Ссылка для цитирования: Пшеничный, Петр Владимирович. Изображения святых жен в составе русских композиций XIII–XVI веков с образами Богоматери и избранных святых // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2024. № 1. С. 234-245. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.112
For citation: Пшеничный, Петр Владимирович. Изображения святых жен в составе русских композиций XIII–XVI веков с образами Богоматери и избранных святых, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2024. № 1. Pp. 234-245. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.112
Название статьи | Изображения святых жен в составе русских композиций XIII–XVI веков с образами Богоматери и избранных святых | ||||||||
Авторы | Пшеничный, Петр Владимирович — аспирант, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; Orc ID 0009-0004-3704-0046; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | Miscellanea / Смесь | ||||||||
Год | 2024 | Номер журнала | 1 | Страницы | 234-245 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 7.072.2; ББК 85.1 | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.112 | ||||
Аннотация |
В культуре древнерусских земель, как и всего православного мира, почитание Богоматери приобрело поистине широчайшие масштабы. В этой связи особого внимания заслуживают образы святых жен, которые довольно часто встречаются в контексте изображения Богоматери – либо как дополнительные фигуры, либо на обороте двусторонних икон. Однако тема почитания образа Богоматери и образов святых жен недостаточно исследована. Данная статья посвящена интерпретации образов святых жен в составе композиции избранных святых на полях икон, где в среднике представленобраз Богоматери. В иконографии этого типа икон интересующие нас образы являются ключевыми фигурами в общем иконографическом замысле произведений, связаны с почитанием Богоматери, призваны акцентировать некоторые грани богородичного культа. Речь идет о свойственных образам святых жен функциях заступничества, покровительства, учительства, которые сближают их с изображением в среднике. На примере памятников различных древнерусских центров предлагается новая трактовка функций их образов, которая, однако, не противоречит ранее устоявшимся в науке представлениям о либо сугубо утилитарных аспектах почитания, связанных с покровительством определенным граням повседневности, либо с патрональными функциям. Однако данные представления не могут объяснить всех особенностей культа святых жен. Эти особенности нашли отражение в иконографии конкретных произведений. Таким образом, предлагаемая в данной статье трактовка призвана дополнить наши представления о той роли, которую образы святых жен играют в культуре Древней Руси и, в частности, в композициях интересующего нас типа. |
||||||||
Ключевые слова |
святые жены, древнерусское искусство, Богоматерь Умиление, св. Параскева, св. Анастасия, св. Екатерина, св. Фекла, святые, история культуры, искусство |
||||||||
![]() |
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | ||||||
Список цитируемой литературы |
Вахрина, Вера Ивановна. Иконы Ростова Великого. Москва: Северный паломник, 2006. 447 с. Гусева, Эвелина Константиновна. О некоторых чтимых списках иконы Богоматери Владимирской // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов: Гос. музей-заповедник «Ростовский кремль», 1993. С. 4–8. Колпакова, Галина Сергеевна. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007. 597 с. Михельсон, Татьяна Николаевна. Живописный цикл Ферапонтова монастыря на тему Акафиста // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 22. Москва; Ленинград: Наука, 1966. С. 144–164. Рыбаков, Александр Александрович. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. Москва: Галарт, 1995. 436 с. Смирнова, Энгелина Сергеевна; Лаурина Вера Константиновна: Гордиенко, Элиса Алексеевна. Живопись Великого Новгорода. XV век. Москва: Наука, 1982. 575 с. Смирнова, Энгелина Сергеевна. Московская икона XIV–XVII веков. Ленинград: Аврора, 1988. 320 с. Смирнова, Энгелина Сергеевна. Иконы Северо-Восточной Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII – середина XV века. Москва: Северный паломник, 2004. 512 с. Смирнова, Энгелина Сергеевна. Роспись подпружных арок собора Ферапонтова монастыря: Состав фигур и замысел // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: Сборник статей. Москва: Северный паломник, 2005. С. 219–228. Сарабьянов, Владимир Дмитриевич; Смирнова, Энгелина Сергеевна. История древнерусской живописи. Москва: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. 752 с. Шалина, Ирина Александровна. Икона Богоматери Умиления из Белозерска – новгородский памятник второй четверти XIII века // София. 2022. № 2. Великий Новгород, 2022. С. 12–18. Этингоф, Ольга Евгеньевна. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI–XIII вв. Москва: Прогресс-Традиция, 2000. 312 с. Macintosh, James. The Appeal and Reception of the Legend of Saint Eustace in Early Medieval England and Medieval Scandinavia: Dissertation. Fitzwilliam College. University of Cambridge. England, 2019. 297 p. Temple, Richard. Icons. Divine Beauty. Chemaly&Chemaly. London, 2004. 224 p. Walsh, Efthalia Makris. Wisdom as it manifested in the Theotokos and the Women Saints of the Byzantine era: Dissertation. Washington: American University, 1980. 109 p. |
Метки: почитание святых, мученичество, MISCELLANEA / СМЕСЬ, исторические источники, XVI век, история церкви, XIV век, XV век, XIII век, история культуры, живопись, ПШЕНИЧНЫЙ П. В