Шевченко, Кирилл Владимирович; Казак, Олег Геннадьевич. Новаторское исследование истории становления белорусского и украинского языков

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Шевченко, Кирилл Владимирович; Казак, Олег Геннадьевич. Новаторское исследование истории становления белорусского и украинского языков // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. С. 228-235. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.215

For citation: Shevchenko, Kirill Vladimirovich; Kazak, Oleg Gennadyevich. An innovative study of the history of the formation of the Belarusian and Ukrainian languages, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 2. Pp. 228-235. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.215

Название статьи Новаторское исследование истории становления белорусского и украинского языков
Авторы Шевченко, Кирилл Владимирович – доктор исторических наук, профессор, Российский государственный социальный университет (филиал в Минске), Минск, Беларусь, Orc ID 0000-0002-9702-9883, SPIN-code 8763-8690, Author ID 766199; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;
Казак, Олег Геннадьевич – кандидат исторических наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Минск, Беларусь, Orc ID 0000-0003-3859-8071, Scopus ID 57212406931, SPIN-код 8124-9415, Author ID 1085977; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Recensiones / Рецензии
Год  2022 Номер журнала 2 Страницы 228-235
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 94; ББК 63.3(0) Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.215 
Аннотация

В статье представлен сборник очерков «“Родное слово”: Белорусский и украинский языки в школе: (Очерки истории массового образования середины XIX – середины XX века)». Книга посвящена организации образования на белорусских и украинских землях, которые на протяжении середины XIX – середины XX вв. входили в состав различных государств: Российской империи, Австро-Венгрии, СССР, Второй Речи Посполитой. Авторы очерков – историки и филологи из России, Беларуси, Украины – с новых теоретических и методологических позиций рассматривают национально-культурную политику властей в отношении белорусов и украинцев. Ученые отмечают, что конкретные проявления образовательной политики зависели от сложного комплекса взаимосвязанных факторов, таких как: представление властных и интеллектуальных элит об этнической природе населения того или иного региона; необходимость борьбы с нежелательными проявлениями культурного влияния, например, польским влиянием в белорусских губерниях Российской империи; активность представителей национальных движений; реакция жителей белорусских и украинских земель на применявшиеся образовательные практики. Многие материалы, в том числе архивные документы,
впервые вводятся в научный оборот. Авторы рецензии предлагают обратить более пристальное внимание на ряд сюжетов и явлений, которые помогут лучше понять внутрение процессы в исследуемых регионах. Например, они отмечают излишнее упрощение представлений об идейном течении западнорусизма и этноконфессиональной природе жителей белорусских губерний Российской империи, отсутствие анализа деятельности представителей русофильского течения национально-культурной жизни Галиции, недостаточное внимание к населению российско-белорусского и российско-украинского пограничья периода советской коренизации. В целом, следует отметить высокий методический уровень всех очерков, обращение к неизвестным и малоизвестным в современной историографии документам. Статьи рецензируемого сборника могут придать импульс дальнейшим исследованиям различных аспектов национально-культурной жизни народов Восточной Европы.

Ключевые слова историография, образование, белорусский язык, украинский язык, образовательная политика
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы Дроздов, Константин Сергеевич. Политика украинизации в Центральном Черноземье, 1923–1933 гг. Москва: Институт российской истории Российской академии наук; Центр гуманитарных инициатив, 2016. 487 с.

Киселев, Александр Александрович. Правая печать и белорусский язык: pro et contra // Беларуская думка. 2017. № 1. С. 97–103.

Клопова, Мария Эдуардовна. Русины, русские, украинцы. Национальные движения восточнославян­ского населения Галиции в XIX – начале ХХ века. Москва: Индрик, 2016. 280 с.

«Родное слово». Белорусский и украинский языки в школе (очерки истории массового образования, середина XIX — середина XX века) / И. И. Баринов, Е. Ю. Борисенок, И. О. Гапоненко, и др. Москва: Институт славяноведения РАН; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2021. 424 с.

Шевченко, Кирилл Владимирович. Языковая борьба в Восточной Галиции в XIX веке в оценках галицко-русских общественных деятелей // Язык и идентичность. Язык, литература и славянские идентичности в XVIII – XXI веках. Белград: Институт политических исследований, 2020. С. 130–157.

 

Метки: историография, история образования, RECENSIONES / РЕЦЕНЗИИ, XX век, история культуры, региональные исследования, ШЕВЧЕНКО К. В., КАЗАК О. Г.

  • Просмотров: 111