Ссылка для цитирования: Сапанжа, Ольга Сергеевна. Пластика малых форм как часть пространства советской повседневности // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2019. № 1. С. 65-77.DOI https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2019.105.
For citation: Sapanzha, Olga Sergeevna. Images of small plastic as part of the space of Soviet everyday life, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2019. № 1. Pp. 65-77. DOI https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2019.105.
Название статьи | Пластика малых форм как часть пространства советской повседневности | ||||||||
Авторы | Сапанжа, Ольга Сергеевна – доктор культурологии, научный сотрудник, Институт всеобщей истории, Российская Академия наук, Москва, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., OrcID 000-0001-7874-2539, Researcher ID M-5521-2016, SPIN-код 6063-7030, AuthorID429499 | ||||||||
В рубрике | Commentarii/статьи | ||||||||
Год | 2019 | Номер журнала | 1 | Страницы | 65-77 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК |
УДК 792.8+929; ББК 79.1 | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2019.105 | ||||
Аннотация | Исследование выполнено по гранту Российского научного фонда № 18-18-00367 «Всеобщая история в системе советской науки, культуры и образования в 1917–1947 гг.». Исследования повседневной культуры сегодня стали важной частью исторических и культурологических исследований. Особое место в изучении пространства обыденного занимают детали и частные подробности, которые были важной частью пространства дома как структурного элемента повседневности. К таким деталям можно отнести произведения мелкой пластики. Изучение комплекса произведений, их стилистических особенностей, места в пространстве дома и связей с культурно-историческими процессами основаны на интеграции исторических, культурологических и искусствоведческих исследований. В центре внимания автора – образы мелкой пластики, вошедшие в пространство быта советских обывателей. Популярными среди них были образы, созданные по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский» фонтан и одноименного балета Б. В. Асафьева. На основе анализа произведений Н. Я. Данько, Е. А. Янсон-Манизер, О.П. Таежной-Чешуиной, А. А. Киселева, В. И. Щербины 1920–1970-х гг. выделяются три направления развития художественных образов в искусстве фарфора, бронзы и чугуна. Первое направление связано с обращением к произведению А. С. Пушкина: фарфоровый триптих («Гирей», «Зарема», «Мария») Н. Данько, две фарфоровые композиции В. Щербины. Второе направление связано с созданием произведений на основе балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан»: работы Е. А. Янсон-Манизер и О. Н. Таежной-Чеушиной в 1930–1950-х гг. в разных техниках (фарфор, бронза, чугун). Третье направление представлено произведениями, созданными А. Киселевым без создания портретных образов. Помимо анализа художественных образов и их эволюции, значительный интерес представляет изучение места произведений мелкой пластики в пространстве повседневной культуры. В статье выделяется три аспекта этого изучения: 1) с точки зрения художественной составляющей произведений промышленного искусства, 2) с точки зрения их места в пространстве типичного интерьера, 3) с точки зрения изучения процессов популяризации искусства балета как стратегического направления советской культурной политики. |
||||||||
