Филюшкин, А. И. «Мобилизация Средневековья» как инструмент формирования представлений о славянском единстве

Дата изменения
Дата публикации:

Метки: историческая политика, историческая память, славянское единство, этногенетические легенды, славянский конгресс , славянский мир, пояс стран «народной демократии», славянская идея, ФИЛЮШКИН А. И.

Название статьи «Мобилизация Средневековья» как инструмент формирования представлений о славянском единстве
Авторы Филюшкин, Александр Ильич — доктор исторических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., OrcID http://orcid.org/0000-0003-2456-7514, Scopus ID 55336577600, Researcher ID F-9139-2013, SPIN-код 1117-2468, AuthorID 202961
В рубрике DISPUTATIO / ДИСКУССИЯ
Год 2017 Номер журнала 2 Страницы 22-39
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК
ББК 63.3(2)5; УДК 94(47)+94(367)
Индекс DOI 10.21638/11701/spbu19.2017.202
Аннотация
Работа выполнена при поддержке РНФ, проект 16–18–10080 «Мобилизованное средневековье»: обращение к средневековым образам в дискурсах национального и государственного строительства в России и странах Центрально-Восточной Европы и Балкан в новое и новейшее время».
В Средневековье тема славянского единства не получила развития. Она разрабатывалась мыслителями того времени в двух направлениях ― единство происхождения и единство веры. В раннее Новое время, в период становления славянских раннемодерных наций, этногенетические легенды, связанные с историей развития отдельных народов, доминировали над дискурсом славянского единства. О нем помнили в основном в контексте легенд о происхождении, но эта тема была явно не главной. Идея славянского единства получает взрывообразное развитие в конце XVIII–XIX вв. в связи с ростом национально-освободительного движения. ХХ век с двумя мировыми войнами, двумя Балканскими войнами, советско-польской войной и т. д., когда славянские народы оказались по разные стороны фронта, и кратковременным периодом существования национальных государств Восточной Европы (1918–1939) принес разобщение славянскому миру. О его воображаемом единстве оставалась только культурная память. Кратковременный всплеск объединения славян был связан с советским проектом пояса стран «народной демократии» (или «стран кордона», как его именовали на Западе), держался на воле СССР и быстро прекратил существование с его распадом в 1991 г. Средневековые символы и образы уже во второй половине ХХ в. больше работали на национальные проекты, чем на идею славянской интеграции. 
XXI век принес славянской идее ее постмодернистскую деконструкцию и утрату представлений о возможных позитивных сценариях будущего славянского мира. Славянская идея сегодня утратила свои позиции и влачит второстепенное существование как идея культурная и усыхающая память о былых временах. Славяне по-прежнему непримиримо воюют друг с другом, причем не только в «горячих войнах», но и в «войнах памяти», бушующих на постсоветском пространстве. Прошлое славян «разоблачается» демистификаторами и деконструкторами, выступает источником символов для современной исторической политики и образов для исторически ориентированной индустрии развлечений. 
Ключевые слова этногенетические легенды, славянское единство, историческая память, историческая политика
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Алимов, Денис Евгеньевич; Кибинь, Алексей Сергеевич.Рец. накн.: Urbanczyk, Przemysław. Trudne poczatki PolskiI. Wrocław, 2008 // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2010. № 1 (7). С. 213–236.

    Амелина, Елена Михайловна. Русские мыслители о славянском единстве // Соловьевские исследования. 2016. № 1 (49). С. 6–17.

    Гене, Бернар.История и историческая культура средневекового Запада. Москва: Языки славянской культуры, 2002. 491 с.

    Гжесик, Рышард. Этногенез славян в польской исторической рефлексии ХХ–ХХІ вв. // StudiaSlavicaetBalcanicaPetropolitana. 2017. № 2. С. 107–121.

    Данилевский, Игорь Николаевич. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XIIвв.): Курс лекций. Москва: Аспект-Пресс, 1998. 399 с.

