Медяков, Александр Сергеевич. «Совершенно новое средство агитации»: немецкая национальная открытка в Австро-Венгрии рубежа XIX-XX веков

Дата публикации:

Ссылка для цитирования: Медяков, Александр Сергеевич. «Совершенно новое средство агитации»: немецкая «национальная открытка» в Австро-Венгрии рубежа XIX–XX веков // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2018. № 2. С. 80-97. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2018.205.

For citation: Medyakov, Alexander Sergeevich. «A completely new means of agitation»: the German «national postcard» in Austria-Hungary at the turn of the 19th and 20th centuries, in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2018. № 2. Pp. 80-97. DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2018.205.

Название статьи «Совершенно новое средство агитации»: немецкая «национальная открытка» в Австро-Венгрии рубежа XIX–XX веков
Авторы Медяков, Александр Сергеевич ― кандидат исторических наук, доцент, исторический факультет, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; OrcID 0000-0003-0187-6437
В рубрике Commentarii / Cтатьи
Год  2018 Номер журнала  2 Страницы  80-97
Тип статьи Научная статья Индекс УДК; ББК  УДК 94 (439); ББК 63.3(4)5 Индекс DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2018.205
Аннотация  В статье исследуется роль и функции почтовой открытки в Австро-Венгрии на рубеже XIX–XX вв. Рассмотрены содержание визуальных посланий «немецко-национальных» открыток, их социокультурное бытование и связанные с ними практики, реакция на них пользователей. Анализируются использовавшиеся в открытках немецкие национальные символы («Германия», «Немецкий Михель», архангел Михаил, Бисмарк, «немецкий дуб» и др.), а также их инструментализация в национальной борьбе, в частности, против языковых законов Бадени 1897 г. Выявляется роль националистических «ферейнов защиты» в издании, распространении и пропагандистском использовании открыток. Ставится проблема сотрудничества фелькишских организаций Австро-Венгрии и Германии, в котором заметное место занимали открытки, использовавшиеся в качестве средства пропаганды. Делается вывод о социокультурной среде потребителей подобных открыток. Ими в первую очередь являлись образованные немцы, преимущественно протестантского вероисповедания. Значительную долю составляли студенты, а также члены различных неполитических объединений — гимнастов, певцов, стрелков и др. Ярко выраженный национальный и пропагандистский характер открыток стал причиной более четкой и чаще проявлявшейся реакции на них в текстах письменных посланий по сравнению с открытками других жанров. Вместе с тем агрессивность и категоричность подобных визуальных посланий делала круг их адресатов достаточно узким, с одной стороны, а с другой ― побуждала к ответным реакциям затронутые критикой стороны (прежде всего, католиков и чехов).
Ключевые слова открытка, Австро-Венгрия, фелькишское движение, национальная проблема, национализм, пропаганда
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы

Медяков, Александр Сергеевич. Первая мировая война на почтовых открытках. Т. IV. Киров: Издательский дом «Крепостновъ», 2014. 467 с.

Behrenbeck, Sabine. «Heil» // Deutsche Erinnerungsorte. Bd III / Hg. v. François, Étienneand und Schulze, Hagen. München: Verlag C. H. Beck, 2009. S. 310–327.

Brandt, Bettina. Germania und ihre Söhne: Repräsentationen von Nation, Geschlecht und Politik in der Moderne. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2010. 413 s.

Brunn, Gerhard. Germania und die Entstehung des deutschen Nationalstaates. Zum Zusammenhang von Symbolen und Wir-Gefühl // Symbole der Politik, Politik der Symbole / Hg. v. Voigt, Rüdiger. Opladen: Leske Verlag, 1989. S. 101–122.

Brusniak, Friedhelm. Der Deutsche Sängerbund und das «deutsche Lied» // Nationale Musik im 20. Jahrhundert. Kompositorische und soziokulturelle Aspekte der Musikgeschichte zwischen Ost- und Westeuropa. Konferenzbericht / Hg. v. Loos, Helmut und Keym, Stefan. Leipzig: Gudrun Schröder Verlag, 2004. S. 409–421.

Fliege, Thomas. «Mein Deutschland sei mein Engel Michael». Sankt Michael als national-religiöser Mythos // Alliierte im Himmel. Populare Religiosität und Kriegserfahrung / Hg. v. Korff, Gottfried. Tübingen: Tübinger Vereinigung für Volkskunde, 2006. S. 177–178.

