Parppei, Kati Mari Johanna. Image Studies in Examining Shared Perceptions of the Past: Two Russian Cases [Исследования образов при изучении представлений о прошлом: два российских случая]

Дата публикации:

 Ссылка для цитирования: Parppei, Kati. Image Studies in Examining Shared Perceptions of the Past: Two Russian Cases [Исследования образов при изучении представлений о прошлом: два российских случая] // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2019. № 2. С. 15-36. DOI https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2019.202

For citation: Parppei, Kati. Image Studies in Examining Shared Perceptions of the Past: Two Russian Cases, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2019. № 2. С. 15-36. DOI https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2019.202

Название статьи

Image Studies in Examining Shared Perceptions of the Past: Two Russian Cases [Исследования образов при изучении представлений о прошлом: два российских случая]

Авторы

Парппей, Кати Мари Йоханна (Parppei, Kati Mari Johanna) — научный сотрудник, доцент, факультет географических и исто- рических исследований, Университет Восточной Финляндии, Финляндия; пожизненный член, Клэр Холл, Кембриджский университет, Великобритания, Scopus ID 36161985900, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В рубрике Commentarii/статьи
Год  2019 Номер журнала  2 Страницы  15-36
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК  

УДК 9(47)13, ББК 63.3(2)42

Индекс DOI

10.21638/11701/spbu19.2019.202

Аннотация Статья подготовлена при финансовой поддержке Академии наук Финляндии, грант Academy Research Fellow. 

Методы имагологии — исследования образов — успешно используются при изучении, например, представлений об «инаковости». Несмотря на определенные ограничения, этот подход может быть применен при анализе различных и более сложных явлений. В данной статье мы рассмотрим два тематических исследования, касающихся формирования национальных нарративов в российской историографии, и продемонстрируем возможности этого метода в изучении коллективных представлений о прошлом. Первое исследование касается формирования историографического образа пограничного Валаамского монастыря. Во втором рассматривается развитие коллективных представлений о Куликовской битве (1380 г.). Можно сказать, что при формировании образа Валаама акцент делается на пространственность, религию и спорность границ, в то время как в случае с Куликово преобладают идеи времени, национального значения и активного сопротивления. Оба образа сформированы намного позже времени события. Общим моментом выступает тот факт, что их формирование было переплетено с современными политическими проблемами. Этот процесс также получал полную поддержку со стороны власти. Кроме того, в обоих случаях ощущается сильное влияние национального романтизма. Центральную роль это явление играет в создании образа Куликовской битвы. Идея средневековой битвы как переломного момента становится ярким примером объяснения истории в свете современных знаний и преобладающих идеологических течений. В обоих случаях можно проследить формирование отдельных образов, сцен и фигур, а с другой стороны — изучить их целостное изображение.

Ключевые слова образ, историография, национализм, идентичность, мифы,  повествование
Полный текст статьи Язык статьи английский
Список цитируемой литературы

 Азбелев, Сергей Николаевич. Куликовская победа в народной памяти. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2011. 312 с.

Амелькин, Андрей Олегович; Селезнев, Юрий Васильевич. Куликовская битва в свидетельствах совре­менников и памяти потомков. Москва: Квадрига, 2011. 414 с.

Бобров, Александр Григорьевич. Новгородские летописи ХV века. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2001. 287 с.

Клосс, Борис Михайлович. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. Москва: Наука, 1980. 336 с.

Ключевский, Василий Осипович. Русская история. Полный курс лекций. Кн. I. Минск: Харвесть, 2007. 591 с.

Куликовская битва в литературе и искусстве / Отв. ред. Робинсон, Андрей Николаевич. Москва: Наука, 1980. 288 с.

Кучин, П. Куликовская битва. Библиотека красноармейца. Москва: Воениздат, 1939. 32 с.

Лисовой, Николай Николаевич. Восемнадцатый век в истории русского монашества // Монашество и монастыри в России XI–XX века. Исторические очерки / Под. ред. Синицыной, Нины Васильевны. Москва: Наука, 2002. С. 186–222.

