Михайлова, Алена Алексеевна. Черно-белые воспоминания о Старой Сербии: К информативной ценности архивных фотографий начала XX века

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Михайлова, Алена Алексеевна. Черно-белые воспоминания о Старой Сербии: К информативной ценности архивных фотографий начала XX века // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 1. С. 193-210. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.110

For citation: Mikhaylova, Alena Alekseevna. Black and white memories of Old Serbia: To the informative value of archival photographs of the early XX century, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 1. Pp. 193-210. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.110

Название статьи Черно-белые воспоминания о Старой Сербии: К информативной ценности архивных фотографий начала XX века 
Авторы Михайлова, Алена Алексеевна — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Российский этнографический музей, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., OrcID0000-0001-7457-2309 
В рубрике Miscellanea / Miscellanea
Год  2020 Номер журнала  1 Страницы  193-210
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК 069+ 94(497.1);  79.1+ 63.3(4Юго.Сер)  Индекс DOI  https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.110
Аннотация Статья представляет собой своего рода поиск стратегии, позволяющей актуализировать, анализировать и интерпретировать архивные фотографии с образами средневековой храмовой архитектуры с территории, на которой сошлись цивилизации Востока и Запада. В качестве основного источника взята коллекция снимков из Косовского и Битольского вилайетов Османской империи, приобретенных в 1914 г. известным лингвистом Э. А. Вольтером (1856–1941) в г. Скопье для Этнографического отдела Русского музея императора Александра III. Сопоставляя изображения между собой и с другими подобными фотографическими памятниками начала XX в., автор отмечает, что тематика большинства из них отсылает к XIV в. — эпохе правления сербской династии Неманичей. Снимки, таким образом, визуализируют феномен Старой Сербии, понимаемый как фольклорно-идеологический конструкт, ставший частью национальной программы Королевства Сербии в XIX в. На примере трех фотографических сюжетов прослеживается историческая судьба этого наследия, его феноменология, семантика, а также выявляются его роль и значение в современном сербском обществе. Делаются выводы о глубокой связи храмового наследия с национальным мифом, сербской идентичностью и ее репрезентацией. Затрагивается проблема межэтнических противоречий. Интерпретация фотографий осуществляется путем их соотнесения с фольклорными и нарративными источниками в рамках комплексного подхода. Результаты проделанного анализа позволяют говорить о том, что материалы коллекции существенно способствуют осмыслению целого ряда вопросов как исторического, так и этнологического порядка, в том числе ― глобальных проблем современности, в частности, проблемы сохранения мирового культурного наследия. 
Ключевые слова наследие, храмовая архитектура, межэтнические отношения, визуальные источники, Балканы, идентичность, этничность 
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Амфитеатров, Александр Валентинович. Страна раздора. Балканские впечатления. Санкт-Петербург: Изд. И. В. Райской, 1903. 252 с.

Бандић, Душан. Тајни живот косовског мита // Зборник Етнографског музеја у Београду: 1901–2001. Београд: Етнографски музеј, 2001. С. 461–466.

Башмаков, Александр Александрович. Болгария и Македония. Санкт-Петербург: «Слово», 1903. 386 с.

Башмаков, Александр Александрович. Через Черногорию в страну диких гегов. Санкт-Петербург: «Русско-Французская» тип., 1913. 132 с.

Бормане, Д. Э. Смысловое значение этнопространства: Наследие в действии // Региональная научно-практическая конференция «Человек и среда его обитания»: Тезисы докладов. Ленинград: [б. и.], 1989. С. 46–47.

Водовозов, Василий Васильевич. По сербской Македонии: Путевые заметки. Петроград: «Общественная польза», 1916. 47 с.

Воззвание обители святого Иоанна Златоустого на горе Афоне о пожертвовании на возобновление Свято-Троицкой Высоко-Дечанской лавры в Старой Сербии. Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1907–1908. 2 с.

Гильфердинг, Александр Федорович. Босния, Герцеговина и Старая Сербия. Т. 3. Санкт-Петербург: Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1873. 541 с.

Дуглас, П. По Македонии: Путевые очерки // Русcкий вестник. 1902. № 8. С. 209–223.

Дурново, Николай Николаевич. Имеют ли болгары исторические права на Македонию, Фракию и старую Сербию? Москва: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1895. 86 с.

