Stepanov, T. Y. [Степанов, Ц. Й.] State-formation in Danubian Bulgaria, AD 681–865: Religious dimensions [Государственное развитие Дунайской Болгарии (681–865): Религиозные специфики]

Дата изменения
Дата публикации:
Название статьи State-formation in Danubian Bulgaria, AD 681–865: Religious dimensions [Государственное развитие Дунайской Болгарии (681–865): Религиозные специфики]
Авторы Stepanov, Tsvetelin Yordanov [Степанов, Цветелин Йорданов] - кандидат исторических наук, доцент, Софийский университет «Св. Климент Охридски», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике Commentarii / Статьи
Год 2013 Номер журнала 1 Страницы 5-32
Тип статьи Научная статья Индекс УДК   Индекс ББК  
Аннотация Цель настоящей статьи, во-первых, представить основные гипотезы о праболгарской религии в современной болгарской историографии до крещения праболгар в 864/5 г. Во-вторых, сделать попытку связать процессы централизации Болгарии с развитием религиозных культов. За последние 20–25 лет были выдвинуты три главные гипотезы относительно сущности праболгарской религиозной системы: а) тенгризм; б) зороастризм; в) митраизм, параллельно с признанием факта наличия известного числа подданых болгарского кана, исповедующих христианство. Автор отмечает, что традиционная гипотеза называет религию праболгар тенгризмом, но одновременно с этим подчеркивает хорошо известный факт, что данная гипотеза базируется на одной-единственой каменной надписи в Мадаре, к тому же сильно испорченной и фрагментарной, где было прочитано слово ТАГГРА. Серьезной слабостью зороастрийской гипотезы автор считает факт, что ни в одном домашнем или чужом источнике праболгары не упомянуты как исповедующие зороастризм, хотя их храмы (на сегодняшний день на территории современной Болгарии были открыты шесть таких храмов) определенно следуют плановым концепциям т. н. иранских храмов огня. Что касается третьей гипотезы, то автор предлагает обозначать ее термином «индоиранской», а не «митраистской». Допускается вероятность, что в начале IX в., когда зарождаются процессы централизации и «модернизации» предхристианской Болгарии, культы огня, солнца и воды, основные в древнеиранской/индоиранской религиозной системе, получают архитектурную визуализацию в виде постройки храмов огня (в форме квадрата или прямоугольника) в основных центрах языческой Болгарии, т. е. в Плиске, Преславе, Мадаре и Силистре — главных резиденциях болгарских канов. Неисключается возможность восприятия в качестве «дружинного культа» и популярного в «степной империи» культа к светлому небу Тенгри. Какова бы ни была правда о религиозной системе дунайских праболгар, с точностью на данный момент ясно, что на теоретическом уровне она может быть представлена понятием-концептом «супремотеизм».
Ключевые слова Праболгары, язычество, супремотеизм, зороастризм, тенгризм, митраизм
Полный текст статьи Язык статьи английский
Список цитируемой литературы

1. Степанов Ц. Болгары и христианство до 864 года: Историографический ракурс (1989-2009)//Славяноведение. 2010. № 4. С. 3-10.
2. Аладжов, Живко. За един тип изображения на Тангра, in Музеи и паметници на културата. София, 1983. № 1. С. 22-24.
3. Аладжов, Живко. За култа кьм Тангра в средновековна Бьлгария, in Археология. 1983. № 1-2. С. 76-85.
4. Алексиев-Хофарт, Александьр. От звездите кьм крьста. София: Центьр за изследвания на бьлгарите: Тангра ТанНакРа, 2004. 456 с.
5. Алексиев-Хофарт, Александьр. Митраизмьт и древните бьлгари (Културен архетип). София: Центьр за изследвания на бьлгарите: Тангра ТанНакРа, 2009. 349 с.
6. Атанасов, Георги. Християнският Дуросторум-Дрьстьр. Доростолската епархия през Кьсната Античност и Средновековието, IV-XIV в. Варна: Зограф, 2007. 422 с.
7. Атанасов, Георги. За кесарската промоция и владетелските инсигнии на хан Тервел, in Епохи. 1995. № 3. С. 61-72.
8. Байпаков, Карл Молдахметович. Культ огня на Сырдарье, in Известия Академии наук Казахской ССР. Серия общественных наук. 1987. № 5. С. 51-61.