Онуфрий, иеродиакон (Маханов). Причал молитв уедниненных. Валаамский монастырь и его небес­ные покровители преподобные Сергий и Герман. Санкт-Петербург: Издательство «Царское Дело», 2005. 738 с.

Охотина-Линд, Наталья Александровна. Сказание о Валаамском монастыре. Санкт-Петербург: Глагол, 1996. 246 с.

Пушкарев, Лев Никитович; Сидорова, Л. П. Повести о Куликовской битве в русской лубочной картинке и книжке XIX – начала XX века // Куликовская битва в литературе и искусстве / Под ред. Робинсона, Андрея Николаевича. Москва: Наука, 1980. С. 129–153.

Ростовцев, Евгений Анатольевич; Сосницкий, Дмитрий Александрович. «Куликовский плен»: образ Дмитрия Донского в национальной исторической памяти // Quaestio Rossica. Т. 5. 2017. № 4. С. 1149–1163.

Рыбаков, Борис Александрович; Кучкин, Владимир Андреевич. Памятники Куликовского цикла. Санкт- Петербург: Русско-балтийский информационныи центр БЛИЦ, 1998. 412 с.

Салмина, Марина Алексеевна. К вопросу о времени и обстоятельствах создания «Сказания о Мамаевом побоище» // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 56. 2004. С. 251–274.

Сахаров, Андрей Николаевич. История России с древнейших времен до конца XVI века. Академический школьный учебник. Москва: Просвещение, 2013. 255 с.

Соловьев, Сергей Михайлович. История России с древнейших времен. Кн. II // Соловьев, Сергей Михайлович. Сочинения в восемнадцати книгах. Москва: Мысль, 1988. 765 с.

Спиридонов, Андрей Михайлович; Яровой, Олег Аркадьевич. Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия. Москва: Прометей, 1991. 125 с.

Assmann, Jan. Collective Memory and Cultural Identity // New German Critique. 1995. No. 65 (Spring– Summer). P. 125–133.

Bassin, Mark. Asia // The Cambridge Companion to Modern Russian Culture / Ed. by Nicholas Rzhevsky. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. P. 65–93.

Bell, Duncan S. A. Mythscapes: memory, mythology, and national identities // British Journal of Sociology. 2003. Vol. 54. Issue 1 (March). P. 63–81.

Beller, Manfred. Perception, Image, Imagology // Imagology ― The cultural construction and literary representations of national characters / Ed. by Manfred Beller and Joep Leerssen. Amsterdam: Rodopi, 2007. P. 3–16.

Boulding, Kenneth. The Image. New York: The University of Michigan Press, 1959. 175 p.

Brooks, Jeffrey. When Russia Learned to Read. Literacy and Popular Literature, 1861–1917. Evanston: Northwestern University Press, 2003. 450 p.

Crummey, Robert O. The Formation of Muscovy 1304–1613. London: Longman History of Russia, 1987. 275 p.

Fält, Olavi K. Introduction // Looking at the Other. Historical of Images in Theory and Practice / Ed. by Kari Alenius, Olavi K. Fält and Seija Jalagin. Oulu: Oulu University Press, 2007. P. 7–11.

Halperin, Charles. A Tatar Interpretation of the Battle of Kulikovo Field, 1380: Rustam Nabiev // Nationalities Papers. 2016. Vol. 44 (1). P. 4–19.

Halperin, Charles. Text and Textology: Salmina’s dating of the Chronicle Tales about Dmitrii Donskoi // Slavonic and East European Review. 2001. Vol. 79. No. 2. P. 248–263.

Hastings, Adrian. The Construction of Nationhood. Ethnicity, Religion and Nationalism. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 235 p.

Heffernan, Thomas. Sacred Biography. Saints and their Biographers in the Middle Ages. New York: Oxford University Press, 1988. 333 p.

