Ссылка для цитирования: Соколов, Сергей Васильевич. «У православных императоров греческих сие многократно бывало»: Византийский пример в законодательных актах, панегирических и историко-политических сочинениях в России (конец XVII – первая четверть XVIII в.) // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. С. 133-149. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.108
For citation: Sokolov, Sergei Vasilievich. «Orthodox Greek Emperors have had this many times»: Byzantine example in legislative acts, panegyric and historical-political writings in Russia, late 17th – first quarter of the 18th century, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. Pp. 133-149. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.108
Название статьи | «У православных императоров греческих сие многократно бывало»: Византийский пример в законодательных актах, панегирических и историко-политических сочинениях в России (конец XVII – первая четверть XVIII в.) | ||||||||
Авторы | Соколов, Сергей Васильевич ― кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Лаборатория эдиционной археографии, заведующий кафедрой истории России, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, Orc ID 0000-0002-2647-7355, Scopus ID 57216872858, SPIN-код 4691-5112; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
||||||||
В рубрике | Disputatio / Дискуссия | ||||||||
Год | 2022 | Номер журнала | 1 | Страницы | 133-149 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 947.02; ББК 63.3(2)5 | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.108 | ||||
Аннотация |
Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ № FEUZ-2020-0056 «Региональная идентичность России: компаративные историко-филологические исследования». В статье рассматривается использование примеров из византийской истории для объяснения текущих и исторических событий в России в конце XVII – первой четверти XVIII в. Использование исторического примера для пояснения смысла описываемых событий является одной из наиболее распространенных экспланационных стратегий. Источниковую базу исследования в основном составляют панегирическая литература, законодательные акты, законоподготовительные документы, сочинения исторического и политического характера. История Византии была хорошо известна в России в конце XVII в., однако частотность примеров из византийской истории намного уступала библейским и античным. В статье показано, что на рассматриваемом хронологическом промежутке Византия была известна русским авторам в основном под наименованием «Греческое царство», отсчет истории которого шел с эпохи императора Константина I Великого. Имя этого императора и других императоров ранней Византии (позднего Рима) чаще всего упоминалось в качестве примера в текстах конца XVII – первой четверти XVIII в. В статье проанализировано использование византийских сюжетов из византийской истории для пояснения законодательных актов, выстраивания исторических аналогий для русских царей (в первую очередь, Петра I), роль византийского примера в ситуации принятия Петром императорского титула, а также использования сюжета, связанного с падением Византии, в качестве политической нотации. |
||||||||
Ключевые слова | Византия, Петр I, барокко, империя, законодательство, панегирики, византийское культурное влияние, исследования средневековья, история культуры | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Агеева, Ольга Гениевна. Титул «император» и понятие «империя» в России в первой четверти XVIII в. // Мир истории. 1999. № 5. URL: http://www.historia.ru/1999/05/ageyeva.htm (дата посещения — 31.08.2021). Алексеева, Надежда Юрьевна. Русская ода: Развитие одической формы в XVII–XVIII вв. Санкт- Петербург: Наука, 2005. 369 с. Артемьева, Татьяна Владимировна. Идея истории в России XVIII в. // Философский век: Альманах. Вып. 4. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 1998. 267 с. Белоброва, Ольга Андреевна. Мотив «Римские кесари» — правители Византии в древнерусской литературе в последней трети XVII в. // Византийские очерки. Труды советских ученых к XVI международному конгрессу византинистов. Москва: Наука, 1982. С. 234–245. Бугров, Константин Дмитриевич; Киселев, Михаил Александрович. Естественное право и добродетель: Интеграция европейского влияния в российскую политическую культуру XVIII в. Екатеринбург: Уральский университет, 2016. 480 с. Бугров, Константин Дмитриевич; Соколов, Сергей Васильевич. Республика мечей или торговая республика? Российская историческая мысль XVIII – начала XIX в. о военной мощи республиканского Новгорода // Cahiers du Monde Russe. 2018. Vol. 59/1. P. 93–116. Буланин, Дмитрий Михайлович. Античные традиции в древнерусской литературе XI–XVI вв. München: Verlag Otto Sagner, 1991. (Slavistische Beiträge. Bd 278). 