    Данилевский, Игорь Николаевич.Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. Москва: Аспект-Пресс, 2004. 370 с.

    Данилевский, Игорь Николаевич. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIVвв.): Курс лекций. Москва: Аспект-Пресс, 2001. 389 с.

    Иванов, Сергей Аркадьевич. «В тени юстининовых крепостей?» Ф. Курта и парадоксы раннеславянской этничности // StudiaSlavicaetBalcanicaPetropolitana. 2008. № 2 (4). С. 5–12.

    Кикешев, Николай Иванович. «Славяне! Мы объединимся для борьбы и победы». Славянское движение в СССР в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 2008. № 8. С. 25–29.

    Киселев, Виталий Сергеевич. Панславизм и конструирование национальной идентичности в русской и польской словесности XIXв. // Русин. 2015. № 3. С. 108–127.

    Колин, Константин Константинович. Славянская культура как стратегический фактор обеспечения единства и безопасности славянского мира // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (26). С. 13–18.

    Комар, Алексей; Хамайко, Наталья. Збручский идол: Памятник эпохи романтизма? // Ruthenica. Київ, 2011. Т. X. C. 166–217.

    Костурова-Парашкевова, Мария. О возможности существования славянского единства в настоящем времени // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (25). С. 38–43.

    Кузьмин, Аполлон Григорьевич.Начало Руси: Тайны рождения русского народа. Москва: Вече, 2003. 630 с.

    Лаптева Л. П. Краледворская и Зеленогорская рукописи и их оценка в России XIXи начала XXвв. // Studiaslavica. Budapest. 1975. T. 21. S. 67-94

    Лескинен, Мария Войттовна.Славянское единство: От лингво-культурной классификации к политической мифологизации // Славяноведение. 2013. № 6. С. 52–61.

    Мареш, Вацлав Франтишек. Сказание о славянской письменности (по списку Пушкинского дома АН СССР)// ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 174–175.

    Мартынюк, Алексей Викторович. «Великий раскол» восточнославянской медиевистики: Семь тезисов к дискуссии // StudiaSlavicaetBalcanicaPetropolitana. 2017. № 1. С. 146–153.

    Мыльников, Александр Сергеевич. Картина славянского мира: Взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. Санкт-Петербург: Центр «Петербургское востоковедение», 1996. 314 с.

    Мыльников, Александр Сергеевич. Картина славянского мира: Взгляд из Восточной Европы. Представления об этнической номинации и этничности. XVI– начало XVIIIвека. Санкт-Петербург: Центр «Петербургское востоковедение», 1999. 398 с.

    Мягков, Герман Пантелеймонович; Недашковская, Надежда Игоревна. Идеологемы национальной идентичности как социокультурный фактор: Славистика на пути к отрицанию «славянского единства» // Вестник экономики, права и социологии. 2007. № 4. С. 109–113.

    Петрухин, Владимир Яковлевич.«Русь и вси языци». Аспекты исторических взаимосвязей: Историко-археологические очерки. Москва: Языки славянских культур, 2011. 384 с.

    Прокудин, Борис Александрович. Идея славянского единства в политической мысли России XIXвека: Генезис, основные направления и этапы развития: Дисс. … канд. полит. наук. Москва: Московский государственный университет, 2007. 180 с.

    Рафальский, Игорь. Славянская идея как проект наднациональной интеграции // Родина. 2013. № 6. С. 64–66.

    Родионова, Ирина Витальевна. Актуализация темы славянского единства в советской идеологии 1940-х годов // Вопросы гуманитарных наук. 2015. № 2 (77). С. 21–28.

    Толочко, Алексей Петрович. «История российская» Василия Татищева: Источники и известия. Москва: Новое литературное обозрение; Киев: Критика, 2005. 544 с.