Hoppenbrouwers, Peter. Medieval peoples imagined // Imagology — The cultural construction and literary representations of national characters / Ed. by Manfred Beller and Joep Leerssen. Amsterdam: Rodopi, 2007. P. 45–62.

Ingham, Norman W. On Historical Truth and Hagiographical Truth: Saint Feodosii’s Mother // Russian History/Histoire Russe. Vol. 18. No. 2 (Summer 1991). P. 127–141.

Lenhoff, Gail. Politics and Form in the Stepennaia Kniga // The Book of Royal Degrees and the Genesis of Russian Historical Consciousness / Ed. by Gail Lenhoff and Ann Kleimola. Bloomington: Slavica Publishers, 2011. P. 157–174.

Lotman, Yuriy Mikhaylovich; Uspenskiy, Boris Andreevich. The Role of Dual Models in the Dynamics of Russian Culture (Up to the Eighteenth Century) // Semiotics of Russian Culture / Ed. by Lotman, Yuriy Mikhaylovich; Uspenskiy, Boris Andreevich. Ann Arbor: University of Michigan, 1984. P. 3–35.

Lowenthal, David. Heritage Crusade and the Spoils of History. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 338 p.

Lowenthal, David. The Past is a Foreign Country. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. 489 p.

Miller, David B. Saint Sergius of Radonezh, His Trinity Monastery, and the Formation of the Russian Identity. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2010. 374 p.

Miller, David B. Creating Legitimacy: Ritual, Ideology, and Power in Sixteenth Century Russia // Russian History/Histoire Russe. Vol. 21. No. 3 (Fall 1994). P. 289–315.

Mäki-Petäys, Mari. On the Applicability of Image Research to the Study of Medieval Hagiographies // Looking at the Other. Historical of Images in Theory and Practice / Ed. by Kari Alenius, Olavi K. Fält and Seija Jalagin. Oulu: Oulu University Press, 2007. P. 89–103.

Nora, Pierre. Between Memory and History // Les Lieux de Mémoire. Representations. Vol. 26. Spring, 1989. P. 7–24.

Ostrowski, Donald. Muscovy and the Mongols. Cross-Cultural Influences on the Steppe Frontier. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 329 p.

Parppei, Kati. The Battle of Kulikovo Refought ― «The First National Feat». Leiden: Brill Academic Publishers, 2017. 258 p.

Parppei, Kati. «The Oldest One in Russia» ― The Formation of the Historiographical Image of Valaam Monastery. Leiden: Brill Academic Publishers, 2011. 299 p.

Picchio, Richard. The Impact of Ecclesiastic Culture on Old Russian Literary Techniques // Medieval Rus­sian Culture / Ed. by Henrik Birnbaum and Michael S. Flier. Berkeley: University of California Press, 1984. P. 247–279.

Plokhy, Serhii. The Origins of the Slavic Nations. Premodern Identities in Russia, Ukraine, and Belarus. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 379 p.

Pospielovsky, Dimitry. Orthodox Church in the History of Russia. New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 1998. 413 p.

Ratz, David. The Study of Historical Images // Faravid 31/2007. P. 189–220.

Rock, Stella. Rasputin the New — Mythologies of Sanctity in Post-Soviet Russia // Nationalist myths and modern media: Contested identities in the age of globalization / Ed. by Jan Herman Brinks, Edward Timms and Stella Rock. London: I. B. Tauris, 2005. P. 257–270.

Sperling, Valerie. Making the Public Patriotic: Militarism and Anti-Militarism in Russia // Russian National­ism and National Reassertion of Russia / Ed. by Marlène Laruelle. New York: Routledge, 2009. P. 218–271.

The Official Site of Valaam Monastery (URL: https://valaam.ru/heritage/ (last visited ― July 8, 2019)).

Topolski, Jerzy. The Role of Logic and Aesthetics in Constructing Narrative Wholes in Historiography // History and Theory. 1999. Vol. 38. No 2. May. P. 198–210.

 

Метки: историография, идентичность, национализм, Куликовская битва, Современный историк в поисках метода, образ, мифы, Валаам, имагология