Соколов, Сергей Васильевич. «У православных императоров греческих сие многократно бывало»: Византийский пример в законодательных актах, панегирических и историко-политических сочинениях в России (конец XVII – первая четверть XVIII в.)

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Соколов, Сергей Васильевич. «У православных императоров греческих сие многократно бывало»: Византийский пример в законодательных актах, панегирических и историко-политических сочинениях в России (конец XVII – первая четверть XVIII в.) // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. С. 133-149. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.108

For citation: Sokolov, Sergei Vasilievich. «Orthodox Greek Emperors have had this many times»: Byzantine example in legislative acts, panegyric and historical-political writings in Russia, late 17th – first quarter of the 18th century, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. Pp. 133-149. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.108

Название статьи «У православных императоров греческих сие многократно бывало»: Византийский пример в законодательных актах, панегирических и историко-политических сочинениях в России (конец XVII – первая четверть XVIII в.)
Авторы Соколов, Сергей Васильевич ― кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Лаборатория эдиционной археографии, заведующий кафедрой истории России, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, Orc ID 0000-0002-2647-7355, Scopus ID 57216872858, SPIN-код 4691-5112; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Disputatio / Дискуссия
Год  2022 Номер журнала  1 Страницы  133-149
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 947.02; ББК 63.3(2)5 Индекс DOI  https://doi.org/10.21638/spbu19.2022.108
Аннотация

Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ № FEUZ-2020-0056 «Региональная идентичность России: компаративные историко-филологические исследования».

В статье рассматривается использование примеров из византийской истории для объяснения текущих и исторических событий в России в конце XVII – первой четверти XVIII в. Использование исторического примера для пояснения смысла описываемых событий является одной из наиболее распространенных экспланационных стратегий. Источниковую базу исследования в основном составляют панегирическая литература, законодательные акты, законоподготовительные документы, сочинения исторического и политического характера. История Византии была хорошо известна в России в конце XVII в., однако частотность примеров из византийской истории намного уступала библейским и античным. В статье показано, что на рассматриваемом хронологическом промежутке Византия была известна русским авторам в основном под наименованием «Греческое царство», отсчет истории которого шел с эпохи императора Константина I Великого. Имя этого императора и других императоров ранней Византии (позднего Рима) чаще всего упоминалось в качестве примера в текстах конца XVII – первой четверти XVIII в. В статье проанализировано использование византийских сюжетов из византийской истории для пояснения законодательных актов, выстраивания исторических аналогий для русских царей (в первую очередь, Петра I), роль византийского примера в ситуации принятия Петром императорского титула, а также использования сюжета, связанного с падением Византии, в качестве политической нотации.

Ключевые слова Византия, Петр I, барокко, империя, законодательство, панегирики, византийское культурное влияние, исследования средневековья, история культуры
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Агеева, Ольга Гениевна. Титул «император» и понятие «империя» в России в первой четверти XVIII в. // Мир истории. 1999. № 5. URL: http://www.historia.ru/1999/05/ageyeva.htm (дата посеще­ния — 31.08.2021).

Алексеева, Надежда Юрьевна. Русская ода: Развитие одической формы в XVII–XVIII вв. Санкт- Петербург: Наука, 2005. 369 с.

Артемьева, Татьяна Владимировна. Идея истории в России XVIII в. // Философский век: Альманах. Вып. 4. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 1998. 267 с.

Белоброва, Ольга Андреевна. Мотив «Римские кесари» — правители Византии в древнерусской лите­ратуре в последней трети XVII в. // Византийские очерки. Труды советских ученых к XVI междуна­родному конгрессу византинистов. Москва: Наука, 1982. С. 234–245.

Бугров, Константин Дмитриевич; Киселев, Михаил Александрович. Естественное право и доброде­тель: Интеграция европейского влияния в российскую политическую культуру XVIII в. Екатеринбург: Уральский университет, 2016. 480 с.

Бугров, Константин Дмитриевич; Соколов, Сергей Васильевич. Республика мечей или торговая республика? Российская историческая мысль XVIII – начала XIX в. о военной мощи республиканского Новгорода // Cahiers du Monde Russe. 2018. Vol. 59/1. P. 93–116.

Буланин, Дмитрий Михайлович. Античные традиции в древнерусской литературе XI–XVI вв. München: Verlag Otto Sagner, 1991. (Slavistische Beiträge. Bd 278). 468 с.

Вилинбахов, Георгий Вадимович. Основание Петербурга и имперская эмблематика // Труды по знаковым системам. Тарту: Тартуский гос. университет, 1984. Вып.18. С. 46–55.

Диянов, Константин Сергеевич. Полемика грекофилов и латинствующих в последней четверти XVII в.: Дис. … канд. ист. наук. Омск, 2014. 243 с.

