Клюшина, Елена Витальевна. Конструируя историю искусства: Cовременные кураторские стратегии в исследовании символизма стран Балтии

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Клюшина, Елена Витальевна. Конструируя историю искусства: Cовременные кураторские стратегии в исследовании символизма стран Балтии // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. С. 236-247. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.216

For citation: Klyushina, Elena Vitalievna. Constructing art history: Contemporary curatorial strategies in studying symbolism of the Baltic states, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. Pp. 236-247. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.216

Название статьи Конструируя историю искусства: Cовременные кураторские стратегии в исследовании символизма стран Балтии
Авторы Клюшина, Елена Витальевна – кандидат искусствоведения, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Orc ID 0000-0002-0006-5010, Researcher ID N-1715-2015, Scopus ID 57195929242; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Recensiones / Рецензии
Год  2022 Номер журнала 2 Страницы 236-247
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 7.036.45; ББК 85.101.15 Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.216
Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу кураторских стратегий, использованных в рамках международного выставочного проекта «Дикие души. Символика в странах Балтии», успешно реализованного под руководством Родольфа Рапетти в 2018–2021 гг. на базе Музея Орсе в Париже, Художественного музея Kumu в Таллинне, Национальной художественной галереи в Вильнюсе и Латвийского национального художественного музея в Риге. Выявление оригинальности кураторского нарратива способствует определению актуальных исследовательских направлений в изучении визуальной культуры стран Балтии XIX–XX вв. Реализованный проект обладает мощным потенциалом для осуществления дальнейшего пересмотра конвенциональных представлений о генезисе и развитии искусства символизма в Эстонии, Латвии и Литве. Он также способствует формированию и широкому применению методологических подходов, которые ранее не применялись в отношении искусства указанных стран. Для понимания новизны избранных стратегий осуществляется анализ историографии искусства стран Балтии в период с 1940-х по 1980-е гг. Поворотным пунктом в истории изучения культуры конца XIX – начала XX вв. называется третья конференция искусствоведов балтийских республик в 1990 г., на которой Борис Берштейн призывает занять метапозицию и использовать метаязык при конструировании «внутреннего» описания национальной культуры. По мнению автора настоящей статьи, такой метапозицией, способной обобщить накопленные знания и предложить новый взгляд на развитие визуальной культуры, становится выставка «Дикие души. Символизм в странах Балтии». Используя универсальные подходы к изучению символизма, Родольф Рапетти вместе с коллегами из Эстонии, Латвии и Литвы демонстрирует трансрегиональную общность художественных явлений, имевших место в этих странах, а также убедительно доказывает включенность мастеров балтийских стран в общеевропейский художественный процесс рубежа XIX–XX вв.

Ключевые слова символизм, ар-нуво, кураторство, искусство Латвии, искусство Эстонии, искусство Литвы, страны Балтии, Борис Бернштейн, Родольф Рапетти, «Дикие души»
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Helme, Sirje. Conflicts and adaptions: How to display the art of the Soviet period // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2020. Вып. 10. С. 676–681. 

Rapetti, Rodolphe. Le Symbolisme. Paris: Flammarion, 2005. 320 p.

Rapetti, Rodolphe; Cachin, Françoise. L’art du XIXe siècle 1850–1905. Paris: Citadelles, 1990. 630 p.

Эстонское и эстонское советское искусство: Сборник статей / Пер. с эстонского; Сост. Инге Тедер. Таллин: Периодика, 1989. 119 c.

Гросмане, Элита. Развитие истории искусства в Латвии. Проблемы и решения // Art history in the Middle and East Europe. Process, personalities, methodologies. 2011. № 7. C. 137–143. 

Искусство Прибалтики: Статьи и исследования. Таллин: Издательство «Кунст», 1981. 352 с.

Клявиньш, Эдуардас. История искусств в Латвии с точки зрения методологии // Art history in the Middle and East Europe. Process, personalities, methodologies. 2011. № 7. С. 188–195.

Костина, Елена Михайловна. Искусство Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литвы, Грузии, Армении, Азербайджана конца XIX – начала XX века // Всеобщая история искусств. Т. 6. Кн. 2. Москва: Искусство, 1966. С. 76–86. 

Крастиньш, Янис Албертович. Стиль модерн в архитектуре Риги. Москва: Стройиздат, 1988. 272 с.

Циелава, Скайдрите Яновна. Искусство Латвии. Ленинград: Искусство, 1979. (Очерки истории и теории изобразительного искусства). 308 с.

 

Метки: историография, Прибалтика, RECENSIONES / РЕЦЕНЗИИ, XX век, история культуры, региональные исследования, искусство, Эстония, пути межкультурной коммуникации, КЛЮШИНА Е. В., Латвия

  • Просмотров: 109