Ссылка для цитирования: Вилкул, Татьяна Леонидовна. Сообщение 1044 года в текстологии списков Начальной летописи // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2021. № 2. С. 133-144. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2021.209
For citation:Vilkul, Tatyana Leonidovna. 1044 annual entry in textual studies of the witnesses of the «Primary Chronicle», in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2021. № 2. Pp. 133-144. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2021.209
Название статьи | Сообщение 1044 года в текстологии списков Начальной летописи | ||||||||
Авторы | Вилкул, Татьяна Леонидовна ― доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт истории Украины, Национальная Академия наук Украины, Киев, Украина, Orc ID 0000-0003-2737-8372; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | Miscellanea / Смесь | ||||||||
Год | 2021 | Номер журнала | 2 | Страницы | 133-144 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК | УДК 947.02; ББК63.3(0)4 | Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/spbu19.2021.209 | ||||
Аннотация |
Одно из известий Начальной летописи 1044 г. содержит рассказ об уникальном событии в истории ранней Руси, которое неоднократно интерпретировалось историками и филологами. Останки («кости») Ярополка и Олега Святославичей были выкопаны и крещены. Бывшие киевские князья были с честью перезахоронены в церкви Богородицы Десятинной во время правления их племянника, Ярослава Мудрого. Такая практика противоречила церковным канонам, однако современники князя Ярослава, скорее всего, не вполне осознавали неканоничность действий, поскольку в переходный период от язычества к христианству не все церковные правила соблюдались. Учеными найдены скандинавские и исландские параллели к данной истории, которые позволяют интерпретировать событие в контексте династического культа, разнообразные проявления которого наблюдались на варварской периферии Европы. Сопоставление основных списков Начальной летописи Лаврентьевской и Ипатьевской редакций, старшего извода Новгородской 1 и Новгородско-Софийской группы показывает, что яркая запись 1044 г. привлекла внимание редакторов и копиистов, из-за чего в тексте возникли расхождения. Статья посвящена анализу свидетельств в области текстуальной критики. Характерны варианты каждой из редакций, в то время как Новгородско-Cофийская группа объединяет разнородные чтения. Примечательно дополнение «в Володимери», приписанное после названия церкви в Ипатьевской и Новгородско-Софийской ветвях, что «перемещает» события из Киева во Владимир-на-Клязьме или же Владимир-Волынский. Оно является анахронизмом, ибо соборы в названных городах построены во второй половине XII в. Дописать его мог скорее даже книжник постмонгольского периода, незнакомый с киевскими реалиями. Сходство Ипатьевской и Новгородско-Софийской группы подталкивает к пересмотру аналогичных сближений указанных ветвей. Текстуальное исследование обнаружило несколько показаний точечной сверки в отдельных известиях, которые могут свидетельствовать о влиянии южнорусской версии на общий протограф новгородской. В то же время масса наиболее убедительных заимствований из Ипатьевской группы наблюдается лишь в более поздних слоях. |
||||||||
Ключевые слова | Древняя Русь, древнерусские летописи, текстология, средневековые хроники | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Алексеев, Алексей Иванович. Крещение костей. (К интерпретации статьи Повести временных лет под 1044 г.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. Вып. 1 (11). 2003. С. 102–106. Бобров, Александр Григорьевич. Новгородские летописи XV века. Санкт-Петербург: «Дмитрий Буланин», 2001. 287 с. Гимон, Тимофей Валентинович. События XI – начала XII в. в новгородских летописях и перечнях // Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год: Предпосылки и пути образования Древнерусского государства. Москва, 2012. С. 584–703. Лурье, Яков Соломонович. Новгородская Карамзинская летопись // Труды Отдела древнерусской литературы. Ленинград, 1974. Т. 29. С. 207–214. Михеев, Савва Михайлович. Источники новгородских летописей ХII и ХV вв., проблема Древнего Сказания и другие спорные вопросы истории текста начальной летописи // Новгородский исторический сборник. Вып. 19 (29). Новгород Великий, 2020. С. 168–217. Мусин, Александр Евгеньевич. Христианизация Новгородской земли в IX–XIV вв. Погребальный обряд и христианские древности. Санкт-Петербург: Изд. Петербургское Востоковедение, 2002. 270 с. Назаренко, Александр Васильевич. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. Москва: Языки русской культуры, 2001. 784 с. Назаренко, Александр Васильевич. Был ли крещен киевский князь Ярополк Святославич, или кое-что об «исторической реальности» // Византийский временник. Т. 65. 2006. С. 66–72. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. и с предисловием Насонова, Арсения Николаевича. Москва; Ленинград: Изд. АН СССР, 1950. 641 с. Поппэ, Андрей Витольдович. Учредительная грамота Смоленской епископии // Археографический ежегодник за 1965 г. Москва, 1966. С. 59–71. Похилько, Наталья Павловна. Летописная статья 1044 г. и чудо воскрешения через крещение в «Житиях херсонских святых епископов» // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. 7. 2015. С. 204–213. Прохоров, Гелиан Михайлович. Летописные подборки рукописи ГПБ, F.IV.603 и проблема сводного общерусского летописания // Труды Отдела древнерусской литературы. XXXII: Текстология и поэтика русской литературы XI–XVII вв. Ленинград, 1977. С. 165–198. Прохоров, Гелиан Михайлович. Материалы постатейного анализа общерусских летописных сводов. (Подборки Карамзинской рукописи, Софийская 1, Новгородская 4 и Новгородская 5 летописи) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. LI. Санкт-Петербург, 1999. С. 137–205. Ричков, Петр Анатольевич. Успенський собор у Володимирі-Волинському // Енциклопедія історії України: У 10 т. / Ред. Смолій, Валерій Андрiйович (голова) та ін. Т. 10: Т–Я. Киев: Інститут історії України НАН України, 2013. С. 249–250. Толочко, Петр Петрович. Крещение Ярополка Святославича: историческая реальность или ученая фикция // Византийский временник. Т. 63. 2004. С. 59–66. Успенский, Федор Борисович. Скандинавы. Варяги. Русь. Историко-филологические очерки. Москва: Языки славянской культуры, 2002. 456 с. Шибаев, Михаил Алексеевич. Редакторские приемы составителя Софийской 1 летописи // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Редактор и текст. Санкт-Петербург, 2000. Вып. 3. С. 368–383. Щапов, Ярослав Николаевич. Устав князя Ярослава и вопрос об отношении к византийскому наследию на Руси в середине ХІ в. // Византийский временник. Т. 31. 1971. C. 71–78. Gippius, Alexey Alekseevich. Reconstructing the original of the Povest’ vremennyx let: a contribution to the debate // Russian linquistics. Vol. 38. 2014. Р. 341–366. Guimon, Timofey Valentinovich. Historical writing of Early Rus (c 1000–1400) in a comparative perspective. Leiden; Boston: Brill, 2021. 471 р. Klaniczay, Gabor. Holy Rulers and Blessed Princesses. Dynastic Cults in Medieval Central Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 512 р. Poppe, Аndrzey. Państwo i kościol na Rusi w XI wieku. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1968. 252 р. |
Метки: Древняя Русь, раннее Средневековье, этничность, славяне, летописи, MISCELLANEA / СМЕСЬ, исследования средневековья, исторические источники, XI век, история культуры, ВИЛКУЛ Т. Л., пути межкультурной коммуникации