9. Басилов, Владимир Николаевич. Избранники духов. Москва: Политиздат, 1984. 207 с.
10. Бессонова, Cветлана Сергеевна. Религиозные представления скифов. Киев: Наукова думка, 1983. 138 с.
11. Бешевлиев, Веселин. Пьрвобьлгарите. Бит и култура. София: Наука и изкуство, 1981. 167 с.
12. Биджиев, Хасан. Поселения древних болгар Северного Кавказа VIII-X вв. (по материалам Карачаево-Черкесии и Ставропольской возвышенности), in Ранние болгары в Восточной Европе. Казань: АН СССР, Казанский филиал, 1989. С. 34-45.
13. Бойс, Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи/Перевод с английского и примечания И. М. Стеблин-Каменского. Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 316 с.
14. Вайнберг, Белла. Этногеография Турана в древности, VII в. до н. э. -VIII в. н. э. Москва: Восточная литература РАН, 1999. 358 с.
15. Ваклинов, Станчо. Формиране на старобьлгарската култура VI-XI век. София: Наука и изкуство, 1977. 294 с.
16. Ваклинов, Станчо. Изтокьт в старобьлгарското изкуство от VII до XI в., in Трудове на Висшия Педагогически Институт «Братя Кирил и Методий». Велико Тьрново, 1967-1968. Т. V. С. 125-160.
17. Венедиков, Иван. Прабьлгарите и християнството. Стара Загора: Идея, 1995. 239 с.
18. Винников, Анатолий Захарович; Афанасьев, Геннадий Евгеньевич. Культовые комплексы Маяцкого селища. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1991. 190 с.
19. Вьлчев, Йордан. Календар и слово. София: Бьлгарски писател, 1986. 200 с.
20. Георгиев, Павел. Големият езически храм в Плиска, in Проблеми на прабьлгарската история и култура. 1989. № 1. С. 338-353.
21. Гаджиев, Гайдар Абдулвагирович. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. Москва: Наука, 1991. 179 с.
22. Димитров, Божидар. Ранна християнизация в Бьлгария -VII -средата на IX век, in История на бьлгарите: потребност от нов подход. Преоценки. Част II. София: Тангра ТанНакРа, 1998. С. 65-70.
23. Добрев, Петьр. Царственик на бьлгарското достолепие. София: Иван Вазов, 1998. 195 с.
24. Добрев, Петьр. Преоткриването на прабьлгарския календар. София: Славика-РМ, 1994. 232 с.
25. Дончева, Стела. Езическите храмове -опит за архитектурно-семантичен анализ, in Бьлгарските земи през Средновековието (VII-XVIII в.). Международна конференция в чест на 70-годишнината на проф. Александьр Кузев. Варна, 12-14 септември 2002 г. Варна: Регионален исторически музей -Варна, 2005. С. 73-94.
26. Живков, Борис. Свещената царска власт и култьт кьм Великата Богиня в Хазария, in Минало. 2009. № 3. С. 21-31.
27. Живков, Борис. Хазария през IX и X век. София: Гутенберг, 2010. 378 с.
28. Калоев, Борис Александрович. Осетины. Историко-этнографическое исследование. Издание третье, дополненное и переработанное. Москва: Наука, 2004. 505 с.
29. Калоянов, Анчо. Старобьлгарското езичество. Мит, религия и фолклор в картината за свят у бьлгарите. Велико Тьрново: Университетско издателство «Св. св. Кирил и Методий», 2000. 239 с.
30. Калоянов, Анчо. Бьлгарското шаманство. София: ROD, 1995. 214 с.
31. Кляшторный, Сергей Григорьевич. Праболгарский Тангра и древнетюркский пантеон, in Сборник в памет на проф. Станчо Ваклинов. София: Издателство на Бьлгарска академия на науките, 1984. С. 18-22.
32. Кляшторный, Сергей Григорьевич; Султанов, Турсун Икрамович. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение, 2000. 320 с.
33. Кошеленко, Геннадий Андреевич. Ранние этапы развития культа Мифры, in Кузищин, Василий Иванович (ed.). Древний Восток и античный мир. Москва: Издательство Московского университета, 1972. С. 75-85.
