Пшеничный, Петр Владимирович. Изображения святых жен в составе русских композиций XIII–XVI веков с образами Богоматери и избранных святых

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Пшеничный, Петр Владимирович. Изображения святых жен в составе русских композиций XIII–XVI веков с образами Богоматери и избранных святых // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2024. № 1. С. 234-245. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.112

For citation: Пшеничный, Петр Владимирович. Изображения святых жен в составе русских композиций XIII–XVI веков с образами Богоматери и избранных святых, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2024. № 1. Pp. 234-245. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.112

Название статьи Изображения святых жен в составе русских композиций XIII–XVI веков с образами Богоматери и избранных святых
Авторы Пшеничный, Петр Владимирович — аспирант, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; Orc ID 0009-0004-3704-0046; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Miscellanea / Смесь
Год  2024 Номер журнала 1 Страницы 234-245
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 7.072.2; ББК 85.1 Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.112
Аннотация

В культуре древнерусских земель, как и всего православного мира, почитание Богоматери приобрело поистине широчайшие масштабы. В этой связи особого внимания заслуживают образы святых жен, которые довольно часто встречаются в контексте изображения Богоматери – либо как дополнительные фигуры, либо на обороте двусторонних икон. Однако тема почитания образа Богоматери и образов святых жен недостаточно исследована. Данная статья посвящена интерпретации образов святых жен в составе композиции избранных святых на полях икон, где в среднике представленобраз Богоматери. В иконографии этого типа икон интересующие нас образы являются ключевыми фигурами в общем иконографическом замысле произведений, связаны с почитанием Богоматери, призваны акцентировать некоторые грани богородичного культа. Речь идет о свойственных образам святых жен функциях заступничества, покровительства, учительства, которые сближают их с изображением в среднике. На примере памятников различных древнерусских центров предлагается новая трактовка функций их образов, которая, однако, не противоречит ранее устоявшимся в науке представлениям о либо сугубо утилитарных аспектах почитания, связанных с покровительством определенным граням повседневности, либо с патрональными функциям. Однако данные представления не могут объяснить всех особенностей культа святых жен. Эти особенности нашли отражение в иконографии конкретных произведений. Таким образом, предлагаемая в данной статье трактовка призвана дополнить наши представления о той роли, которую образы святых жен играют в культуре Древней Руси и, в частности, в композициях интересующего нас типа.

Ключевые слова

святые жены, древнерусское искусство, Богоматерь Умиление, св. Параскева, св. Анастасия, св. Екатерина, св. Фекла, святые, история культуры, искусство

Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Вахрина, Вера Ивановна. Иконы Ростова Великого. Москва: Северный паломник, 2006. 447 с.

Гусева, Эвелина Константиновна. О некоторых чтимых списках иконы Богоматери Владимирской // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов: Гос. музей-заповедник «Ростовский кремль», 1993. С. 4–8.

Колпакова, Галина Сергеевна. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007. 597 с.

Михельсон, Татьяна Николаевна. Живописный цикл Ферапонтова монастыря на тему Акафиста // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 22. Москва; Ленинград: Наука, 1966. С. 144–164.

Рыбаков, Александр Александрович. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. Москва: Галарт, 1995. 436 с.

Смирнова, Энгелина Сергеевна; Лаурина Вера Константиновна: Гордиенко, Элиса Алексеевна. Живопись Великого Новгорода. XV век. Москва: Наука, 1982. 575 с.

Смирнова, Энгелина Сергеевна. Московская икона XIV–XVII веков. Ленинград: Аврора, 1988. 320 с.

Смирнова, Энгелина Сергеевна. Иконы Северо-Восточной Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII – середина XV века. Москва: Северный паломник, 2004. 512 с.

Смирнова, Энгелина Сергеевна. Роспись подпружных арок собора Ферапонтова монастыря: Состав фигур и замысел // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: Сборник статей. Москва: Северный паломник, 2005. С. 219–228.

Сарабьянов, Владимир Дмитриевич; Смирнова, Энгелина Сергеевна. История древнерусской живописи. Москва: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. 752 с.

Шалина, Ирина Александровна. Икона Богоматери Умиления из Белозерска – новгородский памятник второй четверти XIII века // София. 2022. № 2. Великий Новгород, 2022. С. 12–18.

Этингоф, Ольга Евгеньевна. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI–XIII вв. Москва: Прогресс-Традиция, 2000. 312 с.

Macintosh, James. The Appeal and Reception of the Legend of Saint Eustace in Early Medieval England and Medieval Scandinavia: Dissertation. Fitzwilliam College. University of Cambridge. England, 2019. 297 p.

Temple, Richard. Icons. Divine Beauty. Chemaly&Chemaly. London, 2004. 224 p.

Walsh, Efthalia Makris. Wisdom as it manifested in the Theotokos and the Women Saints of the Byzantine era: Dissertation. Washington: American University, 1980. 109 p.

 

Метки: почитание святых, мученичество, MISCELLANEA / СМЕСЬ, исторические источники, XVI век, история церкви, XIV век, XV век, XIII век, история культуры, живопись, ПШЕНИЧНЫЙ П. В

  • Просмотров: 18