Сукина, Людмила Борисовна. Святые, приплывшие из-за моря: «Немецкая» модель юродства в средневековой Руси

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Сукина, Людмила Борисовна. Святые, приплывшие из-за моря: «Немецкая» модель юродства в средневековой Руси // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 1. С. 3-16. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.101

For citation: Sukina, Liudmila Borisovna. Saints who sailed from the sea: «German» model of foolishness in Old Russia, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023. № 1. Pp. 3-16. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.101

Название статьи Святые, приплывшие из-за моря: «Немецкая» модель юродства в средневековой Руси 
Авторы Сукина, Людмила Борисовна — доктор исторических наук, доцент, Институт программных систем им. А. К. Айламазяна, Российская академия наук, Переславль-Залесский, Россия, Orc ID 00000001-7692-2085, Scopus ID 57360465100, Researcher ID AAQ-4290-2021, SPIN-код 4017-0885, Autor ID 76952; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
В рубрике Commentarii / Статьи
Год  2023 Номер журнала 1 Страницы 3-16
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 94; ББК 63.3(2)42-45 Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.101
Аннотация

В статье предпринимается попытка выдвинуть и обосновать гипотезу об использовании при формировании культа некоторых святых-юродивых русской Церкви особой модели данного подвига, заимствованной не из восточной, а из западной средневековой религиозной культуры. Некоторые жития русских юродивых заметно выпадают из восточнохристианской традиции, с которой старая и современная историография связывает их агиографию. Несмотря на почитание на Руси византийских салосов, в ее религиозной жизни практики юродства долгое время занимали маргинальное положение. В процессе становления и развития «национального» культа юродивых в Московском государстве одним из вариантов объяснения того, откуда появились такие подвижники, было их иноземное происхождение. В статье эта проблема рассматривается на материале агиографии Исидора Ростовского и Прокопия Устюжского. В их житиях можно выделить общую для них и необычную для русской агиографии топику. Оба святых неоднократно называются в текстах житий иноземцами, ранее жившими в Западных странах, «немецкой земле». Оба нашли в православной вере свое «духовное отечество» и отказались от «латинства». В житиях каждого из них в качестве основной религиозной практики эксплицировано «юродство». Но это не «похабство» восточнохристианских салосов, а близкое к модели поведения святых западного Средневековья стремление к уединению и странничеству. В обоих житиях присутствует мотив моря. Основываясь на приведенных в статье наблюдениях и аргументах, можно предположить, что составители житий, создавая неизвестный до этого русской книжности образ юродивого-иноземца, ориентировались на агиографические тексты не только греко-византийского, но и западноевропейского происхождения, часть из которых была доступна в славянских переводах. Насыщенность текстов новгородскими сюжетными деталями указывает, что местом конструирования этой новой для Руси модели святости мог быть Новгород, имевший давние и обширные культурные связи как с поствизантийским миром, так и со странами Балтийского региона. 

Ключевые слова средневековая Русь, история святости, жития святых, юродство, юродивые-иноземцы, межкультурная коммуникация, диалогизм, историческая память
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы  

Будовниц, Исаак Уриелевич. Юродивые Древней Руси // Вопросы истории религии и атеизма. Москва: Наука, 1964. Т. 12. С. 170–195.

Власов, Андрей Николаевич. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2010. 640 с.

Гладкова, Олеся Владимировна. Агиографический канон и «западная тема» в «Житии Исидора Твер­дислова, Ростовского Юродивого» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 2 (4). С. 81–88.

Гладкова, Олеся Владимировна. Древнерусский святой, пришедший с Запада (О малоизученном «Житии Исидора Твердислова, ростовского юродивого») // Древнерусская литература: Тема Запада в XIII–XV вв. и повествовательное творчество / Отв. ред. Гладкова, Олеся Владимировна. Москва: Азбуковник, 2002. С. 167–210.

Городилин, Сергей Владимирович. Между «немечьскою землею» и Ростовом: исторические реа­лии в Житии Исидора Твердислова // Slověne. 2018. Vol. 7. № 2. С. 414–450. DOI 10.31168/2305- 6754.2018.7.2.16

Дмитриев, Лев Александрович. Жанр севернорусских житий // Труды Отдела древнерусской литера­туры. Ленинград: Наука, 1972. Т. 27. С. 181–202.

Иванов, Сергей Аркадьевич. Византийское юродство. Москва: Международные отношения, 1994. 192 с.

Иванов, Сергей Аркадьевич. Блаженные похабы. Культурная история юродства. Москва: Языки сла­вянских культур, 2005. 448 с.

Исидорова, Зоя Николаевна. О редакциях жития св. Исидора Твердислова // Опыты по источникове­дению. Древнерусская книжность. Санкт-Петербург: Наука, 2001. Вып. 4. С. 96–110.

Матхаузерова, Светла. Прокопий Сазавский и Прокопий Устюжский. К одной параллели в истори­ческой повествовательной литературе // Труды Отдела древнерусской литературы. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2006. Т. 57. С. 161–165.

Молдован, Александр Михайлович. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности. Москва: Азбуковник, 2000. 759 с.

Мюллер, Людольф. Рассказ об Исаакии и сказание «что ради зовется Печерский монастырь» // Труды Отдела древнерусской литературы. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2003. Т. 54. С. 66–69.

Панченко, Александр Михайлович. Смех как зрелище // Лихачев, Дмитрий Сергеевич; Панченко, Алек­сандр Михайлович; Понырко, Наталья Владимировна. Смех в Древней Руси. Ленинград: Наука, 1984. С. 72–110.

Панченко, Александр Михайлович. Юродивые на Руси // Панченко, Александр Михайлович. Русская история и культура: Работы разных лет. Санкт-Петербург: Юна, 1999. С. 392–407.

Туминская, Ольга Анатольевна. Блаженные и юродивые в истории, житии и изобразительном искус­стве. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 207 с.

Туминская, Ольга Анатольевна. Блаженные и юродивые в русской иконе XVI–XIX веков. Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 203 с.

Уколова, Виктория Ивановна. Первый средневековый энциклопедист // Вопросы истории. 1983. № 6. С. 185–188.

Успенский, Борис Андреевич. Антиповедение в культуре Древней Руси // Успенский, Борис Андреевич. Избранные труды. Москва: Школа «Языки русской культуры», 1994. Т. 1. С. 320–332.

Юрганов, Андрей Львович. Убить беса. Путь от Средневековья к Новому времени. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2006. 433 с.

Юрков, Сергей Евгеньевич. Под знаком гротеска: Антиповедение в русской культуре (XI – начало XX вв.). Санкт-Петербург: Летний сад, 2003. 210 с.

Ivanov, Sergey. Holy Fools in Byzantium and Beyond. Oxford: Oxford University Press, 2006. 479 p.

Метки: Религиоведение, почитание святых, историческая память, XVI век, средневековая Русь, COMMENTARII / CТАТЬИ, XVII век, XV век, пути межкультурной коммуникации, агиография, СУКИНА Л. Б.

  • Просмотров: 115