34. Кошеленко, Геннадий Андреевич. Царская власть и ее обоснование в ранней Парфии, in Гафуров, Бободжан Гафурович (ed.). История Иранского государства и культуры. Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971. С. 212-218.
35. Кузьмина, Елена Ефимовна. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. Москва: Наука, Восточная литература, 1994. 464 с.
36. Кузьмина, Елена Ефимовна. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе: Илим, 1986. 194 с.
37. Кызласов, Леонид Романович. Культурные взаимосвязи тюрков и иранцев в VI-XIII вв. (язык, письменность, религия), in Этнографическое обозрение. 2004. № 6. С. 3-13.
38. Литвинский, Борис Анатольевич. Семиреченские жертвенники (индоиранские истоки культа огня), in Литвинский, Борис Анатольевич (ed.). Проблемы интерпретации памятников культуры Востока. Москва: Главная редакция Восточной литературы издательства «Наука», 1991. С. 66-87.
39. Луконин, Владимир Григорьевич. Искусство древнего Ирана. Москва: Искусство, 1977. 232 с.
40. Миятев, Крьстю. Бьлгарското изкуство през IX и X век, in Бьлгария 1000 години 927-1927. София, 1930. Т. I. С. 139-182.
41. Моллов, Тодор. Мит -епос -история. Велико Тьрново: Университетско издателство «Св. св. Кирил и Методий», 1997. 256 с.
42. Николова, Бистра. Ранното християнство в Бьлгария преди покрьстването: Теории и реалности, in Тотев, Тотю (ed.). 1100 години Велики Преслав. Сборник с материали от научната сесия, проведена в гр. Велики Преслав през 1993 г. по случай 1100 години от Великопреславския цьрковно-народен сьбор. Т. 1. Шумен: Издателство на ВПИ «Константин Преславски», 1995. С. 182-194.
43. Овчаров, Димитьр. Прабьлгарската религия. Произход и сьщност. София: Академично издателство «Проф. Марин Дринов», 1997. 183 с.
44. Овчаров, Димитьр. Прабьлгарските капища -произход и предназначение, in Векове. 1983. № 2. С. 56-62.
45. Овчаров, Николай. Сьществувала ли е богинята Умай в прабьлгарския пантеон?, in Проблеми на прабьлгарската история и култура. София: Издателство на Бьлгарска академия на науките, 1989. C. 430-439.
46. Овчаров, Николай. Сьществувала ли е тюркската богиня Умай в прабьлгарския пантеон?, in Мадара. Шумен, 1992. Т. 3. С. 159-168.
47. Отран, Шарл. Митра и Заратустра. София: Шамбала, 1998. 312 с.
48. Потапов, Леонид Павлович. Алтайский шаманизм. Ленинград: Наука, 1991. 321 c.
49. Прокопенко, Юрий Анатольевич. Элементы культа очага в погребальной обрядности населения Предкавказья в сарматское время, in Российская археология. 2001. № 4. С. 162-167.
50. Протич, Андрей. Сасанидската художествена традиция у прабьлгарите, in Известия на Бьлгарския Археологически институт. 1926-1927. Т. IV. С. 211-235.
51. Рапен, Клод. Святилища Средней Азии в эпоху эллинизма (Состояние вопроса), in Вестник древней истории. 1994. № 4. С. 128-139.
52. Рашев, Рашо. Бьлгарската езическа култура VII-IX век. София: Класика и стил, 2008. 600 с.
53. Рашев, Рашо. Бьлгарските ханове и християнството, in Георгиев, Павел (ed.). Християнската култура в средновековна Бьлгария. Материали от национална научна конференция по случай 1100 години от смьртта на Св. Княз Борис Михаил (ок. 835-907 г.), Шумен 2-4 май 2007 година. Велико Тьрново: Фабер, 2008. С. 35-41.
54. Рашев, Рашо. Византийците в Бьлгария до покрьстването, in Степанов, Цветелин; Вачкова, Веселина (ed.). Civitas divino-humana. В чест на 60-годишнината на професор Георги Бакалов. София: Центьр на изследвания на бьлгарите: Тангра ТанНакРа, 2004. C. 151-162.
55. Сарианиди, Виктор. Происхождение иранских храмов огня, in La Persia e l'Asia Centrale da Alessandro al. X secolo. Atti del convegno internazionale (Roma, 9-12 novembre 1994). Roma: Accademia Nacionale dei Lincei, 1996. P. 319-329.