Иванова, Анна Александровна. Концепция культурного ландшафта как методологический принцип организации комплексных полевых исследований // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Москва, 2002. С. 6–13.

Колекција јесен/зима 1867: Српска колекција из Руског етнографског музеја у Санкт Петербургу. Београд: Етнографски музеј, 2005. 110 с.

Кондаков, Никодим Павлович. Македония: Археологическое путешествие. Санкт-Петербург: Отделение рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук, 1909. 308 с.

Кораблев, Василий Николаевич. События в Македонии и Старой Сербии. Санкт-Петербург: Тип. В. Д. Смирнова, 1903. 20 с.

Корнаков, Димитар. Македонски манастири. Скопје: Матица Mакедонска, 2005. 240 с.

Мазур, Людмила Николаевна. Визуализация истории: новый поворот в развитии исторического познания // Quaestio Rossica. 2015. № 3. С. 161–178.

Македонските колекции од фондовите на Рускиот Етнографски Музеj. Скопjе: Музеj на град Скопjе, 2003. 86 с.

Марковић, Миодраг. Свети Никита код Скопља — задужбина краља Милутина. Београд: Службени гласник, 2015. 375 с.

Мартовски погром на Косову и Метохији: 17–19. март 2004. године: С кратким прегледом уништеног и угроженог хришћанског културног наслеђа. Београд: Министарство културе Републике Србије: Музеј у Приштини (са измештеним седиштем), 2004. 120 c.

Мартынова, Марина Юрьевна. Проблема Косово: Этнический фактор // Конфликт в Косово и международная безопасность. Москва, 2009. С. 93–156.

Милюков, Павел Николаевич. Сербо-болгарские отношения по македонскому вопросу // Русское богатство. 1899. № 5. С. 52–83; № 6. С. 425–436.

Милюков, Павел Николаевич. Средневековый уголок в современной Европе. (Из поездки в Старую Сербию) // Журнал для всех. 1902. Год VII. № 3–5. С. 329–588.

Михајлова, Аљона Алексејевна. Монохромни облици Старе Србије у фотографијама с краја 19. и почетка 20. века из руских архива и часописа // Савремена српска фолклористика V. Фолклорно наслеђе Срба са Косова и Метохије у словенском контексту: Зборник радова поводом Међународног научног скупа одржаног 12. и 13. октобра 2017. године у Призрену и у Великој Хочи. Призрен; Нови Сад, 2018. С. 149–173.

Недељковић, Славиша; Јовић, Горан С. Историјско-географски поглед на демографске карактеристике Косова и Метохије крајем XIX и почетком XX века // Баштина. Институт за српску културу. Приштина – Лепосавић. 1998–1999. Св. 9–10. С. 241–251.

Манастир Цара Уроша близу Неродимља // Нова искра. 1898. № 22–23. С. 367.

Пејић, Светлана; Милић, Милета. Споменичко наслеђе Србије: Непокретна културна добра од изузетног и од великог значаја. Београд: Републички завод за заштиту споменика културе, 1998. 459 с.

Пятницкий, Петр Павлович. Фотографический сборник церковных древностей и типов славян европейской Турции. Герцеговина и Босния 1867 г. Санкт-Петербург: Тип. т-ва «Общественная польза», 1867. 6 л.

Святый Стефан Дечанский, его жизнь, страдания и мученическая кончина: Построенная им Свято-Троицкая Высокодечанская лавра в Старой Сербии (1330–1904 гг.). Одесса: Тип. Е. И. Фесенко, 1905. 48 с.

Поповић, Ђорђе. Стара Србија. Београд: Државна штампарија, 1878. 40 с.

Теплов, Владимир Александрович. Турецкие реформы в связи с вопросом о Македонии и старой Сербии. Санкт-Петербург: Типо-лит. В. В. Комарова, 1903. 64 с.

Терзич, Славенко. Старая Сербия XIX–XX вв. Драма одной европейской цивилизации. Москва: Вече, 2015. 478 с.

Тимофеев, Алексей Юрьевич. Крест, кинжал и книга. Старая Сербия в политике Белграда 1878–1912. Санкт-Петербург: Алетейа, 2007. 240 с.

