Название статьи | Образ Ивана Грозного в отечественном изобразительном искусстве XX– начала XXIвека. Традиции и новации | ||||||||
Авторы | Мутья, Наталья Николаевна – кандидат искусствоведения, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | Miscellanea / Смесь | ||||||||
Год | 2018 | Номер журнала | 1 | Страницы | 148-164 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | 7.03:7.036:7.04; ББК 85.103(2)+63.3(2) | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2018.107 | ||||
Аннотация |
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект: «“Мобилизованное средневековье”: обращение к средневековым образам в дискурсах национального и государственного строительства в странах Центрально-Восточной Европы и Балкан в новое и новейшее время», № 16-18-10080. В статье впервые анализируются новаторские и традиционные тенденции в произведениях современного искусства, посвященных образу Ивана Грозного. На основе искусствоведческого и культурно-исторического подходов автор выявляет и анализирует преемственность искусства XIXи ХХ веков в формальных и содержательных аспектах. Предметом исследования выступают следующие тенденции: схожесть образного языка произведений русской живописной школы XIXи XXвеков; аллюзивность, как знаковая черта художественного мышления, сосуществование салонно-академической и демократической линий живописи на протяжении двух веков; интерес к наследию «русского стиля», ведущего истоки от Средневековья; взаимодействие религиозного и светского начал; тематическая общность искусства прошлого и настоящего. Особый акцент сделан на поиске новых тем в современной исторической живописи. Автор рассматривает как произведения ведущих мастеров современной эпохи, так и начинающих живописцев и скульпторов. В статье анализируется взаимосвязь изобразительного искусства и исторической науки. Статья основана на произведениях искусства, хранящихся в разнообразных музеях (изобразительного искусства, краеведческих, исторических, военных, музеях-заповедниках), частных коллекциях, демонстрируемых на временных выставках. |
||||||||
Ключевые слова | историческая живопись, Иван Грозный, традиции, новаторство, салонно-академическое искусство, демократическая линия живописи | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|
Метки: Иван IV, Иван Грозный, историческая память, медиевализм, Образ Ивана Грозного, историческая живопись, образ правителя, салонно-академическое искусство, демократическая живопись, MISCELLANEA / СМЕСЬ