56. Снесарев, Глеб Павлович. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. Москва: Наука, 1983. 212 с.
57. Станилов, Станислав. Езическите центрове в Пьрвата бьлгарска дьржава, in Бьлгария 1300. Институции и дьржавна традиция. Т. 2. София: Бьлгарско историческо дружество, 1982. С. 225-234.
58. Степанов, Цветелин. Древната бьлгарска религия: подходи и проблеми, in Евстатиев, Симеон (ed.). Християнство, ислям и източни религии: Нормативен текст и социокултурен контекст. София: Изток -Запад, 2011. С. 255-268.
59. Степанов, Цветелин. Бьлгарите и степната империя през Ранното Средновековие. Проблемьт за Другите. София: Гутенберг, 2005. 188 с.
60. Степанов, Цветелин. Мартеницата (из символния «език» за изначалието у бьлгарите), in Studia Protobulgarica et Mediaevalia Europensia. Материали от Международната научна конференция в чест на 100-годишнината на чл. кор. Веселин Бешевлиев, май 2000, Велико Тьрново. Велико Тьрново: Университетско издателство «Св. св. Кирил и Методий», 2003. С. 391-397.
61. Степанов, Цветелин. Власт и авторитет в ранносредновековна Бьлгария (VII -средата на IX в.). София: Академично издателство «Проф. Марин Дринов», 1999. 208 с.
62. Степанов, Цветелин. Поглед кьм някои древни вярвания и представи у бьлгарите (два примера), in Митев, Пламен; Дроснева, Елка (ed.). В тьрсене на истината. Професор Николай Генчев. Материали от научната сесия, организирана от Историческия факултет на Софийския университет «Св. Климент Охридски» и Общобьлгарския комитет «Васил Левски», 2 ноември 2001 г.: юбилейно издание по случай 70 години от рождението на професор Николай Генчев. София: Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 2002. С. 71-75.
63. Степанов, Цветелин. Болгарские государственные образования IV-IX вв.: От вождества к раннему государству, in Древняя Русь и Средневековая Европа: Возникновение государств. Материалы международной конференции. Москва, 2012 (in press).
64. Стойнев, Анани. Светогледьт на прабьлгарите. София: Издателство на Бьлгарска академия на науките, 1985. 150 с.
65. Теофилов, Теофил. Нов опит за вникване в сьщността и функциите на прабьлгарските езически храмове, in 1100 години Велики Преслав. Сборник с материали от научната сесия, проведена в гр. Велики Преслав през 1993 г. по случай 1100 години от Великопреславския цьрковно-народен сьбор. Т. 1. Шумен: Издателство на ВПИ «Константин Преславски», 1995. С. 296-306.
66. Толстов, Сергей Павлович. По древним дельтам Окса и Яксарта. Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1962. 321 с.
67. Толстов, Сергей Павлович. По следам древнехорезмийской цивилизации. Москва; Ленинград: Издательство АН СССР, 1948. 322 с.
68. Чобанов, Тодор. Изследвания вьрху културата на старите бьлгари. София: Центьр за изследвания на бьлгарите: Тангра ТанНакРа, 2010. 224 с.
69. Чобанов, Тодор. Свещените дворци на бьлгарските канове. София: Агато, 2008. 304 с.
70. Чобанов, Тодор. Наследството на Сасанидска Персия у бьлгарите на Долния Дунав. София: НИ Плюс, 2006. 94 с.
71. Шрайнер, Петер. Християнството в Бьлгария преди 864 г., in Шрайнер, Петер. Многообразие и сьперничество. Избрани студии за обществото и културата вьв Византия и средновековна Бьлгария. София: Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 2004. C. 215-224.
72. Barfield, Thomas. The Nomadic Alternative. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, 1993. 230 p.
73. Barfield, Thomas. The Perilous Frontier: Nomadic Empires and China, 221 BC to AD 1757. Oxford; Cambridge, Mass.: Basil Blackwell, 1989. 325 p.
74. Boyce, Mary. Zoroastrians: Their Religious Beliefs and Practices. London: Routledge: Kegan Paul, 1979. 252 p.
75. Boyce, Mary. A Persian Stronghold of Zoroastrianism. Oxford: Clarendon Press, 1977. 284 p.
76. Boyce, Mary. On the Zoroastrian Temple Cult of Fire, in Journal of the American Oriental Society. 1975. Vol. LXXXXV. P. 454-465.