Живов, Виктор Маркович. Культурные реформы в системе преобразований Петра I // Из истории русской культуры. Т. III. Москва: Языки русской культуры, 1996. С. 527–583.

Живов, Виктор Маркович; Успенский, Борис Андреевич. Царь и Бог (семиотические аспекты сакрали­зации монарха в России) // Успенский, Борис Андреевич. Избранные труды. Т. I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Москва: Языки русской культуры, 1996. С. 205–337.

Зорин, Андрей Леонидович. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. Москва: Новое литературное обозрение, 2001. 416 с.

Кнабе, Георгий Степанович. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. 240 с.

Козлова, Мария Игоревна. Рецепция античности в исторической мысли XVIII века (опыт М. М. Щербатова): Дис. … канд. ист. наук. Казань, 2011. 218 с.

Кротов, Павел Александрович. Основание Санкт-Петербурга: Загадки старинной рукописи. Санкт- Петербург: Историческая иллюстрация, 2006. 160 с.

Кузнецова, Ольга Александровна; Ченцова, Вера Георгиевна; Шамин, Степан Михайлович. Русские переводы элогиума Христиана Борнманна: Великое посольство Петра I и литература // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016. № 2. С. 111–125.

Курбатов, Георгий Львович. История Византии (историография). Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1975. 256 с.

Лаппо-Данилевский, Александр Сергеевич. История русской общественной мысли XVII–XVIII вв. Москва: Наука, 1990. 292 с.

Лотман, Юрий Михайлович; Успенский Борис Андреевич. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Художественный язык средневековья. Москва: Наука, 1982. С. 236–249.

Николози, Рикардо. Петербургский панегирик XVIII века: Миф – идеология – риторика / Пер. с нем. М. Н. Жаровой; Под ред. К. А. Богданова. Москва: Языки славянской культуры, 2009. 216 с.

Мартынюк, Алексей Викторович. История Средневековой Руси: От политической инструментализации и консерватизма академической традиции к аксиологическому пониманию // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 1. С. 25–38.

Мартынюк, Алексей Викторович. «Великий раскол» восточнославянской медиевистики: Семь тезисов к дискуссии // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2017. № 1. С. 146–153.

«Москва и Новград едина держава Божия»: Новгородский митрополит Иов и его переписка конца XVII – начала XVIII в. / Сост., вступ. ст., комм. Анисимова, Евгения Викторовича. Великий Новгород, 2009. 231 с.

Панегирическая литература петровского времени: Исследования и тексты / Изд. подгот. Гребенюк, Василий Петрович; под ред. Державиной, Ольги Александровны. Москва: Наука, 1979. 313 с.

Панченко, Александр Михайлович. Два этапа русского барокко // Труды Отдела древнерусской лите­ратуры. Ленинград, 1977. Т. 32. С. 100–106.

Погосян, Елена Анатольевна. Петр I — архитектор российской истории. Санкт-Петербург: Искусство- СПБ, 2001. 424 с.

Рамазанова, Джамиля Нуровна. Сочинения Иоанникия и Софрония Лихудов «Плач святыя Христовы Восточные церкве» // Россия и христианский Восток. Вып. IV–V. Москва: Языки славянской культуры; Знак, 2014. С. 648–659.

Ранчин, Андрей Михайлович. К истолкованию теории «Москва – Третий Рим» в русской культуре Нового времени // Россия XXI. 2012. № 6. С. 26–57.

Редин, Дмитрий Алексеевич; Серов, Дмитрий Олегович. Второе путешествие Петра Первого в Европу в письмах барона П. П. Шафирова князю А. Д. Меншикову (1716–1717) // Quaestio Rossica. Т. 5. 2017. No. 2. С. 471–502.

Успенский, Борис Андреевич. Петр Первый и переосмысление понятия империи // Факты и знаки: Исследования по семиотике истории. Вып. 3. Москва; Санкт-Петербург: Институт славяноведения РАН; Нестор-История, 2014. С. 209–250.

Филюшкин, Александр Ильич. «Мобилизация Средневековья» как поиск идентичности: Какими путями Белоруссия хочет уйти от исторического наследия Российской империи и СССР // Quaestio Rossica. Т. 5. 2017. No. 2. С. 569–590.

Ченцова, Вера Георгиевна. Восточная церковь и Россия после Переяславской рады. 1654–1658. Документы. Москва: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2004. 176 с.

Чеснокова, Надежда Петровна. Христианский Восток и Россия: Политическое и культурное вза­имодействие в середине XVII века. (По документам Российского государственного архива древних актов). Москва: Индрик, 2011. 287 с.

 

Метки: историография, византийское культурное влияние, Византия, XVIII век, византинистика, DISPUTATIO / ДИСКУССИЯ, исследования средневековья, исторические источники, XVII век, история культуры, СОКОЛОВ С. В.

  • Просмотров: 216