Ссылка для цитирования: Сапанжа, Ольга Сергеевна. Морфология вещного мира конца 1940-х – середины 1960-х годов и «план камерной пропаганды» в произведениях предприятий художественной промышленности Ленинграда // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 2. С. 149-168. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.208
For citation: Sapanzha, Olga Sergeevna. The morphology of the material world and the «plan of chamber propaganda» in the products of the Leningrad art industry factory of the 1940s–1960s, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 2. Pp. 149-168. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.208
Название статьи | Морфология вещного мира конца 1940-х – середины 1960-х годов и «план камерной пропаганды» в произведениях предприятий художественной промышленности Ленинграда | ||||||||
Авторы |
Сапанжа, Ольга Сергеевна — доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой искусствоведения и педагогики искусства, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия, Orc ID 0000-0001-7874-2539; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
||||||||
В рубрике | Miscellanea / Смесь | ||||||||
Год | 2023 | Номер журнала | 2 | Страницы | 149-168 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 747.012+94; ББК 71.1 | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/spbu19.2003.208 | ||||
Аннотация |
Исследование выполнено в рамках гранта Российского научного фонда, проект № 23-18-00419 «Предприятия художественной промышленности Ленинграда 1940–1960-х гг. и их роль в формировании жизненной среды». В статье представлена морфология пространства вещного мира советской культуры 1950–1960-х гг. на примере продукции предприятий художественной промышленности Ленинграда. Под вещным миром понимается совокупность бытовых предметов, имеющих, помимо утилитарного назначения, символическое содержание и выступающих в качестве культурных знаков. В качестве трех факторов, влияющих на структуру вещного мира выделяются идеологический, технологический и стилевой. Первый связан с системой идеологических координат, второй с общими тенденциями развития промышленного общества, третий — с развитием визуальных доминант жизненной среды. Перечисленные компоненты определили морфологию новой вещественности как феномена культуры, которая включала на внутреннем уровне три компонента — содержание, технологию и эстетику. Внешнюю морфологию определяло буквальное назначение конкретного предмета вещного мира, представляющее структуру вещного мира как совокупность художественных, художественно-утилитарных и утилитарных предметов. Каждый из перечисленных уровней рассмотрен на примере произведений предприятий художественной промышленности — Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова, Ленинградского завода фарфоровых изделий (художественные вещи), завода «Ленинградский эмальер» (художественно-утилитарные вещи), Завода имени «Комсомольской правды» и Завода эмалированной посуды № 1 (утилитарные вещи). Взятые вместе они представляют пространство реализации концепции камерной пропаганды — трансляции значимых идей, образов, сюжетов в тиражных произведениях массового спроса, имеющих в своей основе элемент художественности. Производственный масштаб предприятий художественной промышленности обеспечивал максимальное включение предметов в пространство обыденного, а этап профессиональной разработки технической эстетики предметов гарантировал высокий уровень представления значимых идей и сюжетов. |
||||||||
Ключевые слова | повседневная культура, вещный мир, предприятия художественной промышленности Ленинграда, монументальная пропаганда, камерная пропаганда | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Бранденбергер, Дэвид. «Репрессированная» память? Кампания против ленинградской трактовки блокады в сталинском СССР, 1949–1952 гг. (На примере обороны Ленинграда) // Новейшая история России. 2016. № 3. С. 175–176. Иванова, Екатерина Вячеславовна; Сапанжа, Ольга Сергеевна; Баландина, Наталья Александровна. Искусство — в быт: Интерьерная пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий. Москва: БуксМАрт, 2021. 139 с. Лукьяненко, Егор Вячеславович. Советский агитационный фарфор: Идеология vs искусство// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2022. № 7. С. 86–97. DOI 10.28995/2686-7249-2022-7-86-97 Петрова, Наталия Сергеевна. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1944–2004: В 2 т. Санкт-Петербург: Глобал Вью, 2006–2007. Т. 1. 2006. 719 с.; Т. 2. 2007. 895 с. Русанова, Ольга Борисовна. Раздумья о красоте и вкусе. Москва: Издательство «Знание», 1962. 168 с. Руцинская, Ирина Ильинична. Иконография Сталина: Репрезентация власти в советском искусстве 1930–1950-х годов. Москва: БуксМАрт, 2021. 192 с. Советское искусство на переломе: От 1960-х к 1980-м: К 60-летию выставки «30 лет МОСХ» в московском «Манеже»: По материалам научной конференции 2–3 июня 2022 года. Москва: Российская Академия художеств, 2022. 324 с. Тихомирова, Марина Александровна. Улучшить художественное качество бытовых вещей // Художник-оформитель: Сборник статей. Ленинград: Художник РСФСР, 1962. С. 43–47 Тоффлер, Элвин. Третья волна. Москва: ACT, 1999. 784 с. Туровская, Майя Иосифовна. Blow Up, или Герои безгеройного времени. Москва: МИК, 2003. 286 с. Чупринин, Сергей Иванович. Оттепель: События. Март 1953 – август 1968 года. Москва: Новое литературное обозрение, 2020. 1192 с. Юрчак, Алексей Владимирович. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. Москва: Новое литературное обозрение, 2019. 604 с. Bonnell, Victoria. Iconography of power: Soviet political posters under Lenin and Stalin. Los Angeles: University of California Press, Berkeley, 1998. 385 p. Plamper, Jan. The Stalin cult: A study in the alchemy of power. Yale: Yale University Press, 2012. 352 p. Zubok, Vladislav Martinovich. A failed Empire: The Soviet Union in the Cold War from Stalin to Gorbachev. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2007. 453 p. |
Метки: история повседневности, MISCELLANEA / СМЕСЬ, исторические источники, вещь в истории, повседневная культура, советская культура, советское декоративное искусство, история культуры, декоративно-прикладное искусство