Förster, Birte. Der Königin Luise-Mythos: Mediengeschichte des «Idealbilds deutscher Weiblichkeit», 1860–1960. Göttingen: V&R unipress, 2011. 492 s.

Galle, Maja. Der Erzengel Michael in der deutschen Kunst des 19. Jahrhunderts. München: Utz, Wiss., 2002. 234 s.

Graf, Alexander. «Los von Rom» und «heim ins Reich»: Das deutschnationale Akademikermilieu an den cisleithanischen Hochschulen der Habsburgermonarchie 1859–1914. Berlin: Lit Verlag, 2015. 248 s.

Grote, Bernd. Der deutsche Michel. Ein Beitrag zur publizistischen Bedeutung der Nationalfiguren. Dortmund: Ruhfus, 1967. 89 s.

Hartung, Günter. Völkische Ideologie // Handbuch zur «Völkischen Bewegung». 1871–1918 / Hg. v. Puschner, Uwe; Schmitz, Walter; Ulbricht, Justus H. München: [u. a.], 1996. S. 22–42.

Haupt, Heinz-Gerhard; Langewische, Dieter. Nation und Religion ― zur Einführung // Nation und Religion in der deutschen Geschichte / Hg. v. Haupt, Heinz-Gerhard und Langewische, Dieter. Frankfurt am Main; New York: Campus, 2002. S. 11–32.

Hitler, Adolf. Mein Kampf. München: Zentralverlag Franz Eher, 1936. 781 s.

Huss, Marie-Monique. Histoires de famille: cartes postales et culture de guerre. Paris: Éditions Noesis, 2000. 337 p.

Jaworski, Rudolf. Deutsche und tschechische Ansichten. Kollektive Identifikationsangebote auf Bildpostkarten in der späten Habsburgermonarchie. Innsbruck; Wien; Bozen: Studienverlag, 2006. 218 s.

Jaworski, Rudolf. «Hinweg mit der Sprachenverordnung!». Die deutschen Obstruktionskarten während der Badeni-Krise 1897/1898 // Bohemia. 2009. Nr 49. S. 3–18.

Krasa-Florian, Selma. Die Allegorie der Austria. Die Entstehung des Gesamtstaatsgedankens in der österreichisch-ungarischen Monarchie und die bildende Kunst. Wien: Böhlau Verlag, 2007. 280 s.

Osmond, Jonathan. Politische Symbolik in der deutschen Kunst // Aus Politik und Zeitgeschichte. 2006. Nr 20. S. 22–30.

Puschner, Uwe. Katholisches Milieu und alldeutsch-völkische Bewegung. Die Münchner Zeitschrift «Odin» (1899–1901) // Le milieu intellectuel catholique en Allemagne, sa presse et ses réseaux (1871–1963) / Das katholische Intellektuellenmilieu in Deutschland, seine Presse und seine Netzwerke (1871–1963) / Hg. v. Grunewald, Michel und Puschner, Uwe. Bern: Lang, 2006. S. 143–167.

See, Klaus von. Deutsche Germanen-Ideologie. Vom Humanismus bis zum Gegenwart. Frankfurt am Main: Athenäum, 1970. 105 s.

Schmitz-Berning, Cornelia.Vokabular des Nationalsozialismus. Berlin; New York: Walter de Gruyter 1998. 710 s.

Speth, Rudolf. Nation und Revolution. Politische Mythen im 19. Jahrhundert. Opladen: Leske und Budrich, 2000. 502 s.

Szarota, Tomasz. Der deutsche Michel. Die Geschichte eines nationalen Symbols und Autostereotyps. Osnabrück: Fibre, 1998. 421 s.

Telesko, Werner. Geschichtsraum Österreich. Die Habsburger und ihre Geschichte in der bildenden Kunst des 19. Jahrhunderts. Wien; Köln; Weimar: Böhlau, 2006. 576 s.

Trauner, Karl-Reinhart. Die Los-von-Rom-Bewegung. Gesellschaftspolitische und kirchliche Strömung in der ausgehenden Habsburgermonarchie. Szentendre: P. Tillinger, 1999. 751 s.

Weißmann, Karlheinz. Schwarze Fahnen, Runenzeichen: die Entwicklung der politischen Symbolik der deutschen Rechten zwischen 1890 und 1945. Düsseldorf: Droste, 1991. 282 s.

Wladika, Michael. Hitlers Vätergeneration. Die Ursprünge des Nationalsozialismus in der k.u.k. Monarchie. Wien; Köln; Weimar: Böhlau, 2005. 675 s.

 

Печать Электронная почта

  • Просмотров: 286