Ключевые слова | повседневная культура, советская культура, культурная политика, советское декоративное искусство, искусство советского фарфора, искусство бронзы и чугуна, поэма «Бахчисарайский фонтан», балет «Бахчисарайский фонтан» | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Березина, Елизавета Сергеевна.«Пристально всматриваясь в рисунок шкатулочной крышки»: лаковая миниатюра как источник изучения советской визуальной культуры // Диалог со временем. 2017. Вып. 58. С. 242–260. Доронина, Людмила Николаевна. Тема танца в творчестве Натальи Данько и Елены Янсон-Манизер (от скульптуры малых форм до монументальных композиций) // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2015. № 1. С. 145–152. Ермонская, Вера Васильевна. Янсон-Манизер. Москва: Искусство, 1961. 32 с. Зубкова, Елена Юрьевна. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953 гг. Москва: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. 229 с. Иванова, Екатерина Вячеславовна. Развитие фарфоровой пластики в 1950–1960-е гг. в творчестве ленинградского художника-фарфориста А. А. Киселева // Культура и искусство. 2018. № 5. С. 34–40. Корусь, Елена Павловна. Владислав Щербина. Фарфор и керамика. Киев: Арт-книга, 2016. 376 с. Лебина, Наталия Борисовна. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. Москва: Новое литературное обозрение, 2015. 483 с. Левшенков, Владимир Владимирович. Творчество сестер Н. Я. и Е. Я. Данько. Санкт-Петербург: Издательская группа «Санкт-Петербург Оркестр», 2012. 498 с. Логинова, Ольга Викторовна. Скульптор Елена Александровна Янсон-Манизер и серия ее работ, посвященная «восточному» балету «Бахчисарайский фонтан». Ориентализм // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2011. № 4–2. С. 58–66. Малаева, Замира Гафаровна. Художественное литье из чугуна. Касли. Москва: Интербук-бизнес, 2005. 160 с. Насонова, Ирина Сергеевна; Насонов, Сергей Михайлович. Советский фарфор: Каталог. Москва: Среди коллекционеров, 2010. 364 с. Орлов, Игорь Борисович. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. Москва: Издательский дом государственного университета Высшей школы экономики, 2010. 317 с. Сапанжа, Ольга Сергеевна; Баландина, Наталья Александровна. Балет «Красный мак» в пространстве советской повседневной культуры // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 1 (48). С. 33–39. Сапанжа, Ольга Сергеевна; Баландина, Наталья Александровна. Ранние балеты И. Ф. Стравинского «Жар-птица» и «Петрушка» в советском фарфоре: развитие художественных образов// Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 1(54). С. 69–78. Тройницкий, Сергей Николаевич. Русские фарфоровые фигуры. Ленинград: Комитет популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры, 1928. 26 с. Эльяш, Николай Иосифович. Пушкин и балетный театр. Москва: Искусство, 1970. 344 с. Attwood, Lynne. Gender and Housing in Soviet Russia: Private Life in a Public Space. Manchester: Manchester University Press, 2010. 262 p. Edele, Mark. Soviet society, social structure, and everyday life: Major frameworks reconsidered // Kritika. 2007. Vol. 8. No 2. P. 349–373. Humphrey, Caroline. The Unmaking of Soviet Life. Everyday Economies after Socialism. Itaka; London: Cornell University Press, 2002. 265 p. Johnston, Timothy. Being Soviet: Identity, Rumour, and Everyday Life under Stalin 1939–53. New York: Oxford University Press, 2011. 240 p. Karpova, Yulia.“A Glass without a Bottom”: Neodecorativism in Late 1960s Soviet Design // Journal of design history. 2017. Vol. 30. No 1. P. 1–15. Kettering, Karen. “Ever More Cosy and Comfortable”: Stalinism and the Soviet Domestic Interior, 1928–1938 // Journal of Design History. 1997. Vol. 10. No. 2. P. 119–135. Lobanov-Rostovsky, Nina. Soviet Propaganda Porcelain // The Journal of Decorative and Propaganda Arts. 1989. Vol. 11. Issue 2. P. 126–141. Pavlovskaya, Marianna. Other transitions: Multiple economies of Moscow households in the 1990s // Annals of the Association of American Geographers. 2004. Vol. 94. Issue 2. P. 329–351. Sacks, Michael. Unchanging times: A comparison of the everyday life of Soviet working men and women between 1923 and 1966 // Journal of Marriage and Family. 1977. Vol. 39. No 4. P. 793–805. Varga-Harris, Christine. Homemaking and the Aesthetic and Moral Perimeters of the Soviet Home during the Khrushchev Era // Journal of Social History. 2008. Vol. 41. No. 3. P. 561–589. |
Метки: вещь в истории, повседневная культура, советская культура, культурная политика, советское декоративное искусство, искусство советского фарфора, Бахчисарайский фонтан