Твердюкова, Елена Дмитриевна. Люди и мотоциклы: «Ява» как явление советской мотокультуры

Дата создания

Ссылка для цитирования:Твердюкова, Елена Дмитриевна. Люди и мотоциклы: «Ява» как явление советской мотокультуры // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2019. № 1. С. 53-64. DOI https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2019.104.

For citation: Tverdyukova, Elena Dmitrievna. People and motorcycles: Java as phenomenon of the Soviet motor-culture, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2019. № 1. Pp. 53-64. DOI https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2019.104.

Название статьи Люди и мотоциклы: «Ява» как явление советской мотокультуры 
Авторы Твердюкова, Елена Дмитриевна – доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., OrcID http://orcid.org/0000-0003-4415-2279; ScopusID 57188751180; SPIN-код 3731-5808; AuthorID 449164
В рубрике Commentarii / Статьи
Год  2019 Номер журнала  1 Страницы  53-64
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК

УДК 94(47).084.9; ББК 63.3(2)6–7

Индекс DOI  https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2019.104
Аннотация Статья посвящена истории мотоцикла «Ява» как культовой для советских мотолюбителей вещи. Автор выделяет два этапа в развитии отечественного послевоенного мотодвижения. В 1950-е–1970-е гг. в условиях дефицита автомобилей в СССР мотоциклы стали популярным транспортным средством, пригодным для дальних путешествий и для семейных выездов на дачу. В этот период мотоциклы чехословацкого производства завоевали популярность среди населения, поскольку выгодно отличались от продукции отечественной мотоциклетной промышленности и по внешнему виду, и по техническим характеристикам. Популярности модели «Ява» способствовали упрощенные условия покупки (без предварительной записи) и обслуживания (создавалась сеть гарантийных мастерских, а запасные части можно было заказать по почте). Вместе с тем в статье отмечаются трудности, с которыми сталкивались советские мотолюбители: дефицит как самих мотоциклов, так и их комплектующих, нехватка оборудованных мест для стоянки. К началу 1980-х гг. в советских городах «Ява» стала не только основным средством передвижения для молодежи, но и модным атрибутом. В годы «перестройки» мотоцикл был для молодого поколения символом свободы, перемен и новых возможностей, что привело к появлению движения «рокеров». Автор показывает, что это движение имело основные признаки субкультуры (символы, ритуалы, фольклор). Быть «рокером» в СССР означало быть «неформалом», но движение в целом не носило открыто противоправного характера. Протест большинства его участников проявлялся в стремлении сломать социальные рамки, порвать с обывательской средой, преодолеть формальные запреты. «Ява», выделяясь скоростными характеристиками, маневренностью и спортивным внешним видом, подходила для этой роли как никакой другой мотоцикл из доступных советской молодежи.
Ключевые слова вещь в истории, мотоцикл, «Ява», советская мотокультура, субкультура, «рокеры»
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Лучинкина, Анна Леонидовна. Самоорганизация молодежи в советский и постсоветский периоды в протестные молодежные субкультуры // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 2. С. 99–107.

Совков, Валентин Анатольевич. Мотоциклы «Ява». Москва: Машиностроение, 1969. 246 с.

Хойнбер, Томас. Вызов неприкаянных: Модные волны и молодежные течения – теды, хиппи, панки, рокеры – в западном мире. Москва: Молодая гвардия, 1990. 301 с.

Чертилин, Владимир Иванович. Автомототуристы Ленинграда перешагнули полувековой юбилей // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 2. С. 45–47.

Brandon, Prenger; Etter, Gregg. Psychological and cultural aspects of outlaw motorcycle gang members // Journal of Gang Research. 2011. Vol. 19 (1). P. 21–36.

Fava, Valentina. The elusive people’s car: Imagined automobilityand productive practices along the «Czechoslovak Road to socialism» (1945–1968) // The Socialist Car: Automobility in the Eastern Bloc / Ed. by L. H. Siegelbaum. New York: Cornell Univ. Press, 2011. P. 17–29.

Hess, Daniel Baldwin. Transport in mikrorayons: Accessibility and proximity to centrally planned residential districts during the socialist era, 1957–1989 // Journal of Planning History. 2018. Vol. 17 (3). Р. 184–204.

Quinn, James; Forsyth, Craig. Leathers and rolexs: The symbolism and values of the motorcycle club // Deviant Behavior. 2009. Vol. 30 (3). P. 235–265.

Quinn, James; Forsyth, Craig. The Tools, Tactics, and Mentality of Outlaw Biker Wars // American Journal of Criminal Justice. 2011. Vol. 36 (3). P. 216–230.

Singh, Dhan Zunino. Cities, practices, and representations in motion: Notes for a cultural analysis of mobility as an urban experience // Tempo Social. 2018. Vol. 30 (2). P. 35–54.

Thompson, William. Pseudo-deviance and the “new biker” subculture: Hogs, blogs, leathers, and lattes // Deviant Behavior. 2009. Vol. 30 (1). P. 89–114.

Urry, John; Sheller, Mimi. The City and the Car // International Journal of Urban and Regional Research. 2000. Vol. 24 (4). P. 737–757.

 

Метки: вещь в истории, мотоцикл, советская мотокультура, субкультура, рокеры