468 с. Вилинбахов, Георгий Вадимович. Основание Петербурга и имперская эмблематика // Труды по знаковым системам. Тарту: Тартуский гос. университет, 1984. Вып.18. С. 46–55. Диянов, Константин Сергеевич. Полемика грекофилов и латинствующих в последней четверти XVII в.: Дис. … канд. ист. наук. Омск, 2014. 243 с. Живов, Виктор Маркович. Культурные реформы в системе преобразований Петра I // Из истории русской культуры. Т. III. Москва: Языки русской культуры, 1996. С. 527–583. Живов, Виктор Маркович; Успенский, Борис Андреевич. Царь и Бог (семиотические аспекты сакрализации монарха в России) // Успенский, Борис Андреевич. Избранные труды. Т. I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Москва: Языки русской культуры, 1996. С. 205–337. Зорин, Андрей Леонидович. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. Москва: Новое литературное обозрение, 2001. 416 с. Кнабе, Георгий Степанович. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. 240 с. Козлова, Мария Игоревна. Рецепция античности в исторической мысли XVIII века (опыт М. М. Щербатова): Дис. … канд. ист. наук. Казань, 2011. 218 с. Кротов, Павел Александрович. Основание Санкт-Петербурга: Загадки старинной рукописи. Санкт- Петербург: Историческая иллюстрация, 2006. 160 с. Кузнецова, Ольга Александровна; Ченцова, Вера Георгиевна; Шамин, Степан Михайлович. Русские переводы элогиума Христиана Борнманна: Великое посольство Петра I и литература // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016. № 2. С. 111–125. Курбатов, Георгий Львович. История Византии (историография). Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1975. 256 с. Лаппо-Данилевский, Александр Сергеевич. История русской общественной мысли XVII–XVIII вв. Москва: Наука, 1990. 292 с. Лотман, Юрий Михайлович; Успенский Борис Андреевич. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Художественный язык средневековья. Москва: Наука, 1982. С. 236–249. Николози, Рикардо. Петербургский панегирик XVIII века: Миф – идеология – риторика / Пер. с нем. М. Н. Жаровой; Под ред. К. А. Богданова. Москва: Языки славянской культуры, 2009. 216 с. Мартынюк, Алексей Викторович. История Средневековой Руси: От политической инструментализации и консерватизма академической традиции к аксиологическому пониманию // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 1. С. 25–38. Мартынюк, Алексей Викторович. «Великий раскол» восточнославянской медиевистики: Семь тезисов к дискуссии // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2017. № 1. С. 146–153. «Москва и Новград едина держава Божия»: Новгородский митрополит Иов и его переписка конца XVII – начала XVIII в. / Сост., вступ. ст., комм. Анисимова, Евгения Викторовича. Великий Новгород, 2009. 231 с. Панегирическая литература петровского времени: Исследования и тексты / Изд. подгот. Гребенюк, Василий Петрович; под ред. Державиной, Ольги Александровны. Москва: Наука, 1979. 313 с. Панченко, Александр Михайлович. Два этапа русского барокко // Труды Отдела древнерусской литературы. Ленинград, 1977. Т. 32. С. 100–106. Погосян, Елена Анатольевна. Петр I — архитектор российской истории. Санкт-Петербург: Искусство- СПБ, 2001. 424 с. Рамазанова, Джамиля Нуровна. Сочинения Иоанникия и Софрония Лихудов «Плач святыя Христовы Восточные церкве» // Россия и христианский Восток. Вып. IV–V. Москва: Языки славянской культуры; Знак, 2014. С. 648–659. Ранчин, Андрей Михайлович. К истолкованию теории «Москва – Третий Рим» в русской культуре Нового времени // Россия XXI. 2012. № 6. С. 26–57. Редин, Дмитрий Алексеевич; Серов, Дмитрий Олегович. Второе путешествие Петра Первого в Европу в письмах барона П. П. Шафирова князю А. Д. Меншикову (1716–1717) // Quaestio Rossica. Т. 5. 2017. No. 2. С. 471–502. Успенский, Борис Андреевич. Петр Первый и переосмысление понятия империи // Факты и знаки: Исследования по семиотике истории. Вып. 3. Москва; Санкт-Петербург: Институт славяноведения РАН; Нестор-История, 2014. С. 209–250. Филюшкин, Александр Ильич. «Мобилизация Средневековья» как поиск идентичности: Какими путями Белоруссия хочет уйти от исторического наследия Российской империи и СССР // Quaestio Rossica. Т. 5. 2017. No. 2. С. 569–590. Ченцова, Вера Георгиевна. Восточная церковь и Россия после Переяславской рады. 1654–1658. Документы. Москва: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2004. 176 с. Чеснокова, Надежда Петровна. Христианский Восток и Россия: Политическое и культурное взаимодействие в середине XVII века. (По документам Российского государственного архива древних актов). Москва: Индрик, 2011. 287 с. |
Метки: историография, византийское культурное влияние, Византия, XVIII век, византинистика, DISPUTATIO / ДИСКУССИЯ, исследования средневековья, исторические источники, XVII век, история культуры, СОКОЛОВ С. В.