Ananiev, Vitaliy; Katsaridou, Iro. This obscure object of desire: object, photography, museum and damaged churches

Дата публикации:

Метки: музей, СТАТЬИ / COMMENTARII, вещь, предмет в истории, фотография, теория хлама, биография предмета, музейный предмет, музееведение, АНАНЬЕВ В. Г., КАЦАРИДУ И.

Ссылка для цитирования: Ananiev, Vitaly; Katsaridou, Iro. This obscure object of desire: object, photography, museum and damaged churches // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2018. № 2. С. 5-24. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2018.201.

For citation: Ananiev, Vitaly; Katsaridou, Iro. This obscure object of desire: object, photography, museum and damaged churches, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2018. № 2. Pp. 5-24. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2018.201.

Название статьи This obscure object of desire: object, photography, museum and damaged churches [Этот смутный объект желания: предмет, фотография, музей и разрушенные церкви]
Авторы Ананьев, Виталий Геннадьевич – кандидат исторических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; OrcID http://orcid.org/0000-0001-7413-6339; ResearcherID J-2692-2013;
Кацариду, Иро – PhD (Art History), куратор современного и актуального искусства, Музей византийской культуры, Салоники, Греция, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ScopusID 24080113500
В рубрике Commentarii / Cтатьи
Год  2018 Номер журнала  2 Страницы  5-24
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК  УДК 069; ББК 79.1 Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2018.201
Аннотация

В центре внимания статьи коллекция фотографий, относительно недавно (в 2016 г.) переданная в дар Музею византийской культуры (Салоники, Греция) Йоргисом Киурцаном, византинистом, связанным с парижским College de France. 17 фотографий, датированных периодом Октябрьской революции 1917 года, изображают разрушения, нанесенные в ходе бомбардировок церквям и другим памятникам московского Кремля. Некогда бывшие частью архива Томаса Уитмора, американского византиниста, эти фотографии были отвергнуты Византийской библиотекой в Париже, попали в коллекцию Йоргиса Киурцана и в итоге оказались в собрании Музея византийской культуры. В статье рассматривается непростая биография этих фотографий: от создания как документов к использованию в качестве инструмента пропаганды через изъятие за ненужностью из собрания Византийской библиотеки к новой жизни в качестве артефактов в Музее византийской культуры. В статье анализируются неоднозначные нарративы фотографий, а плюсы и минусы, предполагаемые их включением в музейную коллекцию, представлены через анализ конфликтной динамики развития самой коллекции. Конкретный пример анализируется в контексте общих подходов, предложенных современной гуманитарной мыслью для концептуализации предмета как элемента исторического исследования.

Ключевые слова вещь, предмет, фотография, теория хлама, биография предмета
Полный текст статьи Язык статьи английский
Список цитируемой литературы

Attfield, Judith. Wild Things: The material culture of everyday life. Oxford: Berg, 2000. 315 p.

Batchen, Geoffrey. Photography’s Objects. Albuquerque: University of New Mexico Art Museum, 1997. 15 p.

Crimp, Douglas. The Museum’s Old, the Library’s New Subject // On The Museum’s Ruins. Ed. by Douglas Crimp. Cambridge, Massachusetts; London, England: The MIT Press, 1993. P. 66–83.

Critelli, Maria Pia. Stefano Lecchi. Un fotografo e la repubblica romana del 1849. Rome: Retablo, 2001. 168 p.

Dilly, Heinrich. Septembre 1914 // Revue germanique internationale. 2000. № 13. P. 223–237.

Edwards, Elizabeth; Hart, Janice. Introduction: Photographs as objects // Photographs, objects, histories: on the materiality of images. London; New York: Routledge, 2004. P. 1–15.

Goldhahn, Almut. Traces of Devastation: Photography, Cultural Heritage, and Propaganda during World War II // Representations of the Nazi Occupation: Photography, history, memory. Ed. by I. Katsaridou; I. Motsianos. Thessaloniki: Museum of Byzantine Culture, 2016. P. 102–118.

Gosden, Chris. What Do Objects Want? // Journal of Archaeological Method and Theory. 2005. Vol. 12. Is. 3. P. 193–211.

Gosden, Chris; Marshall, Yvonne. The Cultural Biography of Objects // World Archeology. 1999. Vol. 31. No. 2. P. 169–178.

Haaften, van Julia. From Talbot to Stieglitz: Masterpieces of Early Photography from the New York Public Library. London: Thames and Hudson, 1982. 128 p.

Major, Ben. “The Socialite Archaeologist”. Thomas Whittemore (1871–1950) and the roles of patronage, politics, and personal connections in cultural heritage preservation. BA hons thesis, 2010. Rutgers University. (Access mode: https://history.rutgers.edu/docman-docs/undergraduate/honors-papers-2010/209-the-socialite-archaeologist/file (last visited — 14 September 2018)).

Marchand, Suzanne. The Rhetoric of artefacts and the Decline of Classical Humanism: The Case of Josef Strzygowski // History and Theory. 1994. Vol. 33. № 4. Р. 106–130.

Maynard, Patrick. The Engine of Visualisation. Ithaca; New York: Cornell University Press, 1997. 337 p.

Miller, Peter N. History and Its Objects: Antiquarianism and Material Culture since 1500. Ithaca; London: Cornell University Press, 2017. 312 p.

Pearce, Susan M. Museums, Objects and Collections. Washington, D.C.: Smithsonian Institution Press, 1993. 296 p.

Razon, Rona. Thomas Whittemore’s manifold narrative // Colligere, 16/05/2017 (Access mode:  https://archibibscdf.hypotheses.org/486 (last visited — 17 September 2018))

Rosenblum, Naomi. A World History of Photography. New York: Abbeville Press, 1997. 695 p.

Straw, Will. The thingness of things: Keynote address for interrogating Subcultures conference, University of Rochester, March 27, 1998, Invisible Culture. (Access Mode http://www.rochester.edu/in_visible_culture/issue2/straw.htm#BackFromNote1 (last visited — 22 September 2018)).

Szarkowski, John. The Photographer’s Eye. New York: The Museum of Modern Art, 1980. 155 p.

Taborsky, Edwina. The discursive object // Objects of knowledge. Ed. by S. Pearce. London; Atlantic Highlands: Athlone Press, 1990. P. 50–77.

Taborsky, Edwina. The semiotic structure of societies: the four verbs of cognition // Methodology and Science. 1988. Vol. 21. Is. 3. P. 202–214.

Thomson, Michael. Rubbish Theory. The creation and destruction of value. Oxford: Oxford University Press, 1979. 228 p.

Walker, John A. Context as a Determinant of Photographic Meaning // The Camerawork Essays. Context and meaning in photography. Ed. by J. Evans. London: Rivers Oram Press, 1997. P. 52–63.

Wells, Liz. Photography as Art // Photography: A Critical Introduction. Ed. by L. Wells. London; New York: Routledge, 2015. P. 289–353.

Копытофф, Игорь. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей. Москва: Территория будущего, 2006. С. 134–168.

Крэри, Джонатан. Техники наблюдателя. Москва: V-A-C Press, 2014. 250 c.

Пармузина, Ирина Сергеевна. Фотографии последствий обстрела Московского Кремля в конце октября – начале ноября 1917 г. в собрании Музеев Московского Кремля // Сборник докладов конференции “Фотография в музее” 16–18 мая 2017 г. Санкт-Петербург: РОСФОТО, 2017. C. 10–15.

 

Печать Электронная почта

  • Просмотров: 339