Ссылка для цитирования: Баранов, Дмитрий Александрович. Об этнографическом измерении материальности // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2018. № 2. С. 36-56. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2018.203.
For citation: Baranov, Dmitriy Aleksandrovich. On the ethnographic understanding of materiality, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2018. № 2. Pp. 36-56. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2018.203.
Название статьи | Об этнографическом измерении материальности | ||||||||
Авторы | Баранов, Дмитрий Александрович ― кандидат исторических наук, заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея, Санкт-Петербург, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; OrcID 0000-0003-4129-7771 | ||||||||
В рубрике | Commentarii / Статьи | ||||||||
Год | 2018 | Номер журнала | 2 | Страницы | 36-56 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | УДК 316.74+39; ББК 79.1 | Индекс DOI |
https://doi.org/10.21638/spbu19.2018.203 | ||||
Аннотация | Статья представляет собой анализ этнографических подходов к изучению материальной культуры и их места в рамках онтологического поворота, произошедшего в социальных науках в последние десятилетия. Несмотря на то, что на этапе своего становления этнография понималась прежде всего как наука о материальной культуре разных народов, тем не менее, сама материальность вещи оказалась слабо проблематизирована. До сих пор в этнографическом подходе к материальной культуре доминирует консервативная линия, в рамках которой в фокусе внимания оказывается либо «вещественное» (материал, техника изготовления, утилитарные функции), либо «символическое» (семантика, ритуальные функции). Предлагаемая социологами объектно-центричная перспектива, уравнивающая в правах субъект и объект, человека и вещь, вряд ли полностью отвечает интересам этнографии. Для последней перспективные подходы к изучению материального объекта во многом определяются учетом тех его физических особенностей, которые апеллируют к человеческим чувствам. Именно в этой «контактной зоне» взаимодействия человека с вещью — сфере человеческих чувств ― вещь приобретает человеческое измерение, которое, собственно, и является предметным полем антропологии / этнографии. | ||||||||
Ключевые слова | материальность, онтологический поворот, этнографический предмет, музей, семантика, технология, уникализация | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
Ананьев, Виталий Геннадиевич. История зарубежной музеологии. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, Институт истории, 2014. 136 с. Байбурин, Альберт Кашфуллович. Этнографический музей: семиотика и идеология // Неприкосновенный запас. 2004. № 1 (URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/1/bab13.html). Баранова, Ирина Ивановна. Показ современности в ГМЭ народов СССР (поиски и проблемы) // Советская этнография. 1981. № 2. С. 25–35. Власова, Марина Никитична. Русские суеверия. Санкт-Петербург: Азбука, 1998. 672 с. Дмитриев, Владимир Александрович; Калашникова, Наталья Моисеевна. О принципах комплектования фондов этнографических музеев на современном этапе // Советская этнография. Москва, 1989. № 2. С. 82–93. Иванов, Дмитрий. Станица Отрадная, Кубанской области, Баталпашинского уезда // Сборник материалов описаний местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1888. Вып. 6. С. 10–40. Копытофф, Игорь. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей. Сб. статей / Под ред. Вахштайна, Виктора Семеновича. Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). С. 134–168. Котилайнен, Эйя-Майа. Новые представления мировых культур в музее // Антропологический форум. Санкт-Петербург, 2007. № 6. С. 48–56. Круткин, Виктор Леонидович. Социокультурная материальность в антропологии Д. Миллера // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. № 1. С. 149–165. Кун, Томас. Структура научных революций. Москва: Прогресс, 1977. 300 с. Лем, Станислав. Абсолютная пустота. Москва: АСТ, 2002. 608 с. Лем, Станислав. Москва: АСТ; Санкт-Петербург: TERRA FANTASTICA, 2004. 668 с. Мастеница, Елена Николаевна. Информационный потенциал музейного предмета: Этнокультурный аспект // Музей. Традиции. Этничность. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского этнографического музея. Кишинев; Санкт-Петербург: Nestor-Historia, 2002. С. 328–330. Митрофанова, Вера Викторовна. Загадки. Москва: Наука, 1968. 253 с. Пронина, Наталья Юрьевна. Умберто Эко: знак и реальность. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Саратов, 2013. 25 с. Соколовский, Сергей Валерьевич. К самим вещам? (Об онтологическом повороте в социальных и гуманитарных дисциплинах) // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Москва, 2016. Вып. 21. С. 9–33. Токарев, Сергей Александрович. К методике этнографического изучения материальной культуры // Советская этнография. 1970. № 4. С. 3–17. Толстая, Светлана Михайловна. Категория признака в символическом языке культуры // Признаковое пространство культуры. Москва: Индрик, 2002. С. 3–15. Топоров, Владимир Николаевич. Из наблюдений над загадкой // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Загадка как текст. Ч. 1. Москва: Индрик, 1994. С. 10–117. Топоров, Владимир Николаевич. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. Москва: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1995. 624 с. Шангина, Изабелла Иосифовна. Русский фонд этнографических музеев Москвы и Санкт-Петербурга. История и проблемы комплектования. 1867–1930 гг. Москва: Издательство Российского института культурологии, 1994. 40 с. Шкловский, Виктор Борисович. Искусство как прием // О теории прозы. Москва: Советский писатель, 1983. С. 9–25. Щепанская, Татьяна Борисовна. Ржавая мерёжа: к вопросу о трансформации и вариативности традиционной культуры // Фольклор и этнография: К девяностолетию со дня рождения К. В. Чистова: Сборник научных статей / Отв. ред. Байбурин, Альберт Кашфуллович; Щепанская, Татьяна Борисовна. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2011. 316 с. Хайдеггер, Мартин. Бытие и время. Харьков: «Фолио», 2003. 509 с. Эриксен, Томас Х. Что такое антропология? Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. 240 с. Clifford, James. The predicament of the culture. Twentieth-Century Ethnography, Literature, and Art. Cambridge: Harward University Press, 1988. 381 p. Eco, Umberto. Semiotics and the Philosophy of Language. London: Macmillan, 1984. 249 p. Gell, Alfred. Art and Agency. An Anthropological Theory. Oxford: Clarendon Press, 1998. 271 p. Miller, Daniel. Introduction // Materiality / Ed. by Daniel Miller. Durham (N. C.): Duke University Press, 2005. P. 1–50. Latour, Bruno. Another way to compose the common world: the Ontological Turn in French Philosophical Anthropology // HAU: Journal of Ethnographic Theory. 2014. Vol. 4 (1). P. 301–307. Prown, Jules David. Mind in matter: an introduction to material culture theory and method // Winterthur Portfolio. 1982. Vol. 17. P. 1–19. Rowlands, Michael. A Materialist Approach to Materiality // Materiality / Ed. by Daniel Miller. Durham (N. C.): Duke University Press, 2005. P. 72–87. Woolgar, Steve; Lezaun, Javier. The wrong bin bag: A turn to ontology in science and technology studies? // Social Studies of Science. 2013. Vol. 43. No. 3. P. 321–340. |