    Толочко, Алексей Петрович.Краткая редакция Правды Русской: Происхождение текста. Киïв: Інститут історії України HAHУкраїни, 2009. 136 с.

    Толстая, Светлана Михайловна.Аспекты, критерии и признаки славянской культурной общности // Commomelementsinlavicfolklore. Зборник радова. Belgrade: Српска академиjа наука и уметности, Балканолошки институт, 2012. С. 17–31.

    Филюшкин, Александр Ильич. Когда и зачем стали ставить памятники историческим персонажам Древней Руси? // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2017. Т. 7. С. 382–397.

    Флоря, Борис Николаевич. Сказания о начале славянской письменности и современная им эпоха // Сказания о начале славянской письменности. Москва: Наука, 1981. С. 10–12.

    Французова, Ольга Александровна. Панславизм и идеи славянской интеграции в представлениях чешских радикалов первой половины XIXвека // Общество и цивилизация. 2015. Т. 1. С. 11–17.

    Шувалов, Петр Валерьевич.Изобретение проблемы (по поводу книги Флорина Курты ) // StudiaSlavicaetBalcanicaPetropolitana. 2008. № 2 (4). С. 13–20.

    Шербинин, Алексей Геннадьевич, Щербинина, Нина Гаррьевна. Славянский мир как политический конструкт // Русин. 2015. № 4. С. 37-62.

    Applebaum, Rachel. The Friendship Project: Socialist Internationalism in the Soviet Union and Czechoslovakia in the 1950s and 1960s // Slavic Review. 2015. Vol. 74. No. 3. P. 484–507.

    Curta, Florion. The Making of the Slavs between etnogenesis, invention and migration // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2008. № 2 (4). P. 155–172.

    Golub, Ivan; Bracewell, Wendy.The Slavic Idea of Juraj Križanić // Harvard Ukrainian Studies. 1986. Vol. 10. No. 3–4. P. 438–491.

    Kohn, Hans. Pan-Slavism: Its History and Ideology. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1953. 356 p.

    Kunze, Peter.The Sorbian National Renaissance and Slavic Reciprocity in the First Half of the Nineteenth Century // Canadian Slavonic Papers = Revue Canadienne des Slavistes. 1999. Vol. 41. No. 2. P. 189–206.

    Popowska-Taborska, Hanna. Przydatność badań językowych do rekonstrukcji wczesnych dziejów Słowian // Polszczyzna północno-wschodnia. Metodologia badań językowych. Wrocław; Warszawa; Kraków, 1989. S. 97–105.

    Schuster-Sewc, Heinz.The fall of the Slavic language unity (the proto-slavic) and the genetic developments of the slavic language // Zeitschruft für Slawistik. 2007. T. 52. No. 3. S. 314–325.

    Šmahelová, Hana.Kollárova vize slovanské vzájemnosti // Česká literature. 2002. Vol. 50. No. 2. P. 125–148.

    Suslov, Mikhail. Geographical Metanarratives in Russia and the European East: Contemporary Pan-Slavism //Eurasian Geography and Economics. 2012. Vol. 53. No. 5. P. 575–595.

    Thomas, George.Ján Kollár’s Thesis of Slavic Reciprocity and the Convergence of the Intellectual Vocabularies of the Czech, Slovak, Slovene, Croatian and Serbian Standard Languages // Canadian Slavonic Papers = Revue Canadienne des Slavistes. 1992. Vol. 34. No. 3. P. 279–299.

    Tolochko, Oleksiy P.The Primary Chronicle’s «Ethnography» Reveseted: Slavs and Varangians in the Middle Dnieper and the Origin of Rus’ State // Franks, Northmen and Slavs: Identities and State Formation in Early Medieval Europe. Turnhout, 2007. Р. 170–171.

    Waskovich, George. Poland’s place among the Slavs // Polish Review. 1962. Vol. 7. No. 3. P. 84–91.

 

Печать Электронная почта

  • Просмотров: 1017