Долак, Ян. Вещь в музее. Музейная коллекция как структура

Дата публикации:

Ссылка для цитирования:  Долак, Ян. Вещь в музее. Музейная  коллекция как структура // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2018. № 2. С. 25-35. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2018.202.

For citation: Dolák, Jan. Thing in museum. Museum collection as structure, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2018. № 2. Pp. 25-35. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2018.202.

Название статьи Вещь в музее. Музейная  коллекция как структура  
Авторы Долак, Ян ― PhD in Archeology, научный ассистент, Университет Коменского, Братислава, Словакия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ScopusID 57193093668
В рубрике Commentarii / Cтатьи
Год  2018 Номер журнала  2 Страницы  25-35
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК УДК 792.8+929; ББК 71.1 Индекс DOI  https://doi.org/10.21638/spbu19.2018.202
Аннотация Музей представляет собой «мир вещей». В статье рассматриваются основные характеристики вещи с точки зрения философии. Обращаясь к идеям ряда мыслителей (Руссель, Рорти, Гуссерль, Хайдеггер, Витгенштейн, Паточка, Море), автор показывает, что не следует рассматривать вещь как нечто изолированное, напротив — она является частью неких систем. Данное утверждение верно и для музейных коллекций, особенно с концептуальной точки зрения. Следует принимать во внимание связь определенной вещи с другими вещами. Музейные предметы могут рассматриваться как части «трех миров», выделенных Карлом Поппером. Музейный предмет является аутентичным свидетелем прошлого, следовательно, он разбивает распространение современной гиперреальности (Бодрийяр). Так как музейная коллекция является структурой, в статье рассматриваются базовые характеристики этого понятия (Фуко, Лорд и Странский). Музейная коллекция трактуется как структура определенной целостности, зависящая от внутренней упорядоченности, т. е. как набор отношений между частями этого единства, формирующий само единство. В музейном предмете можно выделить структурные и культурные элементы. Первые связаны с его материальной сущностью, вторые ― с контекстом его применения и использования. Музейный предмет намеренно изъят из функциональных связей (Бенеш). Следовательно, не всякий институт, хранящий ценные предметы, может трактоваться как музей. Совокупность музейных предметов составляет музейную коллекцию. Используемое нами определение музейной коллекции предполагает, что она является набором вещей, связанных друг с другом. Именно эта их взаимосвязь придает музейной коллекции ценность, в отличие от обычной совокупности отдельных элементов. Куратор, формируя ее, должен опираться на глубокое знание как профильных дисциплин, так и музеологии. Он должен рассматривать коллекцию как живой организм, развитие которого связано с постоянным повышением ее качества. Хорошо подготовленная коллекция, будучи структурой, подобной «живой» структуре языка, сама способна указать на то, что в ней имеются пробелы и недостатки, которые следует исправить. Задача музея — не коллекционировать вещи, какими бы ценными они ни были, но формировать подлинную коллекцию как систему и структуру.
Ключевые слова  музей, вещь, коллекция, структура
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

 Baudrillard, Jean. Amerika. Praha: Dauphin, 2000. 164 s.

Beneš, Josef. Základy muzeologie. Opava: Open Education & Sciences, 1997. 179 s.

Dolák, Jan. Muzeum a prezentace. Bratislava: Muzeológia a kultúrne dedičstvo, 2015. 114. s. (URL: http://www.muzeologia.sk/index_htm_files/Dolak_J_muzeum%20a%20prezentace.pdf (дата посещения — 12.06.2018)).

Drobný, Tomáš. Sbírky relikvií nástrojem reprezentace ideje státnosti Karla IV // Muzeológia a kultúrne dedičstvo. 2016. № 1. S. 41–52.

Foucault, Michel. Slova a věci. Praha: Computer Press, 2007. 316 s.

Lord, Beth. Foucault’s museum: difference, representation, and genealogy // Museum and society. 2006. Vol. 4. Pt 1. P. 11–14.

Marešová, Žaneta. Trojí pojetí muzejního předmětu v teoretické muzeologii. (Diplomová práce). Brno: Masarykova univerzita, 2011. 90 s.

Maroević, Ivo. Into the World of Cultural Heritage: Museology — Conservation — Architecture. Petrinja: Matica Hrvatska Ogranak, 2004. 270 p.

Maure, Marc. The exhibition as Theatre — on the Standing of Museum Objects // Nordisk Museologi. 1995. № 2. P. 155–168.

Mensch, Peter van. Towards a methodology of museology: PhD thesis. Zagreb: University of Zagreb, 1992.

Nekuža, Petr. Technika v muzejní kultuře // Muzeológia a kultúrne dedičstvo. 2016. № 2. S. 67–74.

Otlet, Paul. Traité de documentation: le livre sur le livre, théorie et pratique. Bruxelles: Editions Mundaneum, 1934. 431 p.

Patočka, Jan. The Natural World as a Philosophical Problem. Chicago: Northwestern University Press, 2016. (Studies in Phenomenology and Existential Philosophy). 240 p.

Petříček, Miroslav. Úvod do současné filozofie. Praha: Herrmann a synové, 1997. 180 s.

Piaget, Jean. Múdrosť a ilúzie filozofie. Bratislava: Pravda, 1977. 115 s.

Piotrovskiy, Mikhail Borisovich. Contemporary Art and Classical Museum: Conflict or Symbiosis? // Muzeológia a kultúrne dedičstvo. 2017. № 2. S. 135–140.

Quine, Willard Van Orman. Word and Object. Massachusetts: Technology Press of the Massachusetts Institute of Technology, 1960. 294 с.

Rorty, Richard McKay. Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton, 1979.

Russell, Bertrand. Logika, věda, filozofie, společnost. Praha: Svoboda, 1993. 172 s.

Slouková, Danica. Sešity k dějinám filozofie. Pro studium na VŠE Praha. Filozofie 20. století. 1. část. Praha: Oeconomica, 2003. 156 s.

Stránský, Zbyněk Zbyslav. Archeologie a muzeologie. Brno: Masarykova univerzita, 2005. 315 s.

Swiecimski, Jerzy. Exponat a przedmiot muzealny. Proporzycja nowego rozumienia pojecia eksponatu muzealnego. Zeszyty naukowe Uniwersytetu Jagielloňskiego // Oupuscula Musealia, 1987. S. 99–117.

Swiecimski, Jerzy. O metodyce budowania wystaw w muzeach przyrodniczych: scenarius — dyspozycja wstepna-projekt-kosztorys-realizacja // Przeglad zoologiczny. 1996. Vol. XL. № 3–4. S. 269–280.

Šmigeľ, Michal; Cherkasov, Alexandr; Kmeť, Miroslav. Život a zvyky kaukazských Čerkasov: Historicko-komparatívna sondáž cestopisov europskych cestovatelov od začiatku 16. do polovice 19. storočia // Muzeológia a kultúrne dedičstvo. 2017. № 2. S. 29–50.

Škodová, Monika. História a súčasnosť Novohradského múzea a galérie v Lučenci // Muzeológia a kultúrne dedičstvo. 2016. № 2. S. 87–93.

Tsuruta, Soichiro. Proposal for the Museum Material: Environment System // ICOFOM Study Series. 1984. Vol. 6. P. 29–39.

Waidacher, Friedrich. Príručka všeobecnej muzeológie. Bratislava: Slovenské národné múzeum, 1999. 477 s.

Поппер, Карл. Логика и рост научного знания: избранные работы / Переводы с английского. Москва: Прогресс, 1983. 605 c.

 

Печать Электронная почта

  • Просмотров: 267