Название статьи | «Старая хорватская корона» или конструирование и использование одного национального и политического символа в период с конца XIX в. до Второй мировой войны | ||||||||
Авторы | Яреб, Марио — доктор истории, научный сотрудник, Хорватский институт истории, Загреб, Хорватия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | Commentarii / Статьи | ||||||||
Год | 2014 | Номер журнала | 2 | Страницы | 16-33 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 94(497.5) | Индекс ББК | 63.3(0)5 | ||||
Аннотация | В статье рассматривается процесс конструирования и использования образа хорватской королевской короны, именуемой также «старой хорватской короной», как одного из хорватских государственных символов в период с конца XIX в. до Второй мировой войны. Факт существования в раннем Средневековье независимого Хорватского королевства во главе с правителем, увенчанным королевской короной, способствовал появлению идеи хорватской королевской короны как символической репрезентации хорватского суверенитета в объединенном хорватском государстве, к которому стремилось хорватское общество. В начале эта идея использовала фигуру хорватского короля Звонимира, правившего с 1076 по 1089 г., имя которого оставалось в памяти хорватской элиты как имя могущественного и независимого монарха. В ходе исторических исследований было обнаружено, что он был коронован короной, посланной ему папой Григорием VII, вследствие чего хорватскую королевскую корону стали именовать короной Звонимира. В те времена Хорватия (Триединое королевство Далмации, Хорватии и Славонии) была составной частью земель Короны св. Стефана, а венгерская корона в течение столетий выступала в роли хорватской королевской короны. Этот факт принимался хорватским обществом, вследствие чего сама корона св. Стефана время от времени использовалась как хорватский символ. Между тем, нараставшие противоречия между Хорватией и Венгрией привели к конфликту и к разрыву унии в революционном 1848 году, вследствие чего корона св. Стефана более не признавалась в качестве хорватской королевской короны. Впоследствии уния была восстановлена на базе заключенного в 1868 г. венгерско-хорватского соглашения. Оно позволило Триединому королевству сохранить свою государственность и автономный статус в рамках земель Короны св. Стефана, но из-за доминирующей роли, которую данный договор обеспечивал венгерской стороне, большинством хорватов он рассматривался как инструмент венгерского господства. Положение договора о том, что хорватский герб при его официальном использовании должен быть увенчан короной св. Стефана, не могло в данных обстоятельствах завоевать сердца хорватского населения. Неудивительно, что идея отдельной хорватской королевской короны, в то время обычно определяемой современниками как корона Звонимира, возникла как символ хорватского суверенитета, к которому стремилось общество. Со временем имя Звонимира из названия короны было вытеснено именем первого хорватского короля Томислава, но сама идея особой хорватской королевской короны осталась неизменной. В самом конце XIX в. с публикацией происходящего из Сплита раннесредневекового барельефа с изображением увенчанного короной хорватского монарха была заложена основа для визуализации этой идеи и ее превращения в символ, основывающийся на изображении реального объекта из прошлого. В течение последующих лет и десятилетий был создан символический образ «старой хорватской короны». Его широкое использование в качестве символа прошлого основывалось на праздновании Тысячелетия Хорватского королевства в 1925 г., во время которого, как и в течение последующих лет, были созданы многочисленные изображения этой короны. Вероятно, самым известным в общественном пространстве является изображение данной короны на монументальной конной статуе первого хорватского короля Томислава, установленной в Загребе на основе решений, принятых в 1925 г. Сегодня это один из наиболее узнаваемых символов хорватской столицы.
В 1941 г. образ «старой хорватской короны» был воскрешен в качестве символа с основанием «Независимого Государства Хорватии» (НГХ), которое должно было стать монархией во главе с королем — итальянским принцем. В связи с этим была спроектирована символическая «корона Звонимира», однако ее первое описание не имело ничего общего с изображением на сплитском барельефе. НГХ так и не стало королевством, а предназначенный на роль короля принц так и не стал хорватским монархом, что, однако, не было единственной причиной, по которой был отвергнут первый проект короны. Позднее образом короны, опиравшимся на изображение со сплитского барельефа, были украшены орден и медаль короны короля Звонимира. Таким образом, корона присутствовала в публичном пространстве, но так и не стала одним из значимых символов НГХ — заимствованный из прошлого символ, обладавший специфическим значением королевской регалии, не подходил на роль нового государственного символа. Сказанное справедливо как для довоенного периода в истории Хорватии, для тех хорватов, которые желали учреждения республики, так и для военного времени, причем для обеих враждовавших сторон. В последующие десятилетия, включая период после падения коммунизма в 1990 г., данный символ продолжал время от времени использоваться в общественном пространстве Хорватии. Он присутствует в нем и сегодня, хотя определенно не принадлежит к числу общепринятых хорватских национальных символов, таких как герб и флаг. Впрочем, он все же остается узнаваемым символом хорватской идентичности, пусть и не таким популярным, каким он был много десятилетий назад. |
||||||||
Ключевые слова | «Старая хорватская корона», корона св. Стефана, венгерско-хорватское соглашение 1868 г., король Звонимир, король Томислав | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|
Метки: «Старая хорватская корона», корона св. Стефана, венгерско-хорватское соглашение 1868 г., король Звонимир, король Томислав