Ссылка для цитирования: Широковских, Маргарита Сергеевна. Морфология и мифология ленинградского текстиля // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 2. С. 169-186. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.209
For citation: Shirokovskikh, Margarita Sergeevna. Morphology and mythology of Leningrad textiles, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 2. Pp. 169-186. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.209
Название статьи | Морфология и мифология ленинградского текстиля | ||||||||
Авторы |
Широковских, Маргарита Сергеевна — кандидат искусствоведения, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, Orc ID 0000-0003-4314-9756; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
||||||||
В рубрике | Miscellanea / Смесь | ||||||||
Год | 2023 | Номер журнала | 2 | Страницы | 169-186 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 745/749; ББК 71.1 | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/spbu19.2003.210 | ||||
Аннотация |
Исследование выполнено в рамках гранта Российского научного фонда, проект № 23-18-00419 «Предприятия художественной промышленности Ленинграда 1940–1960-х гг. и их роль в формировании жизненной среды». В статье изложены результаты изучения ленинградского художественного текстиля, созданного в 1960–1990-х гг. Основными видами текстиля в рассматриваемый период в Ленинграде были набивные и ремизные ткани промышленного производства, текстильная галантерея (платки, шарфы, косынки), декоративные панно, занавесы, гобелены. Развитие текстильной промышленности города происходило в тесной взаимосвязи с развитием художественно-промышленной школы. Несмотря на то, что в указанный период в Ленинграде активно развивалось такое направление, как гобелен, автор исследования обращается к анализу как эталонных, так и промышленных образцов, представленных набивными и ремизными тканями, галантереей. Уникальный и промышленный текстиль развивались с разной степенью интенсивности, при этом ткани и платки остаются наименее исследованной областью дизайнерской практики. Платочные рисунки и платки в большинстве случаев использовались для пополнения ряда сувенирной продукции. Исследователь приводит данные об основных промышленных предприятиях, где производили текстиль, отмечает неразрывную связь промышленности с ленинградской школой текстиля, центром которой была кафедра в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. Успешным для развития искусства гобелена оказался оказался опыт стажировок в Чехословакию, Венгрию, Латвийскую ССР. Опыт знакомства с современной европейской шпалерой сформировал в свое время Ленинграде два основных направления: традиционное и рельефно-пластическое. В каждом из них были созданы выдающиеся произведения. В статье представлена информация о гобеленах и занавесах, выполненных в ленинградском Комбинате декоративно-прикладного искусства и Научно-исследовательских экспериментальных мастерских, отмечены масштабность и профессиональный уровень произведений, перечислены выдающиеся художники, активно работавшие в системе «госзаказа» |
||||||||
Ключевые слова | платок, батик, ленинградская школа текстиля, гобелен, текстильные фабрики Ленинграда, набивные ткани, образ города в декоративном искусстве, декоративно-прикладное искусство | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Бещева, Нина Игоревна. Гобелен в общественных интерьерах России 1970–1990-х годов. На примере московской и петербургской школ: Диссертация ... кандидата искусствоведения. Москва: [Б. и.], 2004. 420 с. Габриэль, Галина Николаевна; Софьина, Клара Федоровна. Выставка ленинградского текстиля // Советское декоративное искусство. 1983. № 7. С. 247–251. Жоголь, Людмила Евгеньевна. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий. Киев: Будiвельник, 1978. 104 с. Ковалева, Наталия Ивановна. От «памятного платка» к текстильному сувениру: Сюжетные и тематические платки в собрании Русского музея // Платки и шали в России XVIII – начала XXI века в собрании Русского музея: Материалы и исследования. Санкт-Петербург: Русский музей, 2018. С. 172–188. Ковалева, Наталия Ивановна; Сорокина, Марина Aлександровна. Платки и шали в России XVIII–XXI веков из собрания Русского музея. Санкт-Петербург: Palace Editions, 2018. 295 с. Коваль, Роза Михайловна. Ленинградский текстиль // Декоративное искусство СССР. 1974. № 9. С. 15–19. Коваль, Роза Михайловна. Современная ленинградская шпалера // Декоративное искусство СССР. 1971. № 2. С. 40–43. Крамаренко, Людмила Георгиевна. Декоративное искусство России XX века: К проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды: Автореферат диссертации … кандидата искусствоведения. Москва: [Б. и.], 2005. 57 с. Куракова, Надежда Витальевна. Ленинградский авторский гобелен в пространстве общественного интерьера // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. № 2 (27). С. 145–149. Куракова, Надежда Витальевна. О елагиноостровской выставке гобеленов Бориса Мигаля // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. № 3 (28). С. 159–163. Куракова, Надежда Витальевна. Роль и значение ЛВХПУ им. В. И. Мухиной в истории становления и развития ленинградского авторского гобелена // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. № 1 (63). С. 155–160. Липлавская М.; Серебренникова Ф. Текстильная и легкая промышленность СССР на зарубежных выставках и ярмарках 1960 года Москва: [Б. и.], 1961. 87 с. Мирзоян, Светлана Вагаршаковна. Ленинградское высшее художественно-промышленное училище // Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 2 (27). С. 152–156. Савицкая, Варвара Иосифовна. Гобелен и пространство // Декоративное искусство СССР. 1975. № 3. С. 6–9 Стриженова, Татьяна Константиновна. Созвучие времени: Борис Мигаль // Советское декоративное искусство. 1984. № 7. С. 112–122. Уваров, Виктор Дмитриевич. Авторская таписсерия в контексте мирового художественного процесса: Диссертация ... доктора искусствоведения Москва: [Б. и.], 2000. 414 с. |
Метки: MISCELLANEA / СМЕСЬ, исторические источники, вещь в истории, советское декоративное искусство, история культуры, искусство, ШИРОКОВСКИХ М. С., декоративно-прикладное искусство