77. Boyce, Mary. On the Sacred Fires of the Zoroastrians, in Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1968. Vol. XXXI. P. 52-69.
78. Browning, Robert. Byzantines in Bulgaria -late 8th-early 9th centuries, in Studia SlavicoByzantina et Mediaevalia Europensia. Vol. 1: In Memoriam Prof. Ivan Dujcev. Studies on the Slavo-Byzantine and West-European Middle Ages. Sofia: Dr. Peter Beron, 1988. P. 32-36.
79. Frye, Richard. The Heritage of Central Asia. From Antiquity to the Turkish Expansion. Princeton, New Jersey: Markus Wiener Publishers, 1996. 264 p.
80. Frye, Richard, Litvinsky, Boris. The Northern Nomads, Sogdiana and Chorasmia, in History of Humanity. Vol. 3: From the Seventh Century B.C. to the Seventh Century A.D. London; Paris; New York: UNESCO: Routledge, 1996. P. 467.
81. Gabain, Annemarie von. Das Leben im uigurischen Konigreich von Qoco (850-1250). Wiesbaden: In Kommission bei Otto Harrassowitz, 1973. 258 p.
82. Ghirshman, Roman. Perse Proto-Iraniens, Medes, Achemenides. Paris: Gallimard, 1963. 443 p.
83. Golden, Peter. An Introduction to the History of the Turkic Peoples. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1992. 483 p.
84. Grenet, Frantz. Iranian Gods in Hindu Garb: The Zoroastrian Pantheon of the Bactrians and Sogdians, Second-Eighth Centuries, in Bulletin of the Asia Institute. 2010. Vol. XX. P. 87-99.
85. Heissig, Walther; Klimkeit, Hans-Joachim (ed.). Synkretismus in den Religionen Zentralasiens: Ergebnisse eines Kolloquiums vom 24.5. bis 26.5. 1983. in St. Augustin bei Bonn. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1987. 226 s.
86. Herzfeld, Ernst. Zoroaster and His World. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1947. 851 p.
87. Litvinsky, Boris. Christianity, Indian and Local Religions, in History of Civilizations of Central Asia. Vol. 3. Paris, 1996. P. 421-431.
88. Nikolov, Stephan. The Pagan Bulgars and Byzantine Christianity in the Eighth and Ninth Centuries, in Journal of Historical Sociology. Vol. 13. 2000. Nr. 3. P. 325-364.
89. Petkov, Kiril. The Voices of Medieval Bulgaria, Seventh-Fifteenth Century. The Records of a Bygone Culture. Leiden; Boston: Brill Academic Publishers, 2008. 573 p.
90. Roux, Jean-Paul. La religion des Turcs et des Mongols. Paris: Payot, 1984. 323 p.
91. Shkoda, Valentin Germanovich. The Sogdian Temple: Structure and Rituals, in Bulletin of the Asia Institute. 1996. Vol. X. P. 195-206.
92. Sinor, Denis. Taking an oath over a dog cut in two, in Sinor, Denis. Studies in Medieval Inner Asia. Aldershot, Hampshire: Ashgate Publishing, 1997. 340 p.
93. Sinor, Denis (ed.). The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 518 p.
94. Sophoulis, Panos. Byzantium and Bulgaria, 775-831. Leiden; Boston: Brill Academic Publishers, 2012. 367 p.
95. Stepanov, Tsvetelin. The Bulgars and the Steppe Empire in the Early Middle Ages. The Problem of the Others. Leiden; Boston: Brill Academic Publishers, 2010. 154 p.
96. Stepanov, Tsvetelin. The Bulgar Title: Reconstructing the Notions of Divine Kingship in Bulgaria, AD 822-836, in Early Medieval Europe. Vol. 10. 2001. Nr. 1. Р. 1-19.
97. Vaissiere, de la Etienne. Histoire des marchands Sogdiens. Paris: College de France: De Boccard, 2002. 377 p.
98. Widengren, Geo. Die Religionen Irans. Stuttgart: Kohlhammer, 1965. 393 s.

 

Метки: Василий I, Праболгары, супремотеизм, тенгризм, митраизм, Болгария, религии