Василик, Владимир Владимирович. К типологии чуда самосокрушения идолов (Об одном эпизоде из Хроники Иоанна Никиусского)

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Василик, Владимир Владимирович. К типологии чуда самосокрушения идолов (Об одном эпизоде из Хроники Иоанна Никиусского) // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2024. № 1. С. 64–76. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.104

For citation: Vasilik, Vladimir Vladimirovich. About typology of the miracle of self destruction of idols, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2024. № 1. Pp. 64–76. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.104

Название статьи К типологии чуда самосокрушения идолов (Об одном эпизоде из Хроники Иоанна Никиусского)
Авторы Василик, Владимир Владимирович — доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государствнный университет, Санкт-Петербург, Россия; Сретенская Духовная Академия, Москва, Россия; Оrc ID 0000-0001-5051-8295, Researcher ID 55094231000, Scopus ID I-7437-2013; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Fontes / Источники
Год  2024 Номер журнала 1 Страницы 64–76
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 94; ББК 63.3(2)41–45 Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2024.104
Аннотация

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, научный проект № 22-18-00493 «Хроника Иоанна Никиусского».

Статья посвящена чуду низвержения идолов в 79 главе Хроники Иоанна Никиусского, связанного с падением статуй Артемиды и Аполлона при входе малолетнего Феофила, будущего патриарха Александрийского (+412), в языческий храм в Мемфисе. Отроку Феофилу придаются черты Моисея и Христа одновременно, поскольку с одной стороны, как при приходе Христа в Египет, так и при его посещении храма, кумиры падают и разбиваются, а с другой стороны, Феофил, как Моисей, должен бежать от египтян-язычников. Рассказ о «самосокрушении» идолов имеет целый ряд параллелей в мученических житиях — Корнилия Сотника, Георгия Победоносца, Никиты Готского и других. Схема падения идолов однотипна: мученик делает вид, что готов принести жертву кумирам, вводится в храм, молится, после чего они падают. Эти рассказы могут базироваться на реальных случаях падения статуй во время землетрясений. Однако, в житиях отсутствует ряд деталей, важных, для повествования «Хроники Иоанна Никиусского». Непосредственную связь с 79 главой Иоанна Никиусского имеет Евангелие детства Христа — рассказ о том, что при приходе Святого Семейства в Египет рухнул идол, а также в так называемом Сказании Афродисиана. В Сказании повествуется о том, как в персидском царстве во время рождения Христа голоса из кумиров говорили о рождестве от Марии, а после явления звезды все кумиры падают, кроме статуи «Источника», становящейся прообразом Девы Марии. Это предание отразилось в кондаке Романа Сладкопевца «На избиение Вифлеемских младенцев», а также в Акафисте. В контексте Хроники Иоанна Никиусского и событий 391 г. — разгрома Серапеума, о котором также сообщает Хроника, и избиения христиан язычниками — выстраивается следующая символическая конструкция: приход Феофила во храм и падение кумиров, затем бегство в Никиу и в Александрию, резня в Серапеуме в 391 г. — уподобляются бегству Христа в Египет, сокрушению идолов, и избиению младенцев. Реальной основой для рассказа явилось так называемое чудо св. Спиридона Тримифунтского — падение идолов, произошедшее в 320 г., в год антиарианского собора, на котором мог присутствовать прославленный кипрский епископ. Позднейшая традиция соединила это событие с разрушением Серапеума. Это чудо могло быть перенесено на малолетнего Феофила, возможно, в связи с тем, что 320 г. мог быть годом его рождения. Здесь публикуется перевод 79 главы Хроники Иоанна Никиусского.

Ключевые слова мученичество, жития, хроника, Эфиопия, Египет, Иоанн Никиусский, св. Феофил, Афанасий Александрийский, Спиридон Тримифунтский, самосокрушение идолов, апокрифические Евангелия, история церкви
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Бобров, Александр Григорьевич. Апокрифическое «Сказание Афродитиана» в литературе и книжности Древней Руси: Исследование и тексты. Санкт-Петербург, 1994. 168 с.

