Ссылка для цитирования: Фликоп-Свито, Галина Александровна. «Местные алтари» — уникальное явление греко-католической Церкви Беларуси (конец XVII – начало XIX в.) // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2. С. 159-178. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.210
For citation: Flikop-Svita, Halina Aljaksandrawna. «Local altars» ― a unique phenomenon of the Greek-Catholic church in Belarus (late 17th – early 19th centuries), in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2. Pp. 159-178. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.210
Название статьи | «Местные алтари» — уникальное явление греко-католической Церкви Беларуси (конец XVII – начало XIX в.) | ||||||||
Авторы | Фликоп-Свито, Галина Александровна — кандидат искусствоведения, Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь, OrcID 0000-0002-0787-7548; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | Commentarii / Статьи | ||||||||
Год | 2020 | Номер журнала | 2 | Страницы | 159-178 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК; ББК |
УДК 247.2/.3+726.591.1 «16/18»; |
Индекс DOI | https://doi.org/10.21638/spbu19.2020.210 | ||||
Аннотация | В статье рассматривается уникальное культурно-религиозное явление, которое сформировалось и существовало около полутора веков в греко-католической (униатской) Церкви Речи Посполитой ― алтари, включенные в состав иконостаса. Для обозначения этих сакральных объектов в униатском делопроизводстве XVIII в., как стало известно из многочисленных проработанных исторических документов, использовался польскоязычный термин «ołtarze namiesne» («местные алтари»). «Местные алтари» создавались при приставлении престола к иконам местного (нижнего) чина иконостаса ― отсюда и название. Их возникновение связано с внедрением в униатскую религиозную практику, которая изначально сохраняла восточно-христианскую обрядность, западно-христианских традиций. «Местные алтари» являлись альтернативой традиционным для католичества боковым пристенным алтарям. В богослужебной практике они использовались с той же целью ― на них могли служиться заказные мессы, но в изготовлении это был более простой и бюджетный способ: необходимо было только приставить престол к иконостасу под местную икону. Со временем сформировался способ создания иконостасов с изначально включенными в них эдикулами ― архитектурно оформленными нишами для местных икон, которые визуально напоминали ретабло традиционных архитектурных алтарей. При упразднении униатской церкви в 1839 г. храмы были переведены в православие, а все атрибуты католичества демонтированы. До настоящего времени на территории Беларуси не сохранилось ни одного полноценного «местного алтаря» с престолом. Данное исследование проведено на основе исторических документов конца XVII – начала XIX в. с описаниями около двух тысяч приходских, филиальных, монастырских и кафедральных греко-католических церквей на территории Беларуси. Установлено, что к 1676 г. практика использования «местных алтарей» уже существовала, о чем свидетельствует выявленная нами дата создания единственного сохранившегося в Беларуси униатского иконостаса с эдикулами — из церкви Успения Богородицы монастыря в местечке Жировичи Слонимского р-на Гродненской области. Таким образом, «местные алтари» к последней четверти XVII в. вошли в униатский обиход, где употреблялись до начала XIX в. Из-за полной утраты артефактов до настоящего времени об этом сакральном явлении в греко-католических церквях Беларуси не было известно. | ||||||||
Ключевые слова | «местный алтарь», иконостас, нижний чин иконостаса, греко-католическая церковь, престол, местная икона, искусство, история культуры, Беларусь | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Візіты уніяцкіх цэркваў Мінскага і Навагрудскага сабораў 1680–1682 гг.: Зборнік дакументаў / Укладальнік Лісейчыкаў, Дзяніс Васільевіч. Мінск: І. П. Логвінаў, 2009. 270 с. Лазука, Барыс Андрэевіч. Слоўнік тэрмінаў: Архітэктура, выяўленчае і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: дапаможнік для вучняў. Мінск: Беларусь, 2001. 158 с. Лісейчыкаў, Дзяніс Васільевіч. Інвентар Пінскай кафедральнай саборнай царквы «Святой Прачыстай» 1695 г. // Беларускі археаграфічны штогоднік. Вып. 17. 2016. С. 235–245. Ожешковская, Ирина Николаевна. Особенности сохранившегося греко-католического интерьера Спасо-Преображенской церкви в деревне Порплище Витебской обл. (XVIII – первая половина XIX в.) // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 20. Мінск: Права і эканоміка, 2016. С. 96–102. Радзевич, Ирена Романовна. Структура алтаря и его эволюционное развитие в католическом храме // Вестник Брестского государственного технического университета. 2012. № 1. С. 18–20. Флікоп, Галіна Аляксандраўна. Асаблівасці тэрміналогіі пры апісанні іканастасаў у візітацыйных актах уніяцкіх храмаў Беларусі ў канцы ХVII – першай трэці XIX стст. // Історія релігій в Украіні: науковий щорічник / Упоряд. Киричук, Олександра; Омельчук, Марiя; Орлевич, Iрина. Львів: Львівський музей історіі релігіі, вид-во «Логос», 2014. Кн. 2. С. 350–361. Флікоп-Світа, Галіна Аляксандраўна. Іканастас Успенскага сабора ў Жыровічах: новыя звесткі па пытанні атрыбуцыі // Беларускі гістарычны часопіс. 2017. № 2. С. 13–24. Флікоп-Світа, Галіна Аляксандраўна. Прысценныя алтары ўніяцкіх храмаў Беларусі ў канцы XVII – пачатку ХІХ ст. // Беларускі гістарычны часопіс. 2016. № 3. С. 26–37. Ярашэвіч, Аляксандр Адамавіч. Уступ // Алтарны жывапіс Беларусі XVIІІ – ХІХ стагоддзяў [CD-ROM]: Віртуальная версія выставы «Алтарны жывапіс Беларусі XVIІІ – ХІХ стагоддзяў» у Нацыянальным мастацкім музеі 23 лютага – 10 чэрвеня 2009. Мінск: Нацыянальны мастацкі музей, 2009. Dudáš, Miloš; Gojdič, Ivan; Šukajlová, Margita. Piękno Słowackiej Kultury. Drewniane cerkwie i kościoły. Bratislava: Dajama, 2007. 127 s. |
Метки: Церковь, COMMENTARII / CТАТЬИ, история культуры, искусство, ФЛИКОП-СВИТО Г. А.