, Peter. «Die tausendjährige Biene» als Mythos des Überlebens // Slowakische Kultur und Literatur im Selbst- und Fremdverständnis / Hg. v. Kliems, Alfrun. Stuttgart: Franz Steiner, 2005. S. 167–178.

Zechner, Johannes. Der deutsche Wald. Eine Ideengeschichte zwischen Poesie und Ideologie 1800–1945. Darmstadt: Philipp von Zabern, 2016. 446 s.

Zechner, Johannes. Politicized Timber: The German Forest and the Nature of the Nation 1800–1945 // The Brock Review. 2011. Vol. 11. Nr 2. P. 19–32.

Zechner, Johannes. Von «Waldvölkern» und «Wüstenvölkern». Nationalistische Naturinstrumentalisierungen in Kaiserreich und Weimarer Republik // Jahrbuch für Antisemitismusforschung. 2016. S. 37–69.

 

Метки: XIX век, Чехия, Германия, COMMENTARII / CТАТЬИ, национальный символ, символы, Австро-Венгрия, МЕДЯКОВ А. С.

  • Просмотров: 3