Ссылка для цитирования: Василик, Владимир Владимирович. К типологии чуда самосокрушения идолов (Об одном эпизоде из Хроники Иоанна Никиусского) // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2024. № 1. С. 64–76. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.104
For citation: Vasilik, Vladimir Vladimirovich. About typology of the miracle of self destruction of idols, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2024. № 1. Pp. 64–76. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.104
Название статьи | К типологии чуда самосокрушения идолов (Об одном эпизоде из Хроники Иоанна Никиусского) | ||||||||
Авторы | Василик, Владимир Владимирович — доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государствнный университет, Санкт-Петербург, Россия; Сретенская Духовная Академия, Москва, Россия; Оrc ID 0000-0001-5051-8295, Researcher ID 55094231000, Scopus ID I-7437-2013; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | Fontes / Источники | ||||||||
Год | 2024 | Номер журнала | 1 | Страницы | 64–76 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 94; ББК 63.3(2)41–45 | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.104 | ||||
Аннотация |
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, научный проект № 22-18-00493 «Хроника Иоанна Никиусского». Статья посвящена чуду низвержения идолов в 79 главе Хроники Иоанна Никиусского, связанного с падением статуй Артемиды и Аполлона при входе малолетнего Феофила, будущего патриарха Александрийского (+412), в языческий храм в Мемфисе. Отроку Феофилу придаются черты Моисея и Христа одновременно, поскольку с одной стороны, как при приходе Христа в Египет, так и при его посещении храма, кумиры падают и разбиваются, а с другой стороны, Феофил, как Моисей, должен бежать от египтян-язычников. Рассказ о «самосокрушении» идолов имеет целый ряд параллелей в мученических житиях — Корнилия Сотника, Георгия Победоносца, Никиты Готского и других. Схема падения идолов однотипна: мученик делает вид, что готов принести жертву кумирам, вводится в храм, молится, после чего они падают. Эти рассказы могут базироваться на реальных случаях падения статуй во время землетрясений. Однако, в житиях отсутствует ряд деталей, важных, для повествования «Хроники Иоанна Никиусского». Непосредственную связь с 79 главой Иоанна Никиусского имеет Евангелие детства Христа — рассказ о том, что при приходе Святого Семейства в Египет рухнул идол, а также в так называемом Сказании Афродисиана. В Сказании повествуется о том, как в персидском царстве во время рождения Христа голоса из кумиров говорили о рождестве от Марии, а после явления звезды все кумиры падают, кроме статуи «Источника», становящейся прообразом Девы Марии. Это предание отразилось в кондаке Романа Сладкопевца «На избиение Вифлеемских младенцев», а также в Акафисте. В контексте Хроники Иоанна Никиусского и событий 391 г. — разгрома Серапеума, о котором также сообщает Хроника, и избиения христиан язычниками — выстраивается следующая символическая конструкция: приход Феофила во храм и падение кумиров, затем бегство в Никиу и в Александрию, резня в Серапеуме в 391 г. — уподобляются бегству Христа в Египет, сокрушению идолов, и избиению младенцев. Реальной основой для рассказа явилось так называемое чудо св. Спиридона Тримифунтского — падение идолов, произошедшее в 320 г., в год антиарианского собора, на котором мог присутствовать прославленный кипрский епископ. Позднейшая традиция соединила это событие с разрушением Серапеума. Это чудо могло быть перенесено на малолетнего Феофила, возможно, в связи с тем, что 320 г. мог быть годом его рождения. Здесь публикуется перевод 79 главы Хроники Иоанна Никиусского. |
||||||||
Ключевые слова | мученичество, жития, хроника, Эфиопия, Египет, Иоанн Никиусский, св. Феофил, Афанасий Александрийский, Спиридон Тримифунтский, самосокрушение идолов, апокрифические Евангелия, история церкви | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Бобров, Александр Григорьевич. Апокрифическое «Сказание Афродитиана» в литературе и книжности Древней Руси: Исследование и тексты. Санкт-Петербург, 1994. 168 с. Большаков, Олег Григорьевич. История халифата. T. II. Москва, Издательство Восточной литературы, 2002. 294 c. Василик, Владимир Владимирович; Копанева, Дина Дмитриевна. Образ Константина Великого в хронике Иоанна Никиусского // Мнемон. 2022. Т. 22. С. 325–341. Василик, Владимир Владимирович. Сведения о хане Кубрате в хронике Иоанна Никиусского в контексте миссионерской политики Византийской империи // Русин. 2023. № 4 (73). C. 5–24. Василик, Владимир Владимирович. Церковь и империя в византийских гимнографических памятниках. Санкт-Петербург: Алетейя, 2016. 672 с. Савельева, Дарья Игоревна. Египетский город Никиу в эфиопском синаксаре // Мнемон. 2022. Т. 22. № 1. С. 341–347. Tопоров, Владимир Николаевич. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Mосква: Гнозис, 1995. 875 с. Франкфорт, Генри; Франкфорт, Генриетта А.; Уилсон, Джон; Якобсен, Торкильд. В преддверии философии. Москва: Наука, 1984. 288 с. Французов, Сергей Алексеевич. Греко-византийские реалии в эфиопском тексте Хроники Иоанна Никиусского // Византия в контексте мировой культуры. Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2017. С. 326–330. Французов, Сергей Алексеевич. Хроника Иоанна Никиуского: некоторые особенности языка и содержания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2010. Т. 22. № 4. Серия III: Филология. С. 77–86. Booth, Philip. The Muslim Conquest of Egypt Reconsidered // Travaux et memoires (Constructing the Seventh Century). 2013. Vol. 17. P. 639–667. Bringel, Pauline. Une polemique religieuse a la cour perse: le De gestis in Perside. Histoire du texte, Edition critique et traduction: Diss. Paris, Sorbonne, 2007. Cruz-Urbe Enrico. Notes on the Coptic Cambyses Romance // Enchoria. 1986. Vol. 14. P. 51–56. Elagina, Daria. The textual tradition of the Chronicle of John of Nikiu: Towards the critical edition of the Ethiopic version. A dissertation for the degree of Doctor of Philosophy. Hamburg: Hamburg University, 2018. 230 p. Fiaccadori, Gianfranco. John of Nikiou // Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History. Thomas D., Roggema, B. Leiden: Brill, 2009. P. 209–218. Howard-Johnston, James. Witnesses to a World Crisis. Historians and Histories of the Middle East in the Seventh Century. Oxford: Oxford University Press, 2010. 960 p. Jansen Henry Lawrence. The Coptic Story of Cambyses’ Invasion of Egypt. A Critical Analysis of Its Literary Form and Its Historical Purpose. Oslo, 1950. Kannengiesser, Charles. Arius and Athanasius: Two Alexandrian Theologians. Michigan: Variorum Reprint, 1991. 330 p. Musurillo, Herbert. The acts of the Christian martyrs. Oxford: Clarendon Press, 1972. 380 p. Newman, John Henry. The Arians of the 4th сentury / An introd. and notes by R. Williams. Paris: Notre Dame, 2001. 503 p. Trypanis, Konstantine. Fourteen Byzantine Canticles. Wien: Osterreichische Akademie der Wissenschaften, 1968. 180 p. Walter, Сhristopher. Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. London, New York: Routledge, 2016. 317 p. Witakowski, Witold. Ethiopic Universal Chronology // Julius Africanus und die christliche Weltchronistik . Berlin: Walter de Gruyter, 2006. Р. 268–289. |
Метки: Источниковедение, мученичество, FONTES / ИСТОЧНИКИ, исторические источники, ВАСИЛИК В.В., история церкви