Большаков,  Олег  Григорьевич. История халифата. T. II. Москва, Издательство Восточной литературы, 2002. 294 c.

Василик, Владимир Владимирович; Копанева, Дина Дмитриевна. Образ Константина Великого в хронике Иоанна Никиусского // Мнемон. 2022. Т. 22. С. 325–341.

Василик, Владимир Владимирович. Сведения о хане Кубрате в хронике Иоанна Никиусского в контексте миссионерской политики Византийской империи // Русин. 2023. № 4 (73). C. 5–24.

Василик,  Владимир Владимирович. Церковь и империя в византийских гимнографических памятниках. Санкт-Петербург:  Алетейя, 2016. 672 с.

Савельева, Дарья Игоревна. Египетский город Никиу в эфиопском синаксаре // Мнемон. 2022. Т. 22. № 1. С. 341–347.

Tопоров, Владимир Николаевич. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Mосква: Гнозис, 1995. 875  с.

Франкфорт, Генри; Франкфорт,  Генриетта  А.; Уилсон, Джон; Якобсен,  Торкильд. В преддверии философии. Москва: Наука, 1984. 288 с.

Французов, Сергей Алексеевич. Греко-византийские реалии в эфиопском тексте Хроники Иоанна Никиусского // Византия в контексте мировой культуры. Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2017.  С. 326–330.

Французов, Сергей Алексеевич. Хроника Иоанна Никиуского: некоторые особенности языка и содержания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2010. Т. 22.  №  4. Серия III: Филология. С. 77–86.

Booth, Philip. The Muslim Conquest of Egypt Reconsidered // Travaux et memoires (Constructing the Seventh Century).  2013. Vol. 17. P. 639–667.

Bringel, Pauline. Une polemique religieuse a la cour perse: le De gestis in Perside. Histoire du texte, Edition critique et traduction: Diss. Paris, Sorbonne, 2007.

Cruz-Urbe Enrico. Notes on the Coptic Cambyses Romance // Enchoria. 1986. Vol. 14. P. 51–56.

Elagina, Daria. The textual tradition of the Chronicle of John of Nikiu: Towards the critical edition of the Ethiopic version. A dissertation for the degree of Doctor of Philosophy. Hamburg: Hamburg University, 2018. 230 p.

Fiaccadori, Gianfranco. John of Nikiou // Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History. Thomas D., Roggema, B.  Leiden: Brill, 2009. P. 209–218.

Howard-Johnston, James. Witnesses to a World Crisis. Historians and Histories of the Middle East in the Seventh Century. Oxford: Oxford University Press, 2010. 960 p.

Jansen Henry  Lawrence. The Coptic Story of Cambyses’ Invasion of Egypt. A Critical Analysis of Its Literary Form and Its Historical Purpose. Oslo, 1950.

Kannengiesser, Charles. Arius and Athanasius: Two Alexandrian Theologians.  Michigan: Variorum Reprint, 1991. 330 p.

Musurillo, Herbert. The acts of the Christian martyrs. Oxford: Clarendon Press, 1972. 380 p.

Newman, John Henry. The Arians of the 4th сentury / An introd. and notes by R. Williams. Paris: Notre Dame, 2001. 503 p.

Trypanis, Konstantine. Fourteen Byzantine Canticles. Wien: Osterreichische Akademie der Wissenschaften, 1968. 180 p.

Walter, Сhristopher. Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. London, New York: Routledge, 2016. 317 p.

Witakowski, Witold. Ethiopic Universal Chronology // Julius Africanus und die christliche Weltchronistik .  Berlin: Walter de Gruyter, 2006. Р. 268–289.

 

Метки: Источниковедение, мученичество, FONTES / ИСТОЧНИКИ, исторические источники, ВАСИЛИК В.В., история церкви

  • Просмотров: 40