Толмачева, Екатерина Борисовна. Постановочная этнографическая фотография: источниковедческий подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2011. Вып. 4. С. 36–42.

Трифуноски, Јован. Скопска Црна Гора — природна средина, прошлост, насеља, становништво и привреда. Скопје: [б. и.], 1971. 123 с.

Фалина, Мария. Сербская церковь и национальная идея // Pro et Contra. 2013. № 3–4 (59). С. 90–101.

Юришич, Гедеон. Дечанский первенец: Описание Высоко-Дечанской Свято-Троицкой лавры в Старой Сербии. Санкт-Петербург: Изд. настоятеля Обители св. Иоанна Златоустого на Афоне иеросхим. Кирилла, 1904. 78 с.

Ямбаев, Михаил Леонидович. Македония и Косово // Югославия в XX веке. Очерки политической истории. Москва: Индрик, 2011. С. 71–82.

Ярская-Смирнова, Елена; Романов, Павел. Взгляды и образы: методология, анализ, практика // Визуальная антропология: настройка оптики. Москва: Вариант, 2009. С. 7–15.

Ястребов, Иван Степанович. Старая Сербия и Албания. Путевые записки. Белград: Српска краљевска академиjа, 1904. 267 с.

Atanasovski, Srđan. Proizvođenje Stare Srbije: stopama putopisca, tragom folklora // Figura neprijatelja: preosmišljavanje srpsko-albanskih odnosa. Beograd, 2015. S. 35–54.

Čokolada «Manastiri Srbije» (опубл. 10.10.2011). URL: https://www.artival.co.rs/novosti/cokolada-manastiri-srbije/ (дата посещения — 01.05.2020).

D. J. Strava i užas u porti Crkve Svetog Nikole: Polomljeno više od 30 pravoslavnih grobova (опубл. 11.07.2017). URL: https://www.telegraf.rs/vesti/2874756-strava-i-uzas-u-porti-crkve-svetog-nikole-polomljeno-preko-30-pravoslavnih-grobova-foto (дата посещения — 01.05.2020).

Kadriu, Milazim F. Në Llap në çdo kohë pati përpjekje, sakrifica dhe beteja të pareshtura për liri (опубл. 20.02.2019). URL: https://fjala.info/ne-llap-ne-cdo-kohe-pati-perpjekje-sakrifica-dhe-beteja-te-pareshtura-per-liri/ (дата посещения — 01.05.2020).

Manastir Sveti Nikita (опубл. 18.10.2018). URL: https://putevimapravoslavlja.info/manastir-sveti-nikita/ (дата посещения — 01.05.2020).

Medieval Monuments in Kosovo. URL: https://whc.unesco.org/en/list/724/gallery/ (дата посещения — 01.05.2020).

Protection and Preservation of Cultural Heritage in Kosovo. Consolidated Summary. Paris, 13 May 2005. Venice: UNESCO Office, 2005. 44 p.

Srpska Sveta Gora u srcu Makedonije: 50 crkava i manastira čuva tradiciju i istoriju Srba, a većina nema pojma za ovo blago (опубл. 19.08.2017). URL: https://www.telegraf.rs/vesti/jugosfera/2888947-srpska-sveta-gora-u-srcu-makedonije-50-crkava-i-manastira-cuva-tradiciju-i-istoriju-srba-a-vecina-nema-pojma-za-ovo-blago-foto (дата посещения — 01.05.2020).

Village of Staro Nagoricino, Church of St. Gjorgi // Cultural heritage in South-East Europe: Macedonia (Former Yugoslav Republic of Macedonia). Mission report, 14–23 November 2004. Venice, 2005.

U Nerodimlju se Srbi više ne rađaju. Gracanicaonline (опубл. 29.03.2019). URL: https://kossev.info/u-nerodimlju-se-srbi-vise-ne-radjaju/ (дата посещения — 01.05.2020).

 

Метки: идентичность, этничность, MISCELLANEA / СМЕСЬ, Королевство Сербия, Центральная и Восточная Европа, исторические источники, Балканы, МИХАЙЛОВА А. А., вещь в истории, история культуры, архитектура, храмовая архитектура, межэтнические отношения, визуальные источники, искусство, В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ

  • Просмотров: 647