Вилкул, Татьяна Леонидовна. Сообщение 1044 года в текстологии списков Начальной летописи

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Вилкул, Татьяна Леонидовна. Сообщение 1044 года в текстологии списков Начальной летописи // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2021. № 2. С. 133-144. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2021.209

For citation:Vilkul, Tatyana Leonidovna. 1044 annual entry in textual studies of the witnesses of the «Primary Chronicle», in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2021. № 2. Pp. 133-144. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2021.209

Название статьи Сообщение 1044 года в текстологии списков Начальной летописи
Авторы Вилкул, Татьяна Леонидовна ― доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт истории Украины, Национальная Академия наук Украины, Киев, Украина, Orc ID 0000-0003-2737-8372; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Miscellanea / Смесь
Год  2021 Номер журнала  2 Страницы 133-144
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 947.02; ББК63.3(0)4 Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2021.209
Аннотация

Одно из известий Начальной летописи 1044 г. содержит рассказ об уникальном событии в истории ранней Руси, которое неоднократно интерпретировалось историками и филологами. Останки («кости») Ярополка и Олега Святославичей были выкопаны и крещены. Бывшие киевские князья были с честью перезахоронены в церкви Богородицы Десятинной во время правления их племянника, Ярослава Мудрого. Такая практика противоречила церковным канонам, однако современники князя Ярослава, скорее всего, не вполне осознавали неканоничность действий, поскольку в переходный период от язычества к христианству не все церковные правила соблюдались. Учеными найдены скандинавские и исландские параллели к данной истории, которые позволяют интерпретировать событие в контексте династического культа, разнообразные проявления которого наблюдались на варварской периферии Европы. Сопоставление основных списков Начальной летописи Лаврентьевской и Ипатьевской редакций, старшего извода Новгородской 1 и Новгородско-Софийской группы показывает, что яркая запись 1044 г. привлекла внимание редакторов и копиистов, из-за чего в тексте возникли расхождения. Статья посвящена анализу свидетельств в области текстуальной критики. Характерны варианты каждой из редакций, в то время как Новгородско-Cофийская группа объединяет разнородные чтения. Примечательно дополнение «в Володимери», приписанное после названия церкви в Ипатьевской и Новгородско-Софийской ветвях, что «перемещает» события из Киева во Владимир-на-Клязьме или же Владимир-Волынский. Оно является анахронизмом, ибо соборы в названных городах построены во второй половине XII в. Дописать его мог скорее даже книжник постмонгольского периода, незнакомый с киевскими реалиями. Сходство Ипатьевской и Новгородско-Софийской группы подталкивает к пересмотру аналогичных сближений указанных ветвей. Текстуальное исследование обнаружило несколько показаний точечной сверки в отдельных известиях, которые могут свидетельствовать о влиянии южнорусской версии на общий протограф новгородской. В то же время масса наиболее убедительных заимствований из Ипатьевской группы наблюдается лишь в более поздних слоях.

Ключевые слова Древняя Русь, древнерусские летописи, текстология, средневековые хроники
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Алексеев, Алексей Иванович. Крещение костей. (К интерпретации статьи Повести временных лет под 1044 г.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. Вып. 1 (11). 2003. С. 102–106.

Бобров, Александр Григорьевич. Новгородские летописи XV века. Санкт-Петербург: «Дмитрий Буланин», 2001. 287 с.

Гимон, Тимофей Валентинович. События XI – начала XII в. в новгородских летописях и перечнях // Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год: Предпосылки и пути образования Древнерусского государства. Москва, 2012. С. 584–703.

Лурье, Яков Соломонович. Новгородская Карамзинская летопись // Труды Отдела древнерусской литературы. Ленинград, 1974. Т. 29. С. 207–214.

Михеев, Савва Михайлович. Источники новгородских летописей ХII и ХV вв., проблема Древнего Сказания и другие спорные вопросы истории текста начальной летописи // Новгородский исторический сборник. Вып. 19 (29). Новгород Великий, 2020. С. 168–217.

Мусин, Александр Евгеньевич. Христианизация Новгородской земли в IX–XIV вв. Погребальный обряд и христианские древности. Санкт-Петербург: Изд. Петербургское Востоковедение, 2002. 270 с.

Назаренко, Александр Васильевич. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. Москва: Языки русской культуры, 2001. 784 с.

Назаренко, Александр Васильевич. Был ли крещен киевский князь Ярополк Святославич, или кое-что об «исторической реальности» // Византийский временник. Т. 65. 2006. С. 66–72.

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. и с предисловием Насонова, Арсения Николаевича. Москва; Ленинград: Изд. АН СССР, 1950. 641 с.

Поппэ, Андрей Витольдович. Учредительная грамота Смоленской епископии // Археографический ежегодник за 1965 г. Москва, 1966. С. 59–71.

Похилько, Наталья Павловна. Летописная статья 1044 г. и чудо воскрешения через крещение в «Житиях херсонских святых епископов» // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. 7. 2015. С. 204–213.

Прохоров, Гелиан Михайлович. Летописные подборки рукописи ГПБ, F.IV.603 и проблема сводного общерусского летописания // Труды Отдела древнерусской литературы. XXXII: Текстология и поэтика русской литературы XI–XVII вв. Ленинград, 1977. С. 165–198.

Прохоров, Гелиан Михайлович. Материалы постатейного анализа общерусских летописных сводов. (Подборки Карамзинской рукописи, Софийская 1, Новгородская 4 и Новгородская 5 летописи) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. LI. Санкт-Петербург, 1999. С. 137–205.

Ричков, Петр Анатольевич. Успенський собор у Володимирі-Волинському // Енциклопедія історії України: У 10 т. / Ред. Смолій, Валерій Андрiйович (голова) та ін. Т. 10: Т–Я. Киев: Інститут історії України НАН України, 2013. С. 249–250.

Толочко, Петр Петрович. Крещение Ярополка Святославича: историческая реальность или ученая фикция // Византийский временник. Т. 63. 2004. С. 59–66.

Успенский, Федор Борисович. Скандинавы. Варяги. Русь. Историко-филологические очерки. Москва: Языки славянской культуры, 2002. 456 с.

Шибаев, Михаил Алексеевич. Редакторские приемы составителя Софийской 1 летописи // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Редактор и текст. Санкт-Петербург, 2000. Вып. 3. С. 368–383.

Щапов, Ярослав Николаевич. Устав князя Ярослава и вопрос об отношении к византийскому наследию на Руси в середине ХІ в. // Византийский временник. Т. 31. 1971. C. 71–78.

Gippius, Alexey Alekseevich. Reconstructing the original of the Povest’ vremennyx let: a contribution to the debate // Russian linquistics. Vol. 38. 2014. Р. 341–366.

Guimon, Timofey Valentinovich. Historical writing of Early Rus (c 1000–1400) in a comparative perspective. Leiden; Boston: Brill, 2021. 471 р.

Klaniczay, Gabor. Holy Rulers and Blessed Princesses. Dynastic Cults in Medieval Central Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 512 р.

Poppe, Аndrzey. Państwo i kościol na Rusi w XI wieku. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1968. 252 р.

 

Метки: Древняя Русь, раннее Средневековье, этничность, славяне, летописи, MISCELLANEA / СМЕСЬ, исследования средневековья, исторические источники, XI век, история культуры, ВИЛКУЛ Т. Л., пути межкультурной коммуникации